23:30:44
11 апреля 2021 г.

Всеволод Шиловский: «Лучше старинной мебели ничего нет»

В гостях у звездыАктер и кинорежиссер Всеволод ШИЛОВСКИЙ известен публике по таким картинам, как «Торпедоносцы», «Военно-полевой роман», «Интердевочка», «Жизнь Клима Самгина» и многим другим лентам. И как для любого человека, «по уши» загруженного работой (Всеволод Николаевич еще и преподает), дом, в который семья Шиловских переехала несколько лет назад, – единственное место, где ждут покой и отдохновение.– Всеволод Николаевич, многое ли пришлось переделывать в квартире, чтобы она стала отвечать вашим требованиям?
– Немало. Возьмем, к примеру, кухню. Мы сразу решили ее увеличить. Удалось это сделать за счет лоджии. Убрали переборки, сделали отопление, в результате получился такой альков. Туда поставили большой белый кожаный диван, на котором обожаю в свободное время небрежно развалиться и наблюдать, как жена Наталья хлопочет по хозяйству. Так что в результате перестройки кухня тотчас преобразилась. Вся же кухонная мебель была сделана в комплекте. Наталья очень скрупулезно подошла к этому вопросу, вымерила все до миллиметра, а потом уже мастера сделали все по нашему проекту. В результате вошло все: и плита, и посудомоечная машина, и холодильник, и все остальное.
– Похоже, что на долю прихожей тоже досталось…
– Да, здесь был большой и длинный коридор-холл. Мы кусок этого коридора «оттяпали» под прихожую, отгородив ее от холла большим шкафом-купе. Теперь у нас удобная прихожая, где можно спокойно раздеться и привести себя в порядок перед зеркалом. Да и холл после всех этих переделок стал поменьше и поуютней.
– Ваша роль в домашних созиданиях, похоже, больше созерцательная, все благоустройство отдано на откуп Наталье Киприяновне?
– Естественно. Ведь дома главное – чтобы меня не трогали. Самые любимые места в доме – лежачие. Диван в большой комнате и диван в моей. Еще диван на кухне. Жена, конечно, ворчит, но я не реагирую. (Смеется).
Раньше было трудней, потому что сейчас она на пенсии, а раньше работала. Вот видите, зачехленная арфа за дверью стоит? Это ее орудие труда, с которым Наталья исколесила весь мир. Она выступала с оркестром. 22 года проработала у Светланова, работала у Федосеева. И тогда Наталье Киприяновне было гораздо труднее заниматься домом…
– Как вы познакомились с супругой?
– В санатории для актеров. Там впервые увидел Наталью и сходу в нее втюрился, как оглобля в чужой тарантас. И уже без малого 30 лет мы вместе. До этого у меня была семья, но на момент знакомства был уже одиноким, как и она. Так что мы никому не мешали.
– И долго вам пришлось ухаживать за будущей женой?
– Нет у меня таланта долго все делать. Я шустро и работаю, и люблю, и живу. Жизнь-то короткая.
– Хоть иногда жене помогать по дому приходится?
– То, что она попросит, то и делаю. А без просьбы и посуду никогда не помою. Зато умею картошку талантливо жарить. С такой корочкой, что и у Натальи не всегда получается. Научил один друг, который очень хорошо готовил. Картошку надо длинной такой соломкой нарезать и жарить на растительном масле без крышки, вовремя помешивая. Лук уже позже кладу, а солю вообще в конце.
– Что помимо картошки любите?
– Есть люблю все, что позволено. Но в последнее время уже почти все нельзя, и это очень болезненно воспринимаю. Слово «нельзя» в еде очень сильно угнетает, впрочем, как и любое другое ограничение.
– Всеволод Николаевич, а на арфе за столько лет совместной жизни с арфисткой играть не научились?
– Да вы что! Подойти боюсь. Нет, арфистка – это довольно сложная профессия. Как шучу – 44 струны да еще «скоростя». Зато мою профессию она до сих пор не воспринимает всерьез: ну как это так – лезть в шкуру другого человека или заставлять другого человека лезть в чью-то шкуру?
