23:30:44
11 апреля 2021 г.

Леонид Серебренников: «Мой дом – мое маленькое государство»

В гостях у звездыАртист Леонид Серебренников – человек неприхотливый. Он даже престижных номеров «люкс» в гостиницах (при его-то бесконечной гастрольной жизни) старается избегать. Неудобно ему там: телефон в одной комнате, телевизор в другой, спальня в третьей. Привык за многие годы к уютному и компактному проживанию в стандартной квартире в Люберцах и никуда перебираться оттуда не собирается.Последствия «квартирного» концерта
Леониду Федоровичу его скромное жилище досталось не так уж легко. Даже когда он стал известным артистом, собственной квартиры у него не было. И вот как-то поэт Евгений Долматовский посоветовал: «Дай-ка ты там у себя в Люберцах большой концерт, пригласи руководство города…»
Так и было сделано. Концерт прошел успешно, потом последовало немедленное приглашение в кабинет к первому секретарю горкома партии и выделение ордера на трехкомнатную квартиру.
– И больше я никуда не собираюсь, – замечает Серебренников. – Постепенно за двадцать лет мы здесь все обставили, что-то делаем-переделываем, и за это время дом стал как бы нашим маленьким государством.
Трудно определить форму правления в этом государстве, но то, что Леонид Серебренников совсем не диктатор, – ясно с первого взгляда. Он по совместительству и глава государства, и министр финансов и экономики. Вся исполнительная власть целиком лежит на жене Валентине. А роль народа уготована сыну Владимиру.
Ну а обустраивает Леонид Федорович свое государство тщательно и собственными руками. Строители плохо навесили двери – он перевесил. Какой-то ящичек стало заедать – подремонтировал. А обустраиваться в новой квартире стали в начале 80-х.
– В конце 70-х начались мои первые гастроли. Вскоре начали ездить в Казахстан на заработки. Конечно, разница ощущалась: если здесь платили по 7 рублей в день за концерт, то там по 15–20. На месяц поедешь – что-то существенное привезешь. Так мы и стали потихонечку обустраиваться. Эту стенку из дуба купили еще в те далекие времена. И хотя появлялось желание поменять стенку на что-нибудь более современное, но при нашей квадратуре в 57 кв. м подходящую найти сложно: то очень высокие, то очень длинные. А эта вписалась так, что и пианино встало, и все остальное разместилось, будто сделано под заказ. Стенку пришлось оставить, и в результате мы под нее как рабы присматривали остальную мебель. Каждый комодик, вешалку – все тщательно подбирали, прикидывали, как смотреться будет, как монтироваться.
– Это славное пианино – тоже старое ваше приобретение?
– С ним отдельная история. Как-то муж нашей племянницы, делая ремонт у знакомых, узнал, что они решили выбросить старое пианино, которое их дед еще с войны привез. Предложили посмотреть. Вид у инструмента был жуткий: грубо покрашенное коричневой краской, облупленное. Но видно, что пианино-то хорошее. Приценился, а мне говорят – только забери. Оставил 200 рублей и привез пианино домой. Все лето тщательно соскабливал краску, а под ней оказались настоящий орех и карельская береза. Тогда поверхность всю отшлифовал, по деревяшечкам разобрал, лаком покрыл. На рынке по случаю эти светильники-подсвечники приобрел, установил. И как сказал настройщик, пианино оказалось редкой конструкции. Рихтер бы на нем, конечно, не стал играть, ну а мне песни разучивать – в самый раз.
– Действительно, инструмент подошел и по габаритам, и по цвету. Вообще, Леонид Федорович, должна сознаться, что у вас в доме хорошо, тепло, уютно, такая атмосфера доброжелательная…
– Да, я тоже так считаю. Тут у нас нередко Никита Богословский гостевал, так как-то сидим, Никита и говорит: «Смотрю, каждая вещь у тебя – ценность, все на своем месте». Потом сели за стол, стали закусывать, а Никита замечает: «Хотел к закуске привязаться, опять не получается – и салат хороший».
Пророчество Анненкова
– Когда вы почувствовали, что вас манит к себе актерская стезя?

