03:59:55
25 ноября 2024 г.

Александр Панкратов-Черный: «Высоченные потолки спасли нас от тесноты»

В гостях у звездыАлександра Васильевича Панкратова-Черного все мы знаем и любим как прекрасного комедийного актера. Но мало кому известно, что артист уже давно пишет стихи. Его стихи опубликованы даже в американском «Королевском журнале», вышла в свет книга «Шаги к стихам», посвященная сыну Володе и маме Агриппине Яковлевне.Квадратное пенсне твоих окошек
Так пристально рассматривает тьму,
Выискивает добрых и хороших,
Бездомных псов и одиноких кошек,
Что бродят там, не зная почему.
Тепло и свет ты раздарила людям,
И каждой твари, что нуждалась в том,
Ты настежь открываешь двери в дом…

Проверено котом

Кстати, у самого Панкратова-Черного живет светло-серый кот Чик.
– У нас всегда жили коты и кошки, – говорит Александр Васильевич. – Это уже третий кот. Я вообще не представляю дома, домашнего уюта без животных. А кошки – это же вообще какие-то космические создания. Кошки, они же по своему характеру не похожи ни на одно домашнее животное. Есть в них что-то загадочное, что-то неземное. И я думаю, что они как-то настраивают нас на поэтическую волну. Вот сидишь, задумаешься, рядом мирно дремлет кот, и уже рождается одна строчка, потом другая… Помните пушкинского кота ученого: «…Идет направо – песнь заводит…» Так вот и мой Чик меня заводит.
Я его фотографию всегда ношу с собой. Она у меня как талисман. Если вдруг где-то занервничаю – на съемках, в машине, в поезде, – достану фото Чика, только один разочек взгляну и тут же успокаиваюсь, от него ж веет таким покоем, получше любой валерьянки.
– Чик давно живет у вас?
– Как получил эту квартиру. Чик был первым, осмотрел каждый уголок, потом приглашающе махнул хвостом, мол, все в порядке – проходите.
– Ну и как, все в порядке?
– Квартира однокомнатная, зато в центре, на Тверской, рядом с Главтелеграфом. Дом добротный, старой, так сказать, закалки – на века! Потолки высоченные! Это и спасло нас от тесноты, а то для семьи-то одной комнаты маловато, а переезжать куда-то еще совсем не хотелось… Тем более жилье чудом досталось. Около семнадцати лет был без квартиры, стоял на очереди, вот-вот должен был что-то получить, и вдруг мне заявляют, что мои документы на квартиру потеряны. А ведь я был первый в этой бесконечной очереди. Но, как говорится – нет худа без добра! Союз кинематографистов помог, сам Элем Климов подключился. И вот неожиданно подвернулась небольшая квартирка в центре с высокими потолками, и я сразу же сообразил, что могу увеличить свою жилплощадь за счет таких высоких потолков. Я соорудил в квартире второй этаж – антресоли: одну для сына и небольшую спальню. Внизу гостиная, которую соединил с кухней, и теперь у меня, как в кафе – все рядом… Отличные застолья получаются – все под рукой!..
Эти застолья, конечно, зимой, а летом гуляем на даче в Барыбине. Правда, воруют там – ужас! Вилки, тарелки, чашки-ложки, я уже не говорю про все остальное. Закусить не успеешь. Придется собаку заводить…
«Не люблю компьютер!»
– Вы прирожденный комик, а пишете такие лирические, грустные стихи. Какой же вы все-таки настоящий – смешной или грустный?

– И тот, и другой. Символическая актерская маска имеет два этих профиля, так что я соответствую… Если честно, то в поэзии у меня больше возможностей для самовыражения, здесь мое настоящее «я». Ведь на экране я работаю по чужому сценарию, произношу чужой текст, зажигаюсь чужими мыслями, чужим настроением, хотя и становлюсь соавтором фильма. А стихи – это совсем другое: это моя свобода, моя стихия!
– А когда сами начали писать стихи?
– В раннем детстве, в родной деревне Конево Алтайского края. У нас в деревне был паренек, постарше меня, Ваня Сидоров, который сочинил на меня ехидную, как мне тогда казалось, частушку-эпиграмму. Я попробовал тоже сочинить ответную эпиграмму, получилось. Так я первый раз приобщился к стихосложению, хотя частушки наши были непечатные. Немного позже мои стихи даже опубликовали в журнале «Пионер». Но по-настоящему раскрыл мою поэтическую душу писатель и поэт, ближайший друг Юрия Трифонова Михаил Александрович Небогатов. Я послал ему свою школьную тетрадку со стихами, и он меня взял под свою опеку.
И в Горьковском (Нижегородском) театральном училище, где я учился на актерском отделении, атмосфера была пронизана поэзией, братством. Работал замечательный поэтический кружок. Все это способствовало тому, что я постоянно писал и публиковался. Но затем произошла осечка. В журнале «Волга» готовился большой цикл моих стихов, но товарищи, которые командовали этим журналом, их зацензурили.
– А как сегодня вам пишется?
– Пишется, как дышится: пришла строчка в голову – за ней тянется и все остальное. Тогда пишу где угодно: в машине, поезде, самолете. Ну и, естественно, дома. Сын и жена относятся к этому с пониманием, не мешают, ну а Чик тем более, я уже о нем говорил. Жена, конечно, испытывает некоторое неудобство, потому как если я засел на целые сутки, то мне нужна тишина. Не люблю пишущую машинку, компьютер – пишу всегда от руки. С удовольствием писал бы гусиным пером и при свечах, но не те «удобства». Ведь когда печатаешь на машинке, сам шрифт тянет тебя на другое изложение, на другое настроение, получается совсем не то, что задумал вначале. Поэтому я предпочитаю писать по старинке. Первые слушатели – близкие друзья. Бывает, что читаю и в «золотой» компании, где тебя слушают Евгений Попов, Андрей Битов, Борис Месерер, друзья-актеры.
Композитор Луиза Хмельницкая, сестра моего друга актера Бориса Хмельницкого, – автор баллад и романсов на мои стихи. Евгений Крылатов написал на мои стихи вальс к фильму «Трамтарарам», или Бухты-барахты» и «Песню о пограничниках» к фильму «Горячая точка». Володя Качан написал на мои стихи несколько романсов. Но особенно мне дорога «Молитва», которая прозвучала на открытии Храма Христа Спасителя в исполнении Иосифа Кобзона.
Сейчас готовится вторая книга стихов, которая полностью посвящена любви. В планах и третья: баллады, монологи бывших политзаключенных. Я хорошо знаю изнутри их жизнь, ведь наша деревня была местом ссылки. Мама моя тоже была ссыльная – мы же все казаки. Четыре поколения моих предков служили в личной охране государя императора.
– А как к вашему поэтическому творчеству относятся женщины?
– Как они могут относиться, если все, в основном, только им и посвящается?!

Беседовал Валерий Егиянц

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация