Что такое ДЕЗ, поняли на собственной шкуре
Компания «Жилфонд», выигравшая конкурс на управление несколькими домами в Южном административном округе, столкнулась с большими проблемами, о которых рассказывает ее руководитель Михаил КОНОВАЛОВ.Деньги есть. Вроде бы
Нам передали в управление несколько обычных муниципальных домов. То есть ДЕЗ поменяли им на частную компанию, но правила игры оставили прежние. И мы на собственной шкуре поняли, в каких условиях находится дирекция единого заказчика. Самая большая проблема – система бюджетного финансирования. Это когда деньги вроде бы есть, но строго на конкретной статье. И перебросить их на другую статью нет никакой возможности. Например, в доме крыша течет. Ремонт ее проходит по статье «капитальный ремонт». Чтобы по этой статье выделили средства, надо подавать заявку. И ждать. А на другой статье деньги есть. Но на них крышу ремонтировать нельзя – это нецелевое расходование средств.
Так у нас было с одним из домов на улице Высокой. Крыша протекла в марте. Вот и прождали мы с ремонтом все дождливое лето в ожидании, когда выделят деньги на ремонт крыши. Хотя в апреле деньги были, но на другой статье, откуда их нельзя было перебросить. Отремонтировали крышу только в сентябре. А на двенадцатом этаже от сырости штукатурка осыпалась, пришлось еще и подъезд ремонтировать.
Чужие среди чужих
А еще выполнить ремонт должна была только прошедшая конкурс организация. К чему тут конкурс, когда людей заливает? Мы бы сделали ремонт сами и значительно дешевле. В итоге денег потратили куда больше. А чем измерить моральные издержки? Жильцы нервничают, и нет им дела до каких-то статей расходов. Тут еще вместо привычного для них ДЕЗа некая компания пришла. Вот они и виноваты во всем – ату их!
Так что пилотный проект показал и преимущества и недостатки разных форм ведения коммунального хозяйства. Дирекция единого заказчика действует в сложившейся системе. Это мощная структура, которая работает по определенным правилам, ей чего-либо добиться проще, чем малым предприятиям, которые только приходят в эту отрасль. Для властей они свои. А мы по-любому для всех чужие. Слава Богу, понемногу это меняется.
Люди, ау!
Существует мнение, что для управляющей компании лучше, когда жители живут себе потихоньку и ни во что не вмешиваются. Но я убежден: это в корне неверно. Наоборот, когда у человека есть представление о том, что ему необходимо для комфорта, и он заявляет об этом, то это замечательно. Если услуга желанна, она и востребована иначе. Скажем, если некий юный субъект услышит от родителей, что они добились ремонта в подъезде, вряд ли он покроет свежеокрашенные стены своими «фресками».
Поэтому трудно переоценить роль общественного самоуправления в жилищной сфере. Если оно существует реально, а не для галочки, то нам удобно работать с представителями домовой общественности, с ТСЖ. Товарищество собственников жилья ведет хозяйство с частными управляющими компаниями совсем иначе, чем с ДЕЗом. Это, кстати, тоже показал пилотный проект. Тут мы и очередность ремонта можем определить, и решить конкретные дела по благоустройству. И с тем же ремонтом крыши быстрее и вовремя управились бы.
Приведу пример участвующего в пилотном проекте дома 7 на улице Высокой. Чтобы вести на равных диалоги с управляющей компанией, инициативная группа и жители дома выбрали для себя такую форму организации, как товарищество собственников жилья. В этом им помогли сотрудники управы «Нагатино-Садовники». Даже подготовили специальную листовку, где перечислены положительные стороны создания товарищества собственников жилья. ТСЖ зарегистрировано недавно и только приступило к работе. Но первый положительный эффект уже есть – консьержки в подъездах получили списки телефонов, по которым жители могут обращаться в управляющую компанию и вызывать при необходимости мастеров. И с тем же ремонтом жители сами будут решать, когда его делать, а не ждать выделения «целевых» денег.