– Недавно, слышала, у вас тромб рассосался. Каким образом? Вы что же, на него психологически нажали?
– Можно сказать и так. Во-первых, завязал с куревом, хотя выкуривал пачки 3-4 в день, да еще у артистов «стрелял». Завязал с питьем. Раньше хоть по праздникам себе позволял да в хороших дружеских компаниях, а сейчас единственное, что врачи все же позволили, так это два раза в месяц по 50 граммов, и на том, как говорится, спасибо. Вот, смотрите, у меня подарок – трехлитровое ружье с кристалловской водкой висит – до сих пор нетронутое. Так что почти святой.
Теперь понимаю, почему праведников причисляют к лику святых. Потому что это действительно трудно. Хочется все время нарушить, очень хочется, но держусь…
– Всеволод Николаевич, вы наверняка с утра и зарядку делаете, и пробежечки какие-нибудь?
– Нет, спортом только когда-то в детстве, в молодости занимался. Ведь был ребенком очень слабым, с пороком сердца, дистрофиком. И только благодаря Дому пионеров, пионерскому лагерю со спортивным уклоном выправился. А уже в институте занимался самбо, и на курсе меня называли «Иван Поддубный в таблетке», – потому что роста был небольшого, а кости ломать умел. Сейчас же не осталось ни спорта, ни серьезных мужских увлечений. Не охотник, не рыбак, не грибник. При моей трудоспособности, как говорят, я ленивый человек. И когда отдыхаю, ничего не хочу делать. Да и не умею отдыхать. Неделя – уже перебор. Дальше начинаю звереть. Видимо, это просто отсутствие культуры отдыха.
– Судя по тому, что в вашем доме много картин, и большую часть из них составляют пейзажи, вашей душе ближе отдых на природе?
– Да, вы подметили совершенно верно – именно пейзажи как-то ближе состоянию души. Потому и дачу люблю безмерно. Там такая тишина, покой!.. Но столько работы, что приходится все расписывать чуть ли не по минутам: роли, съемки, монтажи, педагогическая работа. Но зато когда выбираюсь на природу – отключаюсь от всего, отдыхаю по-настоящему.
– Да у вас и дома совсем не тесно. А старинная мебель придает квартире особый шарм. И этот чудный комод красного дерева, и старинное бюро с многочисленными ящичками…
– Да, в этих ящичках – масса памятных вещей и фотографий. Вот здесь я с Путиным, а это открытка с автографом гениального драматурга современности Тенесси Уильямса. Как-то так получилось, что Наталья сразу оптом обзавелась этой старинной мебелью. И все больше прихожу к выводу, что лучше старинной мебели ничего нет. Да взять хотя бы этот огромный круглый стол с ножками на колесиках – он раздвигается на всю длину комнаты, и за него можно усадить кучу гостей. А вот эту горку подарил сын великой актрисы Тарасовой – она никак не вписывалась в его новую квартиру. Так что теперь есть Тарасовская горка, частица родного МХАТа.
Да я и сам раритет – единственный живой режиссер, который ставил спектакли во МХАТе со «стариками». Когда пришел во МХАТ, то все актеры казались и звались стариками, хотя они были гораздо моложе меня сегодняшнего.
– А как воспринимаете себя в качестве киноактера?
– В кино до 42 лет не снимался принципиально. И только почувствовав, что МХАТ гибнет, сдался. Сыграл кучу ролей, и ни одна, слава Богу, не повторилась, не заштамповалась. Но это не значит, что всегда доволен тем, что сделал. За последние годы понравилась только одна роль, сыгранная артистом Шиловским – роль гениального сумасшедшего изобретателя новой туалетной бумаги в сериале «Сыщики».
– Но вами сыграно более 150 ролей, какие персонажи вам ближе по характеру, кого интересней играть?
