21:43:52
22 ноября 2024 г.

Втихаря и без критериев

ЖКХВ прошедшем в Москве международном конгрессе «ЕврАзЭС – деловой мир» участвовали более тысячи представителей деловых кругов, госструктур и научных учреждений из стран Сообщества (России, Белоруссии, Казахстана, Таджикистана и Киргизии), США, Германии и ряда других государств. О значимости этого мероприятия говорит тот факт, что на нем согласованы инвестиционные проекты на общую сумму свыше 30 млрд. евро.Хотя суммарные иностранные инвестиции в экономику нашей страны превысили 66 млрд. долл., ее инвестиционный потенциал используется всего на 5%. Ждет своего часа и отечественное ЖКХ. О том, почему не идут в эту отрасль инвестиции и что нужно сделать, чтобы исправить ситуацию, говорили на заседании отраслевой секции «Жилищно-коммунальное строительство стран ЕврАзЭС». Выдержки из некоторых выступлений предлагаем вниманию читателей нашего издания.
Идеология проекта
Николай САДОМСКИЙ, национальный директор проекта программы развития ООН и Совета Федерации РФ (ПРООН):

– Совет Федерации РФ инициировал ПРООН в сфере ЖКХ страны. Все, что проходит под эгидой проекта, по нашим федеральным законам освобождено от таможенных пошлин и от части других налогов. Компании имеют до 30% экономии на налогах. Идеология простая: инвестиции без реформы неэффективны, реформа без инвестиций непривлекательна.
Начиналась наша работа в Подольске Московской области и в городах Ленинградской области. Сейчас инициируем пилотные проекты в регионах России, ведем переговоры более чем с 15 мэрами. Уже подписаны соглашения со Смоленской и Тверской областями, где мы будем реформировать ЖКХ не только в областных центрах, но и в муниципальных образованиях. Консалтинговые компании проводят технический, финансовый и энергетический аудит. Завершаем формировать пул инвесторов, среди которых есть и зарубежные, и крупнейшие российские банки. Кроме того, мы взаимодействуем со специализированными зарубежными компаниями. По нашим расчетам, все проекты эффективны и окупаются за 4–6 лет.
Должен сказать, проблема даже не в том, как привлечь инвестиции в регионы, а в том, что многие муниципалы даже не понимают, как происходит, например, смена собственности и смена менеджмента управления муниципальными компаниями. Вот в чем главная проблема. Она даже не экономическая, а, скажем, интеллектуальная.
Инвестор хочет, а город не может
Сергей ТИШКИН, гендиректор Финансово-промышленной группы «Технологии энергосбережения»:

– ФПГ «Технологии энергосбережения» является управляющей компанией консорциума «Энергопроектгрупп», объединяющего ряд российских инновационных, инжиниринговых, производственных и энергосервисных компаний. Консорциум выстраивался по принципу взаимодополнения. В его состав входят многие предприятия, причем не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге, Поволжье, на Урале и т. д.
Для регионов так или иначе стоит проблема самоопределения, разработки программы развития, и главная проблема – привлечение ресурсов, без которых осуществление этих программ малоэффективно и маловероятно. Раз уж был упомянут проект ПРООН, конечно имеет смысл упомянуть наш опыт сотрудничества с подмосковным Подольском. Была поставлена задача в очень сжатые сроки (с октября прошлого года по февраль нынешнего) сделать полный аудит. Начиная с тарифов, подготовки программы модернизации с последующим созданием управляющих компаний и привлечением инвестиций от 50 до 80 млн. долларов. Если первая часть работы была решена быстро и качественно, то вопросы согласования условий и схем создания управляющих компаний затянулись до сегодняшнего дня. В итоге город входит в зиму без модернизации системы отопления.
Здесь хотелось бы обратить внимание на то, что приходится решать вопросы не только с городом, но и с регионом, в частности, с Московской областью, потому что надежды муниципальных образований на какие-то субвенции и трансферы из федерального бюджета безосновательны. Все идет через регион.
В связи с этим хотелось бы напомнить, что недавно прошло большое мероприятие в Сочи по финансированию региональных структур в сфере ЖКХ. Собрались все лидеры этого рынка. И все сошлись на том, что главная проблема состоит в абсолютном несовершенстве нормативно-правовой базы – инвестор хочет участвовать в том или ином проекте, а город не может этого принять, или не позволяет закон. Мы с большими надеждами ожидаем принятия пакета жилищных законов в октябре-ноябре. Надеемся, что они позволят до конца года выработать оптимальные модели в отношениях бизнеса и власти, бизнеса и ЖКХ, показать примеры успешной реализации проектов в интересах муниципалитетов и делового мира.
Опыт отрицательный
Юрий ГЕЛЬЦЕР, президент консорциума «Гидростройинвест»:

