23:30:44
11 апреля 2021 г.

Борис Хмельницкий: «Вся страна – коммунальная квартира»

В гостях у звездыВот уже несколько лет в программках спектаклей Театра на Таганке мы не встречаем фамилии одного из его аборигенов, с которыми когда-то Юрий Любимов пришел сюда создавать новый театр. Сам Хмельницкий не видит в этом трагедии, смотрит на расставание с театром философски: ничто не вечно под Луной! Да, конечно, были конфликтные ситуации, а как же без них? Да, ему – первому исполнителю роли Воланда в спектакле «Мастер и Маргарита», такому красивому, импозантному, можно сказать, голливудскому Воланду, – пришлось отдать эту роль другому… В общем-то, вся эта чертовщина порядком надоела, и он ушел.
– Борис Алексеевич, сейчас, когда прошло достаточно времени и страсти улеглись, что же, по-вашему мнению, сыграло главную роль в уходе из Театра на Таганке?
– Да по большому счету, просто исчерпал себя в родном театре. А может быть, и вообще в театре. Потому взял и оглянулся по сторонам: где бы мог еще себя найти?.. Ведь одной жизни человеку явно недостаточно, чтобы реализовать себя в творчестве. А в душе моей осталась только музыка театра, его спектаклей, музыка друзей и, конечно же, Володи Высоцкого. А также «Две песни» на стихи Марины Цветаевой, написанные мною вместе с Васильевым – первый музыкальный опыт. И еще музыка к четырем спектаклям театра, начиная с легендарного «Доброго человека из Сезуана» и музыка, написанная мною в тот период к фильмам, а также песни для звезд нашей эстрады.
Естественно, в памяти сохранились и брехтовские, и другие спектакли, где играл вместе с замечательными актерами Леонидом Филатовым, Зинаидой Славиной, Владимиром Высоцким и многими другими.
– А почему именно о музыке вспоминаете сейчас больше всего? Такое впечатление, что с вдохновением пришли к ней уже в пору зрелости…
– Да не пришел я к ней, а вернулся, ибо, как гласит мудрость, все возвращается на круги своя! Ведь именно с музыкального творчества начался мой путь в искусстве. После школы поступил в музыкальное училище, окончил его с дипломом дирижера оркестра народных инструментов, а потом уже пришел в Щукинское училище и затем стал актером Театра на Таганке, со своим собственным музыкальным восприятием мира.
– И из чего же оно складывалось?
– Музыка Рахманинова, Чайковского, Шопена, музыка поэзии Сергея Есенина, Александра Блока, Марины Цветаевой, общение с Владимиром Высоцким, Геннадием Шпаликовым, Беллой Ахмадулиной, Евгением Евтушенко – вот та благодатная горячая почва, на которой я формировался как актер и музыкант.
Но первое удивление от слова, голоса, интонации, музыки, манеры и еще чего-то загадочного, чего до сих пор не могу объяснить, слетало с пластинок Александра Николаевича Вертинского, привезенных с войны отцом в 1945 году и наложивших неизгладимый отпечаток на все мое творчество.
– А, может быть, и на жизнь? Ведь дочь Вертинского, Марианна, была вашей женой?
– Вы меня опередили. Знаете, когда познакомился с этим великим певцом, а мне было тогда всего-то четырнадцать лет, то рискнул спеть при Александре Николаевиче некоторые особенно любимые композиции и получил его одобрение. Это окрылило на всю жизнь и, видимо, не могло не отразиться на творческих установках. Возможно, что все это и называется одним роковым словом – судьба. Марианна стала женой, а потом я пел «Колыбельную», написанную сестрой – композитором Луизой Хмельницкой –
своей дочке, то есть внучке Вертинского Дашеньке. Вот так все музыкально переплелось в нашей семье. И хотя Даша уже большая, ей и сейчас напеваю, а вот будут внуки, тогда уж буду петь им…
– Ну, раз у Даши было такое музыкальное детство, значит она и сейчас неравнодушна к музыке?
– Даша очень любит музыку, особенно часто слушает старые пластинки дедушки. Но о том, чтобы стать вокалисткой, не мечтает. Во-первых, потому что не считает, что унаследовала от меня и от дедушки что-то музыкальное, а во-вторых, у Даши другие планы на будущее. Хотя она и пошла по моим стопам – закончила Щукинское училище, но собирается вскоре поменять эту профессию на более серьезную – не театральную. В общем-то одобряю самостоятельные решения. Именно они рано или поздно приводят человека к своему предназначению. А какое оно будет у Даши – время покажет. Может быть, она придет к творчеству, вернется к нему именно таким путем.
– Так, как это получилось у вас?
– Да, ведь у меня было много ролей в кино, театре, на радио, но, где бы ни работал, куда бы ни приходил, сразу же искал глазами рояль, чтобы сесть к этому магниту, которому можно все рассказать, довериться, исповедаться…
– А дома есть рояль?!
– А как же!
– И умещается?