– Важно, чтобы и люди, и характеры были глубокими, чтобы за ними тянулся некий жизненный шлейф. Ведь это уже зритель потом говорит – вот это отрицательный герой, это положительный. Всегда бываю адвокатом своей роли, тогда она получается интересней. А в так называемых отрицательных ролях обычно гораздо больше диапазон характера, их и интересней играть.
– А как вас назначили художественным руководителем Дома кино?
– Угольникова сняли, и Никита (Михалков – Ред.) попросил меня возглавить… Что ж тут такого? Потому что я приличный артист, приличный режиссер, приличный педагог, у которого есть свое мнение.
– А к чьему мнению сами больше прислушиваетесь?
– Как артист – к мнению одного человека – режиссера. Потому что, как при лечении должен быть один врач, так и при построении роли должен быть один режиссер, а не несколько. Ведь это все придумано до нас. Еще Немирович-Данченко сказал: «Чем больше актер, тем больше ему нужен режиссер». То есть настоящему бриллианту нужна хорошая огранка. Ну а если твое видение роли не совпадает с режиссерским, действовать надо. Но не словами, а показывать. И если показываю и убеждаю, то это счастье потрясающее. А если режиссер убеждает в своей правоте, то это наше общее счастье.
– Скажите, а через что вы можете переступить для достижения своей цели?
– Надо просто цели выбирать нормальные, и тогда ни через что не потребуется переступать. Вот во МХАТе, к примеру, ставил спектакли. Боролся, убеждал чиновников и продолжал ставить. Я режиссер-постановщик первого советского сериала, то есть вообще первого сериала в стране – «День за днем», 17 серий, 144 артиста. И тоже как-то нормально все получилось, ни через что переступать не приходилось.
– И все-таки актерско-режиссерская деятельность у нас по-прежнему остается и в материальном, и в моральном смысле очень зависимой?
– В принципе, если сравнивать Россию с Западом, то это как бомжи и члены правительства. Актеры у нас получают довольно мало, а режиссеры за свой каторжный труд, по-моему, еще меньше. Но вся беда в том, что актеры – это люди, которые жить не могут без сцены, публики, без кинокамер и съемок. Это очень страшная профессия по своей зависимости. И режиссер в последнее время все больше становится зависим. Сейчас входит в жизнь продюсерский вид творчества. Профессиональный продюсер уже выбирает актеров и предлагает их режиссеру. А не нравится, так можешь быть свободным.
– А как вы относитесь к съемкам в рекламе?
– Когда спрашивают про кого-то из актеров, как это она или он могли сниматься в рекламе, у меня тотчас встречный вопрос: а что, вы могли бы их содержать? Если за хорошие деньги да в хорошей рекламе… А почему бы и нет?! Ничего зазорного в этом не вижу. Даже такой феноменальный артист, как Куравлев, снимается. И даже не представляю, как за это можно осуждать. Могу назвать десятки прекрасных артистов, которые с удовольствием пошли бы сниматься в рекламу, но их, к сожалению, не зовут.
– Всеволод Николаевич, поговаривают, что у вас, как бы это сказать помягче, характер – далеко не сахар.
– Дело в том, что очень не люблю различные интриги, а посему позволяю себе роскошь говорить то, что думаю, невзирая ни на кого. Относятся к этому, естественно, по-разному и чаще приписывают это моему характеру. Так и не спорю, он у меня действительно плохой. Слишком мало времени, чтобы как «нормальному герою всегда идти в обход».
– Есть вещи, которые вы не прощаете своим артистам?
– Безусловно. Лень – первое, незнание текста – второе, неподготовленность к репетиции или к съемкам – третье. Ни разу не позволил никому нарушить кодекс чести, то есть прийти «не в форме».
– Но вы только к другим так непримиримы или к себе тоже постоянно придираетесь?
– К себе больше. И, видимо, это происходит потому, что планка у меня очень высоко поднята, и до нее каждый раз пытаюсь дотянуться.

Тамара Клейман

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация