Владимир АВЕРЧЕНКО: нужно обеспечить баланс интересов
При многообразии форм участия бизнеса в ЖКХ особая роль должна принадлежать органам власти, считает руководитель Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Владимир АВЕРЧЕНКО.Демонополизация берет свое
Те процессы, которые мы сегодня наблюдаем в жилищно-коммунальном хозяйстве, свидетельствуют о резких изменениях в механизмах управления отраслью. В некотором смысле это похоже на химическую реакцию после того, как к реагентам добавили катализатор. На протяжении десяти с лишним лет, пока ведется реформа ЖКХ, мы говорили о необходимости демонополизации отрасли и развития конкурентной среды, но только в последние год-два вялотекущий процесс резко ускорился и стал приносить первые ощутимые результаты. Из слабо выраженной и часто формальной демонополизация стала реальным этапом в развитии отрасли.
Такие резкие перемены связаны с рядом факторов. Во-первых, именно в последние годы ужесточилась финансовая дисциплина бюджетных учреждений и организаций в расчетах за потребленные коммунальные услуги. Стабильнее стало бюджетное финансирование расходов, связанных с предоставлением льгот и субсидий при оплате жилищно-коммунальных услуг.
Во-вторых, подошел к завершению процесс поэтапного увеличения уровня оплаты населением жилищно-коммунальных услуг. Тарифы в большинстве регионов приблизились к экономически обоснованным затратам. В нынешнем году в 54 субъектах Российской Федерации уровень оплаты был доведен до 90% от установленного федерального стандарта, еще в 20 регионах он составил 80–85%. Подготовлена основа для полного отказа от бюджетного дотирования предприятий. Вместо этого финансовые потоки в рамках программы социальной поддержки направлены на адресное субсидирование наименее обеспеченных семей.
Постановление правительства РФ от 30 августа 2004 г. № 444 «О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг» предусматривает осуществить до 31 декабря 2005 г. переход к полному возмещению гражданами экономически обоснованной стоимости жилищно-коммунальных услуг с одновременным переходом к перечислению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг на персонифицированные социальные счета граждан.
И, наконец, в-третьих, принят ряд важнейших нормативно-правовых документов, которые упорядочили правоотношения в жилищно-коммунальной сфере. Плюс к этому, на подходе и новый пакет законов по жилью, которые сейчас рассматриваются в Госдуме. Вся эта законотворческая деятельность стала ответом на потребность бизнес-структур видеть в ЖКХ понятный и прогнозируемый рынок услуг.
Электрики впереди всех
Сегодня в жилищно-коммунальном комплексе России доля частных предприятий составляет в среднем 17,3% от общего числа предприятий и организаций, занятых в этой сфере. В теплоснабжении доля предприятий частной и смешанной форм собственности (акционерных обществ) достигает 30%. Около процента приходится на долю предприятий с участием иностранного капитала. В водопроводно-канализационном хозяйстве предприятия частной и смешанной форм собственности оказывают 17% от общего объема услуг. В электроснабжении – 37%. С приходом частных структур в жилищно-коммунальный комплекс мы связываем надежду на увеличение инвестиционных вложений в модернизацию и обновление основных фондов отрасли. Дело в том, что при ограниченности бюджетных средств невозможно решить проблему ветхого состояния фондов и высокой аварийности на объектах только за счет бюджетных ресурсов и внутренних инвестиционных возможностей предприятий ЖКХ. В рамках программы реформирования и модернизации отрасли, которая начала претворяться в жизнь с 2002 года, предусматривалось до 2010 года проинвестировать коммунальные фонды (без учета жилищного фонда) в размере 554,7 млрд. рублей. А федеральный бюджет ежегодно выделяет на эти цели менее 1 млрд. рублей.