– Квартира у меня трехкомнатная, но просторная, ведь это дом старой советской закваски. Он примыкает к зданию ЦДСА. Можно сказать, театральный дом. Рояль стоит в большой комнате, и это самое любимое и рабочее место в квартире.
– Не хотите переехать в более современную квартиру?
– Что вы! В этом доме прожил более сорока лет и изменять старому другу не собираюсь. Здесь же рядом еще известный всем москвичам парк ЦДСА с прудами и птицами. Каких только нет! Мы с Дашей со многими здесь подружились. Особенно люблю кормить лебедей. Здесь все так близко и дорого…
– Недавно нашел компакт-диск с вашими песнями. О чем он?
– Собрал все песни, которые написал сам, а также песни, близкие по духу и родные, — песни друзей и кумиров, где музыка и моя, и Луизы, а также Таривердиева, Левитина, Шварца, сочетается с моими же стихами, стихами Есенина, Евтушенко, Цветаевой, Шпаликова, Панкратова-Черного… Одним словом, собрал все, что дорого моему сердцу. Назвал диск «А снег в России повалил…»
– Уйдя из театра на вольные хлеба, неужели занимаетесь только музыкой? Вы же снялись более чем в ста фильмах!
– Конечно, не только. Участвую во всех творческих проектах, которые меня интересуют. К 65-летию Высотского принял участие в радиоспектакле по его проз «Роман о девочках», где выступил в роли «от автора».
Вместе со Славиной, Филатовым, Касаткиной, Ярмольником, Золотухиным, Смеховым, Демидовой, Абдуловым был приглашен также в радиоверсию по роману Булгакова «Мастер и Маргарита». Эта работа привлекла идеей оживить в звуках великий роман Михаила Булгакова. Здесь было все: и прекрасные голоса актеров, и молниеносные построения на мостовой римской кавалерии, и мистические булгаковские мотивы, а также звуковые картинки довоенной Москвы. Можно было услышать, и увидеть в своем воображении старую Москву со звоном кружек в нефтелавке, где продавали керосин, трелями свистков милиционеров, цокотом копыт по Тверской, духовыми оркестрами…
– А что же с кино?
– Сейчас идет сериал «Моя граница», который начинал снимать Ростоцкий, а закончил Соловов, здесь я тоже играю. В кино нет перерыва, от него никуда не денешься, но, к сожалению, очень много драгоценного времени улетает впустую — начал готовиться к съемкам в двух фильмах моего друга Александра Хвана, а производство их затормозилось и неизвестно когда встанет на рельсы.
– Как вы относитесь к сериалам?
– Если это умный сериал, почему бы и нет? А вот «мыльные оперы» не выношу. Однако умным фильмам трудно пробиться к своему зрителю. Вот сегодня утром позвонил режиссер Мажуев и чуть не плачет. Он взялся за прекрасную работу, благородную: пятисерийный исторический эпос — телеверсию «Булгары». Это исторический фильм, охватывающий огромный временной кусок, от князя Олега до наших дней. Очень интересная, захватывающая, открывающая новые интригующие страницы нашей истории работа. Фильм не коммерческий – для души сердца, ну и для головы, конечно же.
Но материально поддержать работу над ним могут только государственные структуры страны, о которой он повествует, потому что бизнесменам от кино эта тем «до лампочки». И что в результате? Позвонили эти структуры режиссеру и заныли, как только что-то умное и разумное посеять – так обязательно похерят, о от всякого «мыла» уже глаза слепнут. Ну скажите: кто-нибудь из власть предержащих у нас за державу более? Увы, только за свой карман! Ну и куда мы придем, в пещеры?!.. Так что хорошее кино – дело хоть и благородное, но неблагодарное.
– А у вас этом фильме какая роль?
– Князя Святослава Игоревича.
– Вы уже снимались в исторических фильмах?
– Да, в фильме «Князь Игорь», в 1969 году.
–Давайте вернемся к музыке. Какая мелодия, песня поднимает вам настроение?
– Конечно же веселая, юмористическая! И это, наверно, «Коммунальная квартира», написанная сестрой Луизой и исполняемая группой «Дюна». Ведь хоть мы живем сейчас почти все в отдельных квартирах, но вся наша страна- та же самая коммунальная квартира, и поэтому эта тема вечная и вечно смешная. Здесь же все перекликается!
– Открылся культурный фонд имени Бориса Хмельницкого. В чем его назначение?
– Во-первых, в том, чтобы бытья независимым в своей работе на вольных хлебах и чтобы иметь достаточно большое поле деятельности. Это и концерты, и благотворительность. Недавно, например, мы провели вечер, посвященный памяти Владимира Высотского.
– И вопрос, как говорится, на закуску. Вы победитель многих турниров по бльярду, у вас точная рука и верных глаз. Может быть, это у вас от Робин Гуда из фильма «Стрелы Робин Гуда», где вы играли этого героя?
– Нет! Это у него от меня!..

Беседу вел Валерий Егиянц

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация