Юрий ТЫРТЫШОВ: «нужна система контроля и наказания»
Частные компании сегодня дорожат своим имиджем и прилагают все усилия, чтобы обеспечить готовность объектов к зиме и стабильное прохождение отопительного сезона, – уверяет заместитель руководителя Федерального агентства по строительству и ЖКХ Юрий ТЫРТЫШОВ.– Юрий Павлович, на одном из селекторных совещаний, посвященных подготовке отрасли к зиме, прозвучал интересный факт: в Мурманской области отопительный сезон заканчивается в начале лета, а начинается уже ранней осенью. Как за столь короткий срок коммунальщики успевают провести все необходимые мероприятия по подготовке тепловых сетей?
– С технологической точки зрения нет никаких проблем в том, чтобы успеть подготовить системы за это время к новому отопительному сезону. Единственная проблема, характерная для многих регионов – финансовое обеспечение программы предзимней подготовки объектов ЖКХ. Так, к началу сентября план такой подготовки в Мурманской области был профинансирован региональным и муниципальными бюджетами только на треть. Но коммунальщикам удалось обеспечить готовность объектов не на уровне 30%, а гораздо выше. Хотя те показатели готовности, которые имела область к началу сентября, нельзя назвать удовлетворительными – подготовлено только 53% жилищного фонда. Из запланированных к замене 66 км ветхих тепловых сетей обновили только 38 км.
В других регионах Севера, Сибири и Дальнего Востока, где также погодные условия ограничивают сроки проведения ремонтно-профилактических работ, при достаточном финансировании обеспечить полную готовность не представляло бы никакого труда. В этих регионах, как правило, нет традиционного централизованного энергоснабжения – мелких изолированных потребителей обеспечивают дизельные электростанции. Поэтому при подготовке к зиме главная задача – обеспечить завоз топлива.
Оперативный штаб по контролю за подготовкой ЖКХ к зиме, который я возглавляю, отмечал в текущем году высокую организацию работ в Якутии. Там коммунальщики опережали среднероссийские показатели. Не было проблем, кстати, и по Чукотскому автономному округу.
– Недавно по ТВ показали сюжет о том, что в городе Апатиты Мурманской области не включают отопление, так как задолженность энергетикам достигла 114 млн. рублей. Прокомментируйте, пожалуйста, сложившуюся ситуацию, как она будет решаться?
– В Мурманской области долги перед энергетиками на начало сентября составили около 400 млн. рублей. Одна из причин – неплатежи, с которыми сейчас в области пытаются развернуть борьбу. Другая причина – плохая работа властей над консолидированным коммунальным бюджетом. Сейчас в Апатитах и других муниципальных образованиях области тепло в дома начало поступать. Частично удалось погасить долги, частично договорились о рассрочке платежей.
В преддверии отопительного сезона вопрос погашения долгов всегда обостряется. В Федеральном агентстве есть, например, информация о готовящихся отключениях в Хабаровском крае и Кировской области.
Жилищно-коммунальные предприятия продолжают оставаться основными должниками РАО «ЕЭС России». Так, по состоянию на 1 июля задолженность предприятий ЖКХ и прочих непромышленных потребителей составляла 72% от общей дебиторской задолженности, это примерно 53,8 млрд. рублей. По сравнению с началом года долг увеличился на 8,7 миллиардов.
Надо признать, что в силу несбалансированности межбюджетных отношений до сих пор некоторые регионы не могут обойтись без дополнительной финансовой помощи из федерального центра. Но есть и такие ситуации, которые просто требуют ужесточения платежной дисциплины и выполнения посильных бюджетных обязательств в регионе.
– Какова общая картина готовности к зиме?
– К началу сентября в целом по стране была обеспечена готовность 80% жилищного фонда, 75% котельных, 81% тепловых сетей и 83% водопроводных. План по замене ветхих тепловых сетей выполнен на 63%, водопроводных сетей – на 61%. Запасы различных видов топлива составили 70–75% от необходимого.
Сегодня все показатели предзимних работ близки к плановым. Наш штаб отмечал проблемы в Корякском автономном округе, Республике Алтай, Камчатской, Сахалинской, Магаданской, Читинской и Ульяновской областях. Окончательный итог планируем подвести в начале ноября на Всероссийском выездном совещании Федерального агентства в Омске.
– Каждый год проблемы подготовки к отопительному сезону не уменьшаются, а наоборот, растут как снежный ком. Изнашивается оборудование, увеличиваются долги. Юрий Павлович, на ваш взгляд, как можно разорвать этот круг проблем?
– Хотелось бы возразить: кризисная тенденция в отрасли преодолена. Если раньше ежегодно мы имели увеличение числа крупных аварий на объектах ЖКХ, то последняя зима была относительно стабильной. На контроле Госстроя находилось только 17 крупных аварий.
А состояние основных фондов действительно сложное. В настоящее время в среднем по России физический износ котельных достиг 54,5%, коммунальных сетей водопровода – 65,3%, канализации – 62,5%, тепловых сетей – 62,8%, электрических – 58,1%… Около 30% основных фондов ЖКХ уже полностью отслужили нормативные сроки.
Мы понимаем, что при ограниченности бюджетных средств проблему ветхого состояния фондов и высокой аварийности на объектах ЖКХ невозможно решить только бюджетными ресурсами и внутренними инвестиционными возможностями предприятий ЖКХ. Поэтому сегодня надежда на увеличение инвестиционных вложений в модернизацию и обновление основных фондов отрасли связывается с приходом в нее частных структур. Отрасли требуются современные технологии менеджмента, инновационные производственные технологии, элементы реальной конкуренции. Но хотел бы подчеркнуть: позиция нашего Росстроя состоит в том, что в основе привлечения частных компаний в ЖКХ должны быть договора концессионного типа, то есть договора долгосрочной аренды, сопровождаемые инвестиционными соглашениями. Собственность на объекты коммунального назначения должна оставаться муниципальной.
Уже сейчас доля частных предприятий в сфере жилищно-коммунального обслуживания в среднем по России составляет 17,3% от общего числа предприятий, оказывающих услуги в этой сфере. Поэтому убежден, что в ближайшие несколько лет на государственном уровне должны действовать механизмы, при которых средства консолидированного бюджета выступают локомотивом по привлечению средств частных инвесторов.
– Эта зима – первая, когда в подготовке к отопительному сезону участвовали частные предприятия. Как, по-вашему, насколько успешно прошла подготовка? Какие уже можно подвести итоги?
– Должен сказать, что частные компании сегодня дорожат своим имиджем и прилагают все усилия, чтобы обеспечить готовность объектов к зиме и стабильное прохождение отопительного сезона. Это лишний аргумент в пользу коммерциализации ЖКХ.
Но есть примеры конфликтные. Так, в Архангельске график подготовки к зиме и угроза его срыва стали аргументом ОАО «Архангельские коммунальные системы», потребовавшим от мэрии погашения задолженности. С муниципальными предприятиями договариваться проще. А вот в Волгограде с приходом ОАО «РКС» начался конфликт по тарифам. Коммерческая структура сразу предложила их пересмотреть в сторону увеличения.
– Будет ли решаться странная ситуация с Камчатской областью? Там до сих пор не перешли на федеральные стандарты оплаты ЖКУ. Регион погряз в долгах, а на подготовку к отопительному сезону требуется 1,5 млрд. рублей.
– В ситуации должна, на мой взгляд, детально разобраться комплексная комиссия из представителей разных ведомств, в том числе – прокуратуры.
По своей линии мы отмечаем, что в Камчатской области из-за значительной разницы между региональным уровнем оплаты ЖКУ – 90% – и среднесложившимся по муниципальным образованиям – 42,8% – недофинансирование отрасли за месяц составляет 119,3 млн. руб. В прошлый отопительный период область вступила с большими трудностями. По состоянию на 1 сентября этого года общая готовность теплоснабжающих предприятий области к отопительному периоду была обеспечена в пределах 30–40%.
– Многие местные руководители не всегда владеют полной и достоверной информацией о ходе подготовке ЖКХ их области к зиме. Об этом на одном из совещаний упомянул глава вашего агентства Владимир Аверченко. И он же напомнил о той ответственности (вплоть до уголовной), которую несет руководитель. Были ли прецеденты наказания чиновников за халатность? Если да, то как это отразилось на судьбе конкретного региона?
– На мэра города Петропавловска-Камчатского в прошлом году было заведено уголовное дело за срыв подготовки к отопительному сезону. Как видим, в текущем году ситуация повторяется.
Думаю, нам не нужны показательные процессы, эффект от которых минимальный. Я вижу необходимость создать постоянно действующую систему контроля и наказания.
Федеральное агентство по строительству и ЖКХ после реорганизационных преобразований было лишено большей части контрольных функций. Функции контроля выполняет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. У нее-то и есть полномочия для привлечения к ответственности. Большую роль могут сыграть в новых условиях органы прокуратуры. Они сегодня – главное государево око в регионах.
Федеральным агентством, например, направлено письмо в Генеральную прокуратуру РФ с просьбой осуществить проверки в регионах, касающиеся соблюдения федеральных стандартов, и принять меры прокурорского реагирования на нарушения действующего законодательства.