23:30:44
11 апреля 2021 г.

Сертификат и лицензия – не близнецы-братья

Рынок недвижимостиВ феврале 2002 года закончилась эпоха лицензирования риэлторской деятельности, и наступила пора некоторой растерянности клиентов: привычного ориентира в выборе надежного риэлтора не стало. С отменой государственного регулирования на рынке риэлторских услуг появилось немало небольших фирм, моральные принципы которых, да и качество предоставляемых услуг, зачастую не отвечают потребностям клиентов. Риэлторы, входящие в саморегулируемые общественные риэлторские объединения – Российскую гильдию риэлторов (РГР) и Московскую ассоциацию-гильдию риэлторов (МАГР), видя такую картину, задумались о введении собственной системы регулирования в этой сфере.
Знак для клиента
На основе многолетней практики и анализа наиболее проблемных моментов в отношениях «клиент-риэлтор» РГР был разработан Национальный стандарт качества риэлторских услуг, зарегистрированный Госстандартом России в феврале 2003 года. Именно его положения и стали основой системы добровольной сертификации риэлторских услуг на рынке недвижимости. Теперь любая фирма может при желании пройти довольно жесткую процедуру проверки качества предоставляемых ею услуг. При этом учитывается и общественная репутация фирмы, и отсутствие претензий со стороны клиентов.
Только в случае полного соответствия качества услуг Национальному стандарту фирма получает сертификат, подтверждающий это. Действует сертификат один год, по окончании которого проводится инспекционная проверка. Если фирма ее благополучно проходит, сертификат продлевается еще на один год. Если нет – его отбирают (что также бывало). И так ежегодно.
Какие требования предъявляет Национальный стандарт к качеству оказываемых фирмой риэлторских услуг? Они относятся и к офису риэлторской компании (легальная аренда, наличие вывески, информация для клиентов), и к сотрудникам (прохождение периодического обучения, наличие аттестата соответствия квалификации), к составу услуг, к форме договора на оказание услуг, в обязательном порядке определяющего ответственность компании, к страхованию профессиональной ответственности риэлторской компании (она должна быть застрахована на 1,5 млн. рублей).
В Москве орган по сертификации создан при МАГР. Сюда же любой клиент сертифицированной фирмы может обратиться за консультацией или с претензией в случае конфликта. На сегодня в столице получили сертификаты чуть более 40 риэлторских фирм. С их списком может ознакомиться любой желающий. Сравнительно небольшое число сертифицированных фирм свидетельствует о том, что требования сертификации значительно более жесткие, нежели упраздненное государственное лицензирование, ведь к моменту отмены лицензирования в столице было выдано более 1300 лицензий риэлторским компаниям.
Конечно, нельзя утверждать, что в несертифицированных фирмах работают сплошь «отпетые мошенники», но наличие сертификата соответствия Национальному стандарту однозначно гарантирует высокое качество предоставляемых услуг. Сертификат соответствия в рамочке на стене офиса фирмы – хороший знак для клиента. Значит, этой фирме можно доверять!
И кодекс этики
Кроме системы добровольной сертификации фирмы–члены МАГР приняли на себя и другое, не менее важное обязательство – это соблюдать Кодекс этики и Стандарт практики МАГР.
Риэлторы, подписавшиеся под этими документами, осознают ответственность за свое доброе имя перед обществом, клиентами и друг другом. Особое внимание кодекс уделяет обязанностям риэлтора перед клиентами. Например, риэлтор, заключая или продлевая договор об оказании услуг, не должен вводить клиента в заблуждение в отношении рыночной стоимости недвижимости и тех выгод, которые могут быть получены клиентом при помощи риэлтора. Представляя продавца, риэлтор должен предлагать объект покупателям только по цене, согласованной с клиентом. Риэлтор должен избегать введения в заблуждение или утаивания фактов, касающихся объектов, прав или сделки в целом. Также риэлтор не вправе использовать конфиденциальную информацию о клиенте в свою пользу или в пользу третьей стороны без письменного на то согласия клиента. Наиболее важным для защиты интересов клиента является налагаемая кодексом на риэлтора обязанность своевременно информировать клиента обо всех ставших риэлтору известными обстоятельствах и фактах, относящихся к готовящейся сделке и способных впоследствии привести к признанию сделки недействительной.
Обязанности, налагаемые кодексом, распространяются на все 90 с лишним фирм – членов МАГР. И клиент компании – члена МАГР в случае конфликта с риэлтором также имеет возможность обратиться в комитет защиты прав потребителей риэлторских услуг МАГР с жалобой на нарушение риэлтором требований Кодекса этики. Основная задача комитета – защита интересов клиентов и доброго имени риэлтора.
Суд суду рознь
Но повседневная практика отношений риэлторских фирм со своими клиентами гораздо многограннее. Нередко, исчерпав все примирительные процедуры, клиент все же решает обратиться в суд для защиты своих интересов. Но загруженность судов превращает судебное разбирательство в многолетнюю изматывающую процедуру. И здесь МАГР готов оказать помощь клиенту. При МАГР создан Третейский суд участников рынка недвижимости, законодательно наделенный при рассмотрении гражданских дел правами, равными с судом общей юрисдикции. Но это суд, в который обе стороны конфликта обращаются добровольно. То есть, стороны при заключении договора об оказании услуг должны оговорить порядок разрешения споров в Третейском суде. Кстати, в этом суде стороны вправе выбирать судей. Суд, состоящий в основном из специалистов-практиков с юридическим образованием, в короткие сроки рассмотрит аргументы сторон и примет решение.
Решения Третейского суда исполняются судебными приставами наравне с решениями суда общей юрисдикции.
Михаил Гороховский, президент Московской ассоциации-гильдии риэлторов
«Термин «риэлтор» должен означать компетенцию, справедливость и честность, высокие идеалы морального поведения в деловых отношениях. Мотивы получения дополнительного вознаграждения или специальные инструкции клиентов не могут служить оправданием для отступления от этих принципов и идеалов».
Из Кодекса этики и Стандарта практики МАГР

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация