Притон под открытым небом, или игры в демократию
Только начали привыкать к неудобопроизносимому слову «кондоминиум» (пришедшему, между прочим, к нам из древнеримских времен), как его вроде бы изымают из нового Жилищного кодекса и заменяют понятием «многоквартирный дом».Нейтральная, значит ничья
Почувствуйте разницу! Классический кондоминиум – это единый комплекс недвижимого имущества, который включает в себя земельный участок и расположенное на нем строение. Это что же, землю товариществам не дадут?
Впрочем, пока сам кодекс не принят, говорить об этом рано. И сейчас речь пойдет о тех ТСЖ, которые с превеликими трудностями все же отстояли свое право на положенный им земельный участок, или – в результате межевания – все же надеются его получить: старые законы пока никто не отменял.
То, что дать землю в руки собственников выгодно всем – говорить не приходится: сами собственники (члены ТСЖ) будут уверены, что ни при каких городских перестройках их не выселят с родного места, городу же будет меньше проблем: не он теперь станет ухаживать за придомовой территорией, эту заботу возьмут на себя жильцы.
Все так – да не так. Возьмут ли? Ведь люди не знают, за какой участок им отвечать. Не представляют его размеры. Не ведают, что принадлежит (или будет принадлежать) им, а что – городу. Не может ответить на это и сам город. А потому ответственность за землю как бы повисает в воздухе. Возникает «нейтральная полоса», которая никому не принадлежит. Но и находиться на ней опасно. Иногда – в буквальном смысле.
Хронология
Но прежде два слова к истории вопроса – кто и когда определял размеры этого участка. Первое указание появилось в 2001 году. Это была методика ГлавАПУ, в основе которой лежал «факт» – то, что зрительно относится к дому, то, что надо убирать, чтобы не захламлялась придомовая территория, – это и есть владение ТСЖ. Оно так и называлось – «убираемая территория». В следующем – 2002 году – появился уже новый документ, известное постановление № 690 правительства Москвы, которое значительно урезало этот участок, свело владение товарищества к «двум подошвам» – площадь под фундаментом плюс еще 10 проц. Назван был этот виртуальный участок (ну как можно использовать площадь под фундаментом?) «эксплуатационной территорией», и представлял собой самый минимальный из возможных нарезов земли, который передавался жильцам. А ну как задумают поставить кран, лебедку или какой-нибудь другой строительный механизм для ремонта крыши или фасада своего строения (и естественно, за свой счет) – вот и располагайтесь на «собственной» территории. Больше вам не положено.
Однако наступление на права собственников этим не ограничилось, оно продолжалось. Два года назад появился Земельный кодекс, который отменял все прежние нормативно-правовые акты, и отныне сами архитекторы должны были решать, что принадлежит дому, а что – нет. Инструментом для реализации их планов должно стать межевание, которое и предполагалось осуществить в городах, и которое в Москве уже начато.
Поделить и законодательно закрепить землю за каждым домом – идея вроде бы неплохая. Но на самом деле она еще больше запутала вопрос.
Вот наш – Восточный – округ. Пока наделили землей 28 кондоминиумов, предстоит это сделать еще примерно для 160. Но чем дальше идет «черный передел», тем большее беспокойство он вызывает. Да, размеры наделов, выделяемые товариществам, нисколько не увеличились, они как были минимально возможными, такими и остались. Но вместе с ними появились и так называемые «участки общего пользования», расположенные между домами (и естественные, заметим, в условиях свободной планировки), но вот принадлежность их остается непонятной. А раз так – за них никто не отвечает. Дирекция отказывается – не наши, товариществам не дают – не ваши, и в результате земля превращается в бесхозную свалку. А иногда и похуже – как в случае, о котором я собираюсь рассказать – в притон под открытым небом.
Собака на сене
ТСЖ «Наши Сокольники», адрес – Старослободская, 3. К дому примыкают еще два других, но уже муниципальные – по Маленковской, 10 и Сокольническому валу, 38. Здесь находятся две детские площадки – одна вроде бы для товарищества, другая – для двух остальных домов. Обе – открытые всем ветрам. Но во что они превращены! Вечерами здесь собираются компании, пьют, колются (наутро здесь можно увидеть немало бутылок и использованных шприцов), забавляются тем, что стреляют из духового ружья. Стены близлежащих домов исписаны ругательствами, а когда все расходятся, то на детских скамейках преспокойно устраиваются на ночь бомжи.
Председатель ТСЖ Валерия Мосальская пошла в районную управу «Сокольники», попросила: «Дайте нам огородить эти детские площадки. Не бойтесь – они не станут «запретной зоной». Пусть здесь играют дети всех домов. Мы даже поставим спортивные снаряды – тоже ведь неплохое дело. Но при одном условии: врежем калитку, и там будет стоять сторож: пустит он не каждого, а на ночь площадку закроет. Уверяем вас: такого безобразия, которое сейчас творится там, больше не будет».
Валерия Николаевна знала, что говорила. Товарищество за три года существования показало, как умеет заботиться об имуществе. Жильцы превратили дом в сказку. Обнесли его живой зеленой оградой, по периметру поставили светильники, а в подъездах устроили буквально зимние сады, да еще с фонтанами. Неужели так же не благоустроят и землю?
В управе пожали плечами: «А мы не против. Только земля, на которой расположены площадки, называется «общего пользования». Она не только ваша. Спросите мнение соседей, если они не будут возражать – огораживайте».
Ответ можно было предвидеть заранее… Но сейчас я хочу сказать о другом: всегда ли нужны такие «игры в демократию»? Разве так уж обязательно мнение соседей, когда предлагается явно благое и конструктивное решение? При этом – для всех. Не только для ТСЖ. Опасалась ли управа чего-то? Возможно – на то она и власть. Но тогда обремените землю какими-либо сервитутами (ограничениями) – вроде того, что участок нельзя использовать иначе, как место развлечений для детей, проконтролируйте это. Так было бы даже лучше – власть показала бы, как ее беспокоит криминальная обстановка в районе, и что она делает все, чтобы ее искоренить.
Но ничего этого не было. Управа могла решить вопрос, но, по сути, выразила к нему полное равнодушие и беспечность. Товарищество отфутболили по всем бюрократическим законам.
А вот что ответили в близлежащих домах на предложение ТСЖ: «Им там, богатеньким, мало своих хором. Они еще и нашу землю хотят оттяпать. Не дадим!» Следовало ли ожидать другого? Согласие муниципальных домов получено не было, и все осталось, как прежде: притон по-прежнему процветает!
И пример этот не единственный. Схожая история случилась в ТСЖ «Щелковское-44». Там тоже шла речь о том, чтобы включить детскую площадку в состав земельного участка кондоминиума товарищества. ТСЖ предлагало благоустроить ее, но получило отказ.
Меньше будет мусора
Вопрос надо ставить шире. «Участки общего пользования» – это не только детские площадки. Часто на них располагаются гаражи, тепловые пункты, трансформаторные подстанции. Понятно, что владельцы всех этих строений меньше всего думают о том, что творится за их стенами. А там чаще всего мусор, грязь. Относиться к этому с равнодушием? Но почему бы и эти земли не отдать товариществам? Понятно, что в этом случае возникают отношения между разными собственниками. Если это гараж, то владелец должен заплатить ТСЖ за аренду земли. Именно ТСЖ – а не административным органам! В этом случае больше будет гарантий того, что участок не зарастет, будет благоустроен. ЦТП и трансформаторная будка? Тогда пусть представители «Мосгортепла» и «Мосэнерго» – владельцы этих сооружений – станут членами товарищества, и уже вместе с ним позаботятся, чтобы территория вокруг них не превратилась в мусорник – в общем, поухаживают за ней.
ТСЖ – хотя их и мало – на сегодня наиболее эффективная форма объединений жильцов-собственников, заботящихся о своем имуществе. То, что они умеют привести в порядок дом, постоянно заботятся о нем – они уже доказали. Но доверьте им и землю! Это пойдет на пользу не только жителям близлежащих домов, но и городу в целом.
Ольга ЧУПРИНА, главный специалист Управления Департамента жилищной политики по Восточному округу