Как из одной шкурки сшить десять шапок?
Урезание окружных бюджетов, о котором давно предупреждали москвичей, все-таки состоялось. В этом году бюджет развития территории Северо-Западного округа недополучит приличную сумму – 206 млн. рублей. План социально-экономического развития на 2005 год называют балансом между потребностями и возможностями.
Однако это отнюдь не говорит о намерении чиновников заниматься лишь сведением кредита и дебета. «План развития округа – не бухгалтерский, а управленческий документ», – подчеркнул на заседании коллегии префектуры СЗАО префект Виктор Козлов.
Как известно, урезание целевого бюджетного фонда почти на 30% произошло из-за ряда изменений, которые Госдума внесла в Налоговый кодекс РФ. Проще всего, по словам префекта СЗАО, было бы на эти же проценты равномерно сократить все экономические программы округа. Но результат такого подхода к планированию заранее предсказуем – это как из одной шкурки сшить десять шапок. Согреть они все равно никого не смогут. Иначе говоря, к концу года округ подойдет все с теми же проблемами. Поэтому основное внимание было решено обратить на самое главное – социальную сферу. А приоритетами стали достойная встреча 60-летия Победы и все мероприятия, связанные с поддержкой ветеранов, своевременная реализация социальных льгот и гарантий, доступность и должное качество социальных услуг, в первую очередь медицинского обслуживания и образования.
В 2005 году планируется построить:
- в Митине детский сад на 140 мест, пристройку к школе № 1939, детскую школу искусств, библиотеку, киноконцертный зал;
- в Куркине два детсада на 140 и 75 мест, школу на 660 учащихся, межшкольный бассейн (4-й мкр.);
- в Северном Тушине детский сад на 280 мест.
Кроме того, на Северо-Западе появятся три межшкольных стадиона, начнется строительство детской поликлиники № 94 на ул. Вишневой, бассейна на ул. Генерала Глаголева, районного управления социальной защиты населения в Митине. На базе библиотечной сети создаются 12 интеллект-центров, откроются филиалы поликлиник № 139, 219, хоспис в Куркине.
Тем не менее, руководителям ДЕЗов и территориально-отраслевых структур придется постоянно помнить об экономии. В проекте плана социально-экономического развития СЗАО появилась жесткая формулировка: «Исключить практику предоставления средств резервного фонда префекта на финансирование внеплановых расходов текущего характера». Похожее требование включено в статью 36 закона «О бюджете города Москвы на 2005 год». В ней говорится, что принятые получателями бюджетных средств обязательства, сверх утвержденных финансовых лимитов, теперь не будут покрываться за счет городского бюджета и даже могут быть признаны недействительными по иску, поданному в суд финансовыми органами правительства Москвы.
По мнению Виктора Козлова, бюджетный дефицит должен стимулировать все уровни власти совершенствовать процесс формирования доходов. В частности, повышать эффективность работы с землей и недвижимостью. Сегодня арендная плата за использование нежилых помещений составляет почти 57% в целевом бюджетном фонде развития территории. Предполагается, что ее доля может быть повышена за счет отмены льгот по аренде тем видам бизнеса, которые не испытывают в них особенной нужды. Дополнительные поступления в бюджет власти намерены получить за счет вовлечения в хозяйственный оборот ранее неиспользуемых земельных участков и объектов недвижимости.
Но главное, что в наибольшей мере может обеспечить поступательное развитие всех секторов экономики округа, – это создание условий, способствующих предпринимательской активности населения, развитие инфраструктуры малого бизнеса. В 2005 году будут созданы многофункциональные деловые центры (ул. Тухачевского, вл. 20 и ул. Митинская, вл. 16). Дополнительно более 17 тыс. кв. метров нежилых помещений отведут для размещения предприятий малого бизнеса. Префект пообещал, что материальную поддержку получат самые удачные частные инициативы.
В округе будет поощряться развитие конкурентной среды. Лозунг года: «Размещение объектов городского заказа в полном объеме через конкурсы».
Коль уж скоро речь зашла об экономии, окружные и районные руководители обсудили, как эксплуатируются объекты нового строительства. Порой здесь наблюдается парадоксальная ситуация. В только что сданных школах и детских садах не хватает самого необходимого – игрушек, учебных материалов, мебели, оборудования.
Оказывается, при проведении экспертизы проектов городские структуры снижают сметные расходы. А компенсировать необоснованную оптимизацию сметы приходится окружным властям, не участвующим в согласовании проектов. Загадка – где брать эти средства, ведь по существующим нормам в новостройки не положено вкладывать дополнительные деньги.
И все-таки облик СЗАО продолжит обновляться. За счет средств городского бюджета здесь в этом году будет построено 563 тыс. кв. метров жилья, произведен ремонт 471 тыс. кв. метров дорог. По программе «Мой двор, мой подъезд» планируется благоустроить 215 территорий. Приоритетную роль начинает играть и новая городская программа «Выходи во двор, поиграем». В московских дворах станет гораздо больше игровых и спортивных площадок, специальных комплексов, предназначенных для активного отдыха детей и подростков.
НАША СПРАВКА
Структура финансовых ресурсов Северо-Западного округа в 2005 году по традиционному бюджету: На ЖКХ будет направлено 3,3 млрд. руб. (113% к 2004 году)
Образование – 2,3 млрд. руб. (117,1%)
Здравоохранение – 0,6 млрд. руб. (103,3%)
Социальная политика – 0,2 млрд. руб. (107,7%)
Социальная защита – 0,15 млрд. руб. (117,4%)
Культура – 0,18 млрд. руб. (122,3%)