Жители и власти: как избежать конфликтов
Среди городских программ, реализуемых в нынешнем году в Западном административном округе Москвы, – «Молодой семье – доступное жилье»; обеспечения жильем военнослужащих, уволенных в запас (ее разрабатывают совместно с Министерством обороны); переселения из пятиэтажек, которая уже с 2004 года полностью перейдет на бюджетное финансирование.Сносимые дома будут делить на три категории: пятиэтажные дома периода первого этапа индустриализации, ветхие и аварийные. Хотя ЗАО сносит старое жилье не меньше других округов, он оказался на последнем месте по числу ликвидируемых домов именно несносимой серии. По идее, должны сноситься прежде всего дома, находящиеся в плохом состоянии и не подлежащие ремонту. Но жители Западного округа видят, что ветхие дома недалеко от станции Сетунь, у которых буквально стены трещат, никто сносить не собирается, зато крепкие двухэтажные дома на улице Ватутина, построенные на совесть пленными немцами, уже отселены, и участь их решена.
Однако у окружных властей свой аргумент – они считают, что им приходится убирать несносимые серии только по инициативе правительства Москвы. Кстати, на местах не удовлетворены процедурой отбора инвесторов: конкурсы должны быть для всех обязательны. «Но постоянно поступают поручения «сверху» предоставить участки земли вне конкурса. Это порождает массу конфликтов с населением. Сейчас у нас нет ни одного района, где бы не было противостояния жителей и строительных компаний», – говорит заместитель префекта ЗАО Михаил Иванов. Чтобы предотвратить конфликты, окружные власти предлагают пересмотреть соотношение долей жилой площади в округе и увеличить долю муниципального жилья. Ведь двадцать две семьи инвалидов в прошлом году отказались от новых квартир в отдаленных районах.
Действительно, конфликтов хватает. По данным Владимира Шатилова, начальника Управления муниципального жилья ЗАО, в 2001 году в двух судах округа рассматривалось 115 исков к москвичам, не желающим покидать свои «хрущевки». Подавляющее большинство дел решено в пользу префектуры. Основные причины те же – не устраивают отдаленные районы или размеры предоставляемой жилой площади.
Сложная проблема возникает и в тех домах, где доля города (муниципальные квартиры) составляет 30%, а остальное жилье коммерческое. Доходит до того, что председатель нового, только что образованного ТСЖ не выдает ключей, самовольно повышает квартплату жителям. Какой выход? Судя по всему, бывшим очередникам и переселенцам, которым не под силу оплачивать квартиру в ТСЖ, должен помогать город.
Чтобы уменьшить количество конфликтов при управе района «Проспект Вернадского», создана рабочая группа, которая собирается раз в неделю и досконально изучает пожелания и претензии всех жителей, чьи дома намечены под снос. Учитывают даже демографические показатели. В 2001 году здесь отселили 412 семей. На этот год намечено отселение 613 семей, 137 из которых – очередники района.
И еще одна жилищная проблема. Сегодня в Москве насчитываются тысячи свободных квартир, хватает такого жилья и в ЗАО. В квартиры за выездом очередники идут неохотно. А вот продавать такое жилье вполне возможно. И округу польза, и квартиры бы годами не простаивали. Первый заместитель руководителя Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы Эдуард Якушенко считает продажу квартир, освобождаемых за выездом, вполне возможной.
По материалам заседания коллегии Западного административного округа, посвященного итогам выполнения программы реализации жилой площади в 2001 году и планам на 2002-й год.
В ЗАО 18,7 тыс. семей (61 тыс. чел.) – очередники. 735 семей из них в 2001 году получили жилье. Это 80,2% от запланированного. Таков примерный показатель и в среднем по городу. 197 семей ветеранов войны стали новоселами, 138 семей получили безвозмездные субсидии. На эти цели израсходовано 60 млн. руб.
В прошлом году переселены жильцы 30 домов, улучшили свои жилищные условия около 1 тыс. чел. В плане 2002 года предстоит отселение жителей 27 домов. В прошлом году ликвидировали 5 общежитий, столько же намечено и нынче