Нужно отметить, что высокий инвестиционный потенциал – это не единственная черта бизнеса, которая интересна жилищно-коммунальному сектору. Сегодня в отрасли востребованы современные технологии менеджмента, инновационные производственные технологии, элементы реальной конкуренции. Всем этим обладают бизнес-структуры, и поэтому они действительно могут стать одной из движущих сил в развитии отрасли. Ведь это не просто институциональные перемены, но и повышение качества и стабильности оказания услуг, снижение неэффективных затрат.
Каждому – свой уровень
В предприятиях малого бизнеса мы признаем сегодня оптимальных подрядчиков в сфере обслуживания жилищного фонда, уборки и благоустройства придомовых территорий. Общая динамика такова, что монополия государственных и муниципальных предприятий в этом секторе нарушена. А вот в коммунальной инженерной инфраструктуре на рынок услуг выходят крупные компании, такие, как ОАО «Российские коммунальные системы», ОАО «Российские коммунальные инвестиции», ООО «Межрегионгаз», компания «Интеррос», «Межрегиональная коммунальная компания» (учредитель – Фонд содействия развитию регионов), «Межрегиональная инвестиционная строительная коммунальная компания», «Альфа-ЭКО» и другие. Эта тенденция объясняется необходимостью крупных финансовых инвестиций в развитие коммунальных систем, которые может обеспечить далеко не каждая компания.
Тенденция к укрупнению управленческой структуры проявляется и в создании холдингов, куда входят самостоятельные разнопрофильные предприятия. Например, в Тюменской области работает группа компаний «ТЭНКОМ». В ее составе – сбытовая компания ОАО «Тюменьэнергосбыт», компания-инвестор ОАО «Сибирско-Уральская энергетическая компания» и управляющая компания
ООО «ТЭНКОМ».
В Костромской области в настоящее время при поддержке Росстроя реализуется пилотный проект, суть которого состоит в объединении производственных активов предприятий различного профиля: ООО «Костромская теплоэнергетическая компания» и МУП «Костромагорводоканал». Иными словами, теплоснабжающее предприятие расширяет сферу деятельности, а предприятие водопроводно-канализационного хозяйства интегрируется, вливается в объединенную структуру. Кроме того, частично принимаются функции жилищно-эксплуатационных предприятий: в части эксплуатации внутридомовых отопительных систем и инженерных сетей.
За последние несколько месяцев наше агентство подписало шесть соглашений с крупными компаниями и коммерческими банками по взаимодействию в вопросах реанимации коммунальной инфраструктуры. При этом хотелось бы особо подчеркнуть позицию Росстроя в отношении механизмов участия бизнеса в коммунальном секторе. Условием привлечения частных компаний должны быть договора концессионного типа, то есть долгосрочной аренды, сопровождаемые инвестиционными соглашениями. Собственность на объекты коммунального назначения должна оставаться муниципальной. При таком подходе мы сможем создать реальную конкурентную среду на рынке коммунальных услуг, где будет происходить конкуренция за право управления объектами. Но в случае неисполнения частной компанией-оператором инвестиционных обязательств у органов власти как собственника имущества будет оставаться возможность расторжения договора и выбора иной компании.
Частная монополия нам ни к чему
Проблема еще в том, что там, где объекты коммунальной инфраструктуры переданы в собственность частным компаниям, мы можем в ближайшее время
наблюдать вместо государственной и муниципальной монополии – частную монополию. И неизвестно, окажется ли она лучше. Поэтому недопустимо, чтобы был полностью потерян контроль органов власти за жизненно важными, а, следовательно, стратегическими объектами коммунального хозяйства.
При многообразии форм участия бизнеса в ЖКХ особая роль должна принадлежать органам власти. Организация стабильной работы объектов жизнеобеспечения населенных пунктов – это обязанность органов власти, независимо от того, в чьей собственности находятся объекты и на каких условиях обслуживаются.
Должны быть обеспечены доступность информации о хозяйственной деятельности предприятий, контроль за инвестиционными проектами, прозрачное тарифное регулирование. Только так удастся обеспечить баланс интересов трех заинтересованных сторон на рынке жилищно-коммунальных услуг: потребителей, хозяйствующих субъектов и власти.