– С самого раннего детства мечтал быть актером, стихи уже в детсаду читал. И хотя артистов в роду не было, родители были очень музыкальны, все в доме великолепно пели. Но музыкой я не занимался, с трудом отходил три года в музыкальную школу. И все потому, что мечтал об актерстве, бредил спектаклями Райкина, учил их наизусть, сам ставил какие-то миниатюры. Когда поступал в театральный институт, читал райкинские монологи, из-за чего меня, по-моему, и выгоняли с первых же туров. На третий год все-таки поступил. И как-то Николай Александрович Анненков, артист Малого театра, у которого тогда учился, на одном из актерских этюдов услышал, как я пою, и ему очень понравилось. Он и предложил тогда подумать о дальнейшем музыкальном поприще. Активно я начал петь уже в армии, и даже создал там музыкальный квартет, а потом, уже работая в театре, пошел в Москонцерт и стал потихонечку втягиваться в певческое искусство. Вскоре стал дипломантом конкурса в Сочи, солистом оркестра Советской песни, потом оркестра Радио, дипломантом телевизионного конкурса «С песней по жизни». В фильме «Рожденная революцией» познакомился с композитором Александром Флярковским, позже на меня обратил внимание композитор Алексей Мажуков, предложивший записать цикл романсов. Потом меня увидел Мурат Кажлаев, а на съемках фильма «Обыкновенное чудо» состоялось знакомство с Геннадием Гладковым. Ну а спустя какое-то время я уже стал ходить на Мосфильм как на работу: записывал песни и параллельно работал на эстраде.
– Послушать вас, так эдакая гладкая творческая дорога, будто маслом намазанная. Разве так бывает?
– Ну что вы, конечно нет. Наоборот, можно сказать, что моя судьба схожа с судьбой дворовой собаки: чем труднее, тем больше борешься за жизнь. Ведь посудите сами: у меня не было серьезного вокального образования, кроме занятий в театральном училище начал заниматься пением самостоятельно дома. Не знал в достаточной степени нотной грамоты и сам освоил это дело. Не умел играть на гитаре, – научился. То есть всегда приходилось держать удар.
– Но и судьба была к вам весьма благосклонна – вы много звучали в кино, вас часто показывали по телевидению?
– Действительно, начал сниматься с 76-го года, и снимался по тем временам страшно много: по 6–8 раз в месяц. Это в те времена, когда существовал репертуарно-режимный отдел, который отслеживал количество появлений артистов на экране. И за превышение нормы наказание было жестокое – могли просто исключить на полгода из эфира. Это, конечно, ущемляло интересы артистов: почему же не мелькать, ежели всюду зовут? Но, с другой стороны, ты не успевал надоесть публике. Правда, сейчас я тоже не успеваю надоесть публике, поскольку меня по ТВ показывают очень редко. Но тут причина в том, что, когда идет запись какого-либо праздничного концерта, то телевизионщикам гораздо удобнее записывать тех, кто исполняет под «фанеру» – там у них все по звуку выстраивается так, как надо. Я же всю жизнь пою только «вживую», и меня потом обычно просто вырезают. Редакторы всегда об этом честно сообщают.
Жена из группы поддержки
– Однако были времена, когда у вас с телевидением были более теплые отношения. Кстати, вы же и со своей женой Валентиной именно там и познакомились?

– Действительно, мы познакомились на телевидении. Валентина тогда была художником по свету, стояла за пультом и освещала нас, артистов. А мне всегда хотелось иметь хорошего, настоящего друга. Девчонки на нас тогда буквально вешались, и легко можно было обмануться: подумаешь, что она в тебя влюбилась, а на самом деле она тебя полюбила исключительно как певца. Для себя же я выписал этакую формулу: избранница должна вращаться в артистическом мире, всех знать, всех видеть, но не должна сама быть на эстраде, потому что ну что это за семья, когда все постоянно разъезжаются на гастроли. Значит, искать надо где-то, так сказать, в группе «поддержки»: звукорежиссеры, осветители, ассистенты режиссера. И тогда начал внимательнее смотреть за людьми, которые меня окружают на съемках. Так в один прекрасный момент на съемках «Утренней почты» и увидел Валентину. И вот уже 25 лет вместе.
На гастроли с напильником
– А это правда, что вы не можете сидеть сложа руки и ничего не делать?

– Правда. Утром встаю и сразу нахожу, чем заняться: что-то подремонтировать, подделать. Когда раньше на месяц уезжал на гастроли, просто сходил с ума от безделья. И вот чтобы на стенку не лезть, начал брать с собой напильники, стамески, отвертки. И чинил друзьям из коллектива часы, очки или телевизор в номере, если он плохо работал: яркость налажу, программы настрою. Заклеивал окна, чтобы не дуло, если это была зима: тут же нарезал газету тонкими полосками и мылом наклеивал. За всю свою жизнь ни разу не ездил отдыхать ни в санаторий, ни в пансионат. Не могу себе представить, как можно просто лежать на пляже и ничего не делать. Как-то был в Израиле на гастролях, умирал целый день от скуки: там-то в номере все нормально работает. Так уж я устроен, что мне нужно постоянно чем-то заниматься.
– А когда на сцене поете, этот зуд бурной деятельности хоть немного притупляется?
– В том-то и дело, что нет! Даже когда на сцене пою, иногда сам про себя думаю, как бы во-он тот винт закрутить. А когда кручу винт, думаю над песней, как бы ее лучше решить. Жена ругается: нет чтобы пригласить мастеров, все сделали бы, как положено. А зачем, если я практически все умею, да еще и получаю от этого огромное удовольствие. Что касается дерева – резать, строгать, починять, любые деревянные поделки – без проблем. Да и с металлом справляюсь, и резьбу могу нарезать. У меня есть метчики, весь набор инструментов для нарезания резьбы. На даче у себя водопровод делал: колена, переходники… Расчертил, нарезал, собрал.
– Для вас нет невозможного?
– Ну, если только что-то, связанное с суперсовременной техникой. Хотя и тут нередко успешно справляюсь – ведь когда встречаешься с чем-то для тебя новым, еще интереснее. Тут у сына недавно сломался усилитель. Посмотрел – разорвался шток между потенциометром и захватом-крабом. А там все держалось на каком-то специальном клее, и шток-то всего диаметром 2,5 мм. Как это сделать, я не знал. Конечно, можно было отнести в мастерскую – и никаких проблем. Но хочется же попробовать самому. Покрутил-повертел, просверлил два отверстия по 0,5 мм, вставил два штыря, свел их… Работает! И с гордостью подумал про себя: «Ай да я, ай да сукин сын!»

Тамара Клейман

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация