Втихаря и без критериев
В прошедшем в Москве международном конгрессе «ЕврАзЭС – деловой мир» участвовали более тысячи представителей деловых кругов, госструктур и научных учреждений из стран Сообщества (России, Белоруссии, Казахстана, Таджикистана и Киргизии), США, Германии и ряда других государств. О значимости этого мероприятия говорит тот факт, что на нем согласованы инвестиционные проекты на общую сумму свыше 30 млрд. евро.Хотя суммарные иностранные инвестиции в экономику нашей страны превысили 66 млрд. долл., ее инвестиционный потенциал используется всего на 5%. Ждет своего часа и отечественное ЖКХ. О том, почему не идут в эту отрасль инвестиции и что нужно сделать, чтобы исправить ситуацию, говорили на заседании отраслевой секции «Жилищно-коммунальное строительство стран ЕврАзЭС». Выдержки из некоторых выступлений предлагаем вниманию читателей нашего издания.
Идеология проекта
Николай САДОМСКИЙ, национальный директор проекта программы развития ООН и Совета Федерации РФ (ПРООН):
– Совет Федерации РФ инициировал ПРООН в сфере ЖКХ страны. Все, что проходит под эгидой проекта, по нашим федеральным законам освобождено от таможенных пошлин и от части других налогов. Компании имеют до 30% экономии на налогах. Идеология простая: инвестиции без реформы неэффективны, реформа без инвестиций непривлекательна.
Начиналась наша работа в Подольске Московской области и в городах Ленинградской области. Сейчас инициируем пилотные проекты в регионах России, ведем переговоры более чем с 15 мэрами. Уже подписаны соглашения со Смоленской и Тверской областями, где мы будем реформировать ЖКХ не только в областных центрах, но и в муниципальных образованиях. Консалтинговые компании проводят технический, финансовый и энергетический аудит. Завершаем формировать пул инвесторов, среди которых есть и зарубежные, и крупнейшие российские банки. Кроме того, мы взаимодействуем со специализированными зарубежными компаниями. По нашим расчетам, все проекты эффективны и окупаются за 4–6 лет.
Должен сказать, проблема даже не в том, как привлечь инвестиции в регионы, а в том, что многие муниципалы даже не понимают, как происходит, например, смена собственности и смена менеджмента управления муниципальными компаниями. Вот в чем главная проблема. Она даже не экономическая, а, скажем, интеллектуальная.
Инвестор хочет, а город не может
Сергей ТИШКИН, гендиректор Финансово-промышленной группы «Технологии энергосбережения»:
– ФПГ «Технологии энергосбережения» является управляющей компанией консорциума «Энергопроектгрупп», объединяющего ряд российских инновационных, инжиниринговых, производственных и энергосервисных компаний. Консорциум выстраивался по принципу взаимодополнения. В его состав входят многие предприятия, причем не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге, Поволжье, на Урале и т. д.
Для регионов так или иначе стоит проблема самоопределения, разработки программы развития, и главная проблема – привлечение ресурсов, без которых осуществление этих программ малоэффективно и маловероятно. Раз уж был упомянут проект ПРООН, конечно имеет смысл упомянуть наш опыт сотрудничества с подмосковным Подольском. Была поставлена задача в очень сжатые сроки (с октября прошлого года по февраль нынешнего) сделать полный аудит. Начиная с тарифов, подготовки программы модернизации с последующим созданием управляющих компаний и привлечением инвестиций от 50 до 80 млн. долларов. Если первая часть работы была решена быстро и качественно, то вопросы согласования условий и схем создания управляющих компаний затянулись до сегодняшнего дня. В итоге город входит в зиму без модернизации системы отопления.
Здесь хотелось бы обратить внимание на то, что приходится решать вопросы не только с городом, но и с регионом, в частности, с Московской областью, потому что надежды муниципальных образований на какие-то субвенции и трансферы из федерального бюджета безосновательны. Все идет через регион.
В связи с этим хотелось бы напомнить, что недавно прошло большое мероприятие в Сочи по финансированию региональных структур в сфере ЖКХ. Собрались все лидеры этого рынка. И все сошлись на том, что главная проблема состоит в абсолютном несовершенстве нормативно-правовой базы – инвестор хочет участвовать в том или ином проекте, а город не может этого принять, или не позволяет закон. Мы с большими надеждами ожидаем принятия пакета жилищных законов в октябре-ноябре. Надеемся, что они позволят до конца года выработать оптимальные модели в отношениях бизнеса и власти, бизнеса и ЖКХ, показать примеры успешной реализации проектов в интересах муниципалитетов и делового мира.
Опыт отрицательный
Юрий ГЕЛЬЦЕР, президент консорциума «Гидростройинвест»:
– Наше предприятие имеет пятилетний опыт взаимоотношений с административными структурами и муниципальными предприятиями. И опыт этот больше отрицательный, нежели положительный.
При всей активности муссирования темы реформы ЖКХ на самых различных государственных и общественных уровнях меня не покидает ощущение, что подход к проблеме очень несерьезен. Потому что не вижу ответов на два основных вопроса. Первый – где критерии, по которым мы можем оценивать: проведена реформа или не проведена? Их нет. Второй вопрос: какова цена реформы? По нашим оценкам, она только в области водоочистки и водоотведения и только в рамках первоочередных задач зашкаливает за 100 млрд. долларов. И здесь необходимо признать, что таких денег нет ни в бюджете страны, ни в карманах потребителей. Если это так, то путь реформирования ЖКХ лежит через инвестиционный процесс.
Но следует признать, что инвестиционный климат в России в целом неблагоприятен. Этот факт доказывается очень просто. Мы говорим о необходимости иноинвестиций в то время, когда российские банки сидят со своими активами и не знают, куда их деть. Если же наши банки не собираются вкладывать в ЖКХ, то почему мы ждем денег от западных инвестиционных фондов?
Вот такая сегодня сложилась совершенно парадоксальная ситуация. Настоящая потребность в инвестициях не стыкуется с существующим их предложением. Мы в свое время пытались поработать, так сказать, переводчиками между одними и другими. Из этого, к сожалению, ничего не получилось. Помимо помех в законодательной базе, о которых сегодня говорилось, мы пришли к выводу, что нынешний менеджмент в муниципалитетах не в курсе элементарных экономических понятий.
Не исключено, что сложившаяся ситуация кому-то выгодна. Например, сегодня ряд так называемых естественных монополий сформировали свои структуры для работы в ЖКХ: РКС, РКИ и т. д. В прессе руководители этих структур заявляют: нам иностранные инвестиции не нужны, мы сами готовы финансировать реформы. Однако в действительности этого инвестирования нет. К чему стремятся эти структуры? Все сводится к тому, чтобы сесть на бюджетные потоки и приватизировать объекты ЖКХ в обход существующего законодательства. Я думаю, когда этот процесс закончится, сразу вспомнят об иностранных инвестициях.
Узок круг реформаторов
Галина МОЛЧАНОВА, руководитель департамента исследований и аналитики «ИМА-консалтинг»:
– С мая по июнь наша компания провела комплексное исследование в Москве и нескольких крупных регионах, где мы изучали готовность различных групп к реформе ЖКХ. По степени влияния на ситуацию в стране эту реформу можно сравнить, пожалуй, с приватизацией начала 90-х годов. Тогда большинство социальных групп не было готово к приватизации, не представляло себе ее краткосрочную и долгосрочную перспективы, руководствовалось в своих оценках мифологизированными представлениями. И сегодня представители этого большинства ощущают себя проигравшими, что порождает социальную напряженность. В отношении реформы ЖКХ сегодня складывается похожая ситуация. Общество, за исключением узкой группы инициаторов и лидеров реформы, к ней практически не готово, не имеет ясного представления о последствиях перевода коммунального хозяйства на рыночные принципы работы. А ведь эти последствия коснутся практически каждого.
Если посмотреть на разные социальные группы и их информированность о реформе, то высокий уровень осведомленности имеет только крупный бизнес. Причем именно он активно участвует в правилах формирования рынка. Удивительно, но средний и малый бизнес, муниципальные власти и муниципальные предприятия, которые должны быть ключом реформы ЖКХ, имеют слабое представление о реформе. Для них здесь больше вопросов, чем ответов. Для среднего и малого бизнеса непонятно, какая правовая структура будет регулировать взаимодействие потребителей с поставщиками в условиях рынка. Как будет осуществляться защита прав потребителей в обеспечении гарантий поставок. Муниципальные власти в большей мере обеспокоены тактическими проблемами выживания и контроля за ситуацией. Горизонт их прогнозирования совершенно недалек. Их прежде всего волнуют вопросы, как изменится структура участников муниципального рынка электроэнергетики, каковы будут последствия частичного или полного перехода МУПов в частную собственность.
Как бы то ни было, но на сегодняшний день муниципальные власти не имеют реальных рычагов воздействия на частный бизнес в ЖКХ. А отсутствие ясного понимания перспектив порождает склонность к радикальным решениям. Значит, не исключено противодействие реформе на муниципальном уровне, с чем неоднократно все сталкивались на практике…