23:30:44
11 апреля 2021 г.

Юрий Васильев: «Мы 13 раз переезжали с квартиры на квартиру…»

В гостях у звездыВ ноябре этого года известному киноартисту, ведущему актеру и режиссеру Театра Сатиры Юрию ВАСИЛЬЕВУ исполняется 50 лет. Накануне юбилея мастер сцены и киноэкрана поделился воспоминаниями и мыслями о жизни.Кто-то мечтал о Париже, кто-то о Нью-Йорке, а коренной сибиряк Юрий Васильев с детства грезил Москвой. Впервые увидев столицу в трехлетнем возрасте, он навсегда полюбил этот огромный, шумный и величественный город.
– А Москва ответила взаимностью?
– Во всяком случае, она меня приняла, когда приехал из Новосибирска поступать в театральный институт. Не могу сказать, чтобы в столице было легко, трудностей хватило, но здесь было настолько хорошо… Может, потому что душа сибиряка всегда требует простора. Я и сцену люблю большую, на маленькой мне как-то тесновато. Всегда чувствовал: Москва – это мой город.
Семья была творческая: отец – художник, заведовал отделом иллюстраций в газете «Вечерний Новосибирск», мама в свое время окончила театральную студию. Жили в большом красивом доме на сто квартир, по соседству с известными деятелями искусства. Занимали две огромные комнаты, метров восемьдесят, с высоченными потолками – все это вписывалось в длинную коридорную систему, напоминающую очень большую коммунальную квартиру. Мы тринадцать раз переезжали с квартиры на квартиру. Но где бы ни жили, везде было весело и интересно: с ребятами во дворе в хоккей, футбол, в «трех мушкетеров» играли. Учился хорошо, пел в хоре, играл на скрипке, занимался английским языком, увлекался спортом. И, конечно, старался продемонстрировать свои способности в школьной самодеятельности. Читал со сцены Маяковского, пел, играл в школьном ВИА. Понятно, что с детства был влюблен в театр. В восьмом классе уже точно решил, что буду артистом, и начал заниматься в театральной студии «Спутник ТЮЗа».
Почти каждый год вместе с мамой мы ездили в Москву навещать дядю. Он жил в районе Горьковской киностудии. Рядом ВДНХ, мультики в павильоне «Культура», запах метро. После окончания школы даже на выпускной вечер не пошел – поехал в Москву поступать в театральный институт.
– Вы были готовы участвовать в фантастически большом конкурсе?
– В 1972 году, когда поступал в Щукинское училище, конкурс был 287 человек на место. Стоял весь день на жаре и получил солнечный удар. Температура – под сорок, но надо сдавать экзамен. Сдал. Прошел, но с тройкой. За этюды получил пять, средняя получилась – четверка.
И всю жизнь меня этот средний балл вдохновлял на изнурительную работу, старался впитать в себя все, чему учили педагоги. Ездил на занятия издалека, так как жил у тети в Домодедове.
– Как складывалась ваша судьба после окончания учебы?
– Хотя не ждал какого-то мгновенного чуда, понимая, что профессия требует много труда, но так получилось, что меня пригласили сразу в шесть театров. Выбрал Театр Сатиры, в котором работаю по сей день. Мне посчастливилось играть в одних спектаклях, работать в одном коллективе с такими выдающимися мастерами, как Андрей Миронов, Анатолий Папанов. Конечно, очень старался соответствовать статусу артиста такого известного театра. Театр, в свою очередь, позаботился о молодом актере и для начала выделил мне комнату в общежитии. Это была огромная коммуналка на Арбате. Бывшая квартира какого-то министра из шести комнат, с огромным холлом. И некоторое время я жил там один.
Постепенно коммуналка стала заселяться жильцами. Сначала жил в самой большой комнате, потом стал переезжать в другие, уступая простор-ную площадь семейным парам, пока, наконец, не оказался в самой маленькой комнате. Вот туда и привез жену, с которой познакомился в Красноярске. Был там на гастролях с театром, а Галя танцевала в красноярском ансамбле «Танцы Сибири».
– Как быстро удалось вам добиться известности?
– Уже в 1977–78 годах был узнаваемым артистом. Просили автографы, на гастролях девочки проходу не давали. Начал сниматься в кино. Сыграл главные роли в фильмах «Портрет с дождем», «Соловей». А тогда, если снялся в кино, да еще в главной роли, действительно «с понедельника» можно было проснуться знаменитым.
