Дело о бороде
В девяностые годы на Петровке, 38, работал отдел Управления по экономическим преступлениям, специально ориентированный на аферы с квартирами. В моем блокноте осталось немало рассказов заместителя его начальника, молодого подполковника милиции Николая К. «Я вернулся в свой город…»
Научному работнику Владимиру Кириллову (фамилия изменена) предстояла длительная зарубежная командировка, и он подумал: «Зачем простаивать квартире? Лишние деньги не повредят». Нашел фирму, которая занималась арендой, та скоро подыскала клиента. Был составлен договор, и Владимир уехал с легким сердцем.
Когда вернулся через год, взбежал на свой этаж, то в первое мгновение решил, что ошибся – дверь была явно не его. Ладно – обивка, но три сейфовых замка? «Ну, дела…», – вздохнув, подумал он и решительно позвонил. Дверь на цепочке открылась, в щелке показалось недовольное лицо незнакомой ему женщины.
– Вам кого?
– По-моему, этот вопрос мне надо задать вам. Я здесь живу.
– Проспитесь. Вы, наверно, попали в другой дом.
И дверь захлопнулась.
Дальнейший разговор был бесполезен, и он стал мучительно размышлять – куда бежать? «На фирму! Ведь договор у меня с ней».
Владимиру посчастливилось: он застал знакомого риэлтора.
– При чем тут я? – удивился работник фирмы. – Вы не заключали со мной договор на доверительное управление квартирой. Я за нее ответственности не несу.
На счастье, этот разговор слышал коллега риэлтора. Он и дал толковый совет:
– Рекомендую побывать в ближайших к дому нотариальных конторах. Может, там найдете ответ на свой вопрос.
Владимиру и тут повезло. Он нашел того самого нотариуса.
– Да что вы мне морочите голову? – в свою очередь удивился нотариус. – Вы сами же ее и продали. Что я, не помню вас?
Внешность Владимира и в самом деле была приметной. Высокий лоб, черная борода, длинные волосы. Очень походил на Карла Маркса.
Вдруг нотариус нахмурился.
– Позвольте, позвольте…. Вроде бы вы были на голову ниже.
Вот тогда-то делом и заинтересовалась Петровка. Подполковник К. взял его под личный контроль. Придраться было не к чему! Купчая оформлена по всем правилам. Подписи соответствовали. На ксероксе паспорта, оставшегося у нотариуса, были те же реквизиты, что на документе Владимира. И, – главное – его фотография. Никаких переклеек! Что же касается его квартиры – там жила порядочная семья банковского служащего, за которого безоговорочно ручалось его начальство.
Устроили очную ставку. Служащий банка сразу признал Владимира, хотя тот его видел впервые. Все запуталось окончательно. А может, Кириллов вообще никуда не уезжал? Кто-то из соседей подтвердил: видел его в доме.
Только милиция верила ему.
Наблюдательность подвела
Приближался Новый Год. Подполковник Николай К. был одинок, и, как обычно, его пригласили к себе на праздник друзья со студенческих лет: Геннадий и его жена Людмила. В дверях Геннадий шепнул:
– Тебя ждет одно испытание, но ты уж потерпи. Мы пообещали нашему Сережке Деда Мороза, до девяти он должен прийти, так что вы все как-нибудь подыграйте. Доставим ребенку радость.
Время за разговорами прошло быстро. Геннадий вдруг посмотрел на часы:
– Ого! Пять минут десятого. Люда, звони.
Она сняла трубку и тут же положила:
– Отключился. Надо идти к соседям.
Геннадий тоже был недоволен.
– Теперь на час. Ведь раньше не отпустят.
Ну, а маленький Сережка еле сдерживал слезы.
Но скоро раздался звонок.
– Все будет хорошо, малыш, – сказал Геннадий. – Сейчас мама все разъяснит. Старик уже в дороге.
Но вместо мамы в дверях стоял живой Дед Мороз!
– Где тут у нас мальчик Сережа? – дребезжащим старческим голосом сказал он. – Я приехал из самой Лапландии. На, бери свой мешочек. Только, чур, раскроешь, когда я уйду.
Тут, конечно, гости наперебой стали задавать Деду Морозу самые дурацкие вопросы, впрочем, с самым серьезным видом. Сережка был счастлив.
– Ну как Дед Мороз? – шепнул Геннадий. – Класс! И считай, забездаром. Женишься – научу.
– Соседа, что ли, подговорил? – догадался следователь.
Геннадий рассмеялся.
– Не быть тебе полковником – точно говорю. Не развил наблюдательность. А ну, присмотрись…
И по смеющимся глазам Деда Мороза Николай сразу признал в нем Людмилу.
– Гена, – растерянно сказал он. – Не спрашивай ни о чем, но я сейчас немедленно уйду. Потом все объясню.
И первое, что сделал, придя домой, начал внимательно сверять снимки научного работника: фотографию, которая у него была, и ксерокс паспорта. Одно лицо: Карл Маркс! Основоположник на обоих изображениях подавлял интеллектом и величием. Не в том ли загадка? Знакомый образ притягивал к себе и как бы забивал все возможные сомнения! А борода, скрывая какие-то физиогномические особенности, обезличивала индивидуальность. Не то же случилось и с Людмилой? Он сосредоточился на хрестоматийном облике Деда Мороза, и за густой паклей не разглядел нежные женские черты?
Все кончилось хорошо
Перед оперативником начала проступать история преступления. При виде клиента у маклера, видимо, созрел план: найти двойника.
Чем кончилась эта история? Риэлтор и его сообщник были арестованы. Нашли их счета в банке, деньги были конфискованы. Сама квартира вернулась к его истинному владельцу – научному работнику Владимиру Кириллову.
Когда все благополучно завершилось, тот сбрил бороду и усы. И подстригся «под ежик». По общему мнению, это ему даже больше идет.