– Наше предприятие имеет пятилетний опыт взаимоотношений с административными структурами и муниципальными предприятиями. И опыт этот больше отрицательный, нежели положительный.
При всей активности муссирования темы реформы ЖКХ на самых различных государственных и общественных уровнях меня не покидает ощущение, что подход к проблеме очень несерьезен. Потому что не вижу ответов на два основных вопроса. Первый – где критерии, по которым мы можем оценивать: проведена реформа или не проведена? Их нет. Второй вопрос: какова цена реформы? По нашим оценкам, она только в области водоочистки и водоотведения и только в рамках первоочередных задач зашкаливает за 100 млрд. долларов. И здесь необходимо признать, что таких денег нет ни в бюджете страны, ни в карманах потребителей. Если это так, то путь реформирования ЖКХ лежит через инвестиционный процесс.
Но следует признать, что инвестиционный климат в России в целом неблагоприятен. Этот факт доказывается очень просто. Мы говорим о необходимости иноинвестиций в то время, когда российские банки сидят со своими активами и не знают, куда их деть. Если же наши банки не собираются вкладывать в ЖКХ, то почему мы ждем денег от западных инвестиционных фондов?
Вот такая сегодня сложилась совершенно парадоксальная ситуация. Настоящая потребность в инвестициях не стыкуется с существующим их предложением. Мы в свое время пытались поработать, так сказать, переводчиками между одними и другими. Из этого, к сожалению, ничего не получилось. Помимо помех в законодательной базе, о которых сегодня говорилось, мы пришли к выводу, что нынешний менеджмент в муниципалитетах не в курсе элементарных экономических понятий.
Не исключено, что сложившаяся ситуация кому-то выгодна. Например, сегодня ряд так называемых естественных монополий сформировали свои структуры для работы в ЖКХ: РКС, РКИ и т. д. В прессе руководители этих структур заявляют: нам иностранные инвестиции не нужны, мы сами готовы финансировать реформы. Однако в действительности этого инвестирования нет. К чему стремятся эти структуры? Все сводится к тому, чтобы сесть на бюджетные потоки и приватизировать объекты ЖКХ в обход существующего законодательства. Я думаю, когда этот процесс закончится, сразу вспомнят об иностранных инвестициях.
Узок круг реформаторов
Галина МОЛЧАНОВА, руководитель департамента исследований и аналитики «ИМА-консалтинг»:

– С мая по июнь наша компания провела комплексное исследование в Москве и нескольких крупных регионах, где мы изучали готовность различных групп к реформе ЖКХ. По степени влияния на ситуацию в стране эту реформу можно сравнить, пожалуй, с приватизацией начала 90-х годов. Тогда большинство социальных групп не было готово к приватизации, не представляло себе ее краткосрочную и долгосрочную перспективы, руководствовалось в своих оценках мифологизированными представлениями. И сегодня представители этого большинства ощущают себя проигравшими, что порождает социальную напряженность. В отношении реформы ЖКХ сегодня складывается похожая ситуация. Общество, за исключением узкой группы инициаторов и лидеров реформы, к ней практически не готово, не имеет ясного представления о последствиях перевода коммунального хозяйства на рыночные принципы работы. А ведь эти последствия коснутся практически каждого.
Если посмотреть на разные социальные группы и их информированность о реформе, то высокий уровень осведомленности имеет только крупный бизнес. Причем именно он активно участвует в правилах формирования рынка. Удивительно, но средний и малый бизнес, муниципальные власти и муниципальные предприятия, которые должны быть ключом реформы ЖКХ, имеют слабое представление о реформе. Для них здесь больше вопросов, чем ответов. Для среднего и малого бизнеса непонятно, какая правовая структура будет регулировать взаимодействие потребителей с поставщиками в условиях рынка. Как будет осуществляться защита прав потребителей в обеспечении гарантий поставок. Муниципальные власти в большей мере обеспокоены тактическими проблемами выживания и контроля за ситуацией. Горизонт их прогнозирования совершенно недалек. Их прежде всего волнуют вопросы, как изменится структура участников муниципального рынка электроэнергетики, каковы будут последствия частичного или полного перехода МУПов в частную собственность.
Как бы то ни было, но на сегодняшний день муниципальные власти не имеют реальных рычагов воздействия на частный бизнес в ЖКХ. А отсутствие ясного понимания перспектив порождает склонность к радикальным решениям. Значит, не исключено противодействие реформе на муниципальном уровне, с чем неоднократно все сталкивались на практике…

Записал Евгений Лакоза

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация