Недодал – компенсируй
Наши граждане становятся все более грамотными в защите своих прав. И прекрасно сознают, что вправе требовать возврата платежей в случае перебоев с поставкой воды, тепла и прочих услуг.Деньги, кстати, возвращаются довольно большие: например, в Новосибирске в 2004 году горожанам, получившим некачественные услуги ЖКХ, возвратили почти 45 миллионов рублей. Больше всего проблем было с горячей водой. На нее пришлось свыше 90% возвращенных средств. Существенно меньше – 9% – потянуло отопление. Это традиционно болевые точки. Далее по суммам возврата – работа лифтового хозяйства. Жителям, которым пришлось пешком добираться до своих этажей из-за поломок лифтов, возвратили в прошлом году 1 млн. 846 тысяч рублей. Кое-какие деньги были возвращены даже по таким услугам, как уборка дворовой территории и лестничных клеток.
Механизм защиты прав горожан на качественные услуги городские власти утвердили решением городского Совета еще в 2002 году. Если услуга не поставлена в полном объеме, перерасчет и возврат средств населению происходит автоматически.
Результаты не замедлили сказаться. В прошлом году горожанам в общей сложности возвращено на 15,5 млн. рублей меньше, чем в 2003 году. Тогда поставщики услуг из-за возврата средств горожанам недосчитались около 60 миллионов рублей. Понятно, что они не очень-то этому обрадовались и просто были вынуждены улучшить качество своей работы. Особенно постарались лифтовики: если раньше в городе ежедневно простаивали 350–400 лифтов, то в прошлом году в десять раз меньше.
Федеральные власти обещают распространить новосибирский опыт на всю страну. Более того, – обещают, что это будет делаться автоматически, как того требует новый Жилищный кодекс. Предполагается, что в домах установят контрольные приборы, показания которых будут передаваться в расчетные центры.
Но понятно, что установка приборов займет довольно много времени. Даже в лидирующей в этом смысле Москве в нынешнем году намечается массовая установка счетчиков воды и тепла только на входах в домах.
Но наши Кулибины не дремлют. Так, интересную разработку продемонстрировало в прошлом году на всероссийской выставке «Город XXI века» Городское жилищное управление Ижевска. Это был аппаратно-программный комплекс «ЖРП-Мастер», предназначенный для автоматизации работы диспетчеров организаций, обслуживающих жилищный фонд. Он позволяет вести тщательный учет заявок (в том числе телефонных), с указанием срока устранения неисправности. Далее отслеживается график работ исполнителей, учитывается время отключения водоснабжения и отопления, и в конечном итоге автоматически составляются документы для перерасчетов за некачественное предоставление коммунальных услуг.
Вернуть деньги можно не только за недополученные услуги, но и в случае их плохого качества. В конце декабря – начале января в одном из районов Тольятти из-за резкого изменения направления движения воды случилось взмучивание так называемой трехвалентной окиси железа, которая обычно покрывает стенки труб. На ликвидацию этого новогоднего «подарка» потребовалось около двух недель. Коммунальщики принесли извинения пострадавшим землякам и пообещали автоматически произвести перерасчет за некачественную услугу по водоснабжению.