В 1987 году на международном театральном симпозиуме в Гамбурге представлял Россию (даже без сопровождения представителя из КГБ!). В том же году присвоили звание заслуженного артиста, стал одним из самых молодых членов правления Союза театральных деятелей и депутатом Краснопресненского совета…
Но к славе отношусь очень осторожно, никогда не важничал, и тем более не считал себя звездой, всегда старался как-то отшутиться. Вот сейчас смотрю на молодых ребят: еще ничего не сделали, ничего не знают, а уже считают себя звездами.
Достичь совершенства в профессии вообще невозможно. Первые годы в театре играл и главные роли, и стоял в массовке. И все это нравилось. Когда получил комнату и переехал из общежития на Арбате, тоже был очень рад – у меня ведь не было никаких протекций. А когда у нас родился сын, мы получили двухкомнатную квартиру и были так рады, что жена даже заплакала…
– У вас репутация очень добросовестного и трудолюбивого человека…
– Наверное, потому, что родился в год Лошади. Каждый год – новая премьера. Работал просто на износ, получал 75 рублей в месяц. Один раз упал в обморок, Менглет с Папановым на руках несли меня в гримерку, потом «Скорая» приехала. На следующий день повысили зарплату на 15 рублей. Было время, когда приходилось играть 35 спектаклей в месяц, плюс съемки. Чувствовал, что уже энергетически истощаюсь. Мне посоветовали покреститься. Это были восьмидесятые годы, тогда вовсю «стучали», а я был кандидатом в члены партии. Но, несмотря ни на что, в Филипповской церкви по специальной договоренности священный обряд был совершен.
Потом, во время афганской войны, с артистами нашего театра ездил в Афганистан. Моджахедов видели, они нас обстреляли, когда до Рухи добирались…
– Наверное, было безумно страшно?
– Да нет. Были новые ощущения, но об опасности не думал. А вот когда вернулись, стало действительно страшно – пришло реальное ощущение, что могли убить.
Но в повседневной жизни тоже хватает стрессовых ситуаций. После смерти Андрея Миронова предложили играть его роли. Отказался. Только через десять лет в новой постановке «Трехгрошовой оперы» сыграл главную роль, прекрасно понимая: как бы ни сыграл, театральная критика после Андрея меня не примет. Так и произошло. Газеты буквально раздавили, хотя публика приняла спектакль хорошо. После серии разгромных статей лежал в больнице в предынфарктном состоянии…
– При такой отдаче профессии желательно иметь надежный семейный тыл. Согласны?
– Абсолютно. Жизнь – она ведь намного шире, чем театр. Если со мной что-то случится, кроме своей семьи никому не буду нужен. Вот и стараюсь максимально заботиться о родных, очень дорожу отношениями в семье, стараюсь обеспечить близким достойное существование.
В этой связи были и смешные ситуации. Помню, когда получили отдельную квартиру на Дмитровском шоссе, сразу появилась необходимость делать ремонт. А тут как раз администратор театра предложил обмен: ему была нужна квартира в нашем районе. Обменялись и понимаем, что надо покупать достойную мебель. Решили разориться на «стенку» – это во времена дефицита-то! Пошел в магазин договариваться, и для верности попросил Спартака Мишулина – просто рядом постоять. Расчет оправдался: его в магазине только увидели – и вопрос со стенкой был решен.
– А ваша жена продолжает творческую карьеру?
– С ранней молодости она привыкла к гастролям, разъездам. Но рассказывала, как в разных городах с тайной завистью смотрела на окна жилых домов. И, представляя, как живут люди в своих уютных квартирах, мечтала о своем доме. Так что она сделала выбор: оставила сцену и стала хранительницей домашнего очага. После рождения сына долгое время не работала, но чувствовалось, как ее тянет к творческой деятельности. Так Галина стала худруком самодеятельного танцевального коллектива в ДК «Правда». Но когда система рухнула, она твердо решила все силы и энергию отдавать своему дому. Правда, в начале девяностых, когда настали трудные времена, Галя стала продавать «Гербалайф», потом пошла торговать шапками на рынке. Я подносил ей тяжелые сумки с товаром и изображал покупателя. Рядом торговала жена бывшего посла в Англии… Вот на заработанные женой деньги какое-то время и жили, потому что в театре в то время платили очень мало.
– Ваша профессия предполагает довольно насыщенную событиями жизнь, публичность. Это не нарушает покоя семьи?
– Чтобы климат и взаимоотношения в семье были нормальными, над этим надо постоянно работать. Причем всей семьей. А сложности всегда будут, главное – уметь их преодолевать. За 25 лет семейной жизни много разного пережито. Одно время от нервного перенапряжения начал выпивать. Тут, кстати, и профессия свою роль сыграла. Когда ездили с концертами на БАМ, по восемь концертов в день приходилось в разных точках давать. После каждого концерта – банкет. Представляете, какой возвращался? Порой даже на руках приносили. Но настал момент, когда сказал себе: стоп. Ради семьи, ради своих близких, разве не могу отказаться от того, что заставляет их страдать?
– Кстати, народная молва вас давно уже с постоянной партнершей по сцене Аленой Яковлевой соединила…
– Мы с Аленой – друзья и постоянные партнеры по сцене. В последнее время вместе снимались в телесериалах, где были постельные сцены, наверное, это и послужило причиной для таких предположений. У Алены прекрасный муж, мы очень хорошо дружим семьями. Вообще сценические образы, а особенно роли в кино, часто отождествляются с личностью самого артиста. Еще в первой постановке «Трехгрошовой оперы» играл персонаж с нестандартной сексуальной ориентацией. Когда поручили эту роль, то долго объясняли, что такое «голубой». Это был восьмидесятый год, я и понятия об этом не имел. Пришлось ходить к скверу у Большого театра, наблюдать за геями, их манерами, повадками. Когда сыграл Джимми, столичная «голубая тусовка» от восторга такие овации устраивала… Поклонники из их среды появились. А Плучек боялся, что закроют спектакль. Мало того – однажды, когда были за границей, у нас «голубым» оказался зарубежный импрессарио, меня пытался кадрить. Вообще много смешного и нелепого можно вспомнить, но если говорить серьезно, – в жизни один театр и одна жена.
– Три года назад судьба преподнесла вам приятный сюрприз – новую квартиру. Сильно обрадовались?
– Не то слово… Во-первых, это было неожиданно. Мы всей семьей живем в техкомнатной квартире в пятиэтажном доме на улице Скаковой. В свое время сделали обмен: свою двухкомнатную квартиру плюс комнату, которую театр выделил в той самой коммуналке на Арбате, обменяли на трехкомнатную «хрущевку». Все как положено: пятиметровая кухня, проходная комната, низкие потолки. Как-то пришел в гости директор театра, посмотрел на все это, покачал головой и говорит: «Мне стыдно, что наш ведущий артист живет в такой квартире». И через некоторое время предлагают новую на Красносельской, с огромной кухней, две просторные лоджии. Вообще 2001 год был наполнен приятными сюрпризами. Дали звание народного артиста России, а тут еще и новая квартира. И вот по сей день делаем там ремонт, хотим, чтобы все было современно, удобно, соответствовало высокому дизайнерскому уровню. Заработаю денег – вложим в ремонт. Мебели пока нет. Но сейчас снимаюсь в четырех фильмах, надеюсь, что на мебель хватит…
– Если не секрет, какие в новой квартире предполагаются интерьеры?
– Хотим, чтобы было просторно, светло. Наконец будет свой кабинет, и буду учить роли не в каком-то закутке, а в кабинете. Сделают декоративный камин. Это мечта. В кабинете будет висеть плащ, в котором играл Людовика – хочу, чтобы окружали любимые вещи. В том числе и призы. Например, приз «Бронзовая бригантина», полученный в Артеке, где дети выбрали меня лучшим артистом детского фестиваля.
– К пятидесяти годам наверняка появились собственные житейские мудрости…
– Считаю, что никогда не надо никому завидовать. Всегда радовался тому, что имею. И сын так воспитан, и жена такая. Недавно снялся в кино и получил довольно приличные деньги, решил опять что-то в новой квартире сделать, а потом взял и купил жене хорошую норковую шубу. Она радовалась, как ребенок. Видя такую искреннюю реакцию, и сам был счастлив…

Беседовала Ольга Мирошниченко

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация