Незнание «правил…» не освобождает от платы
Постановление Правительства Российской Федерации №392 от 30 июля 2004 г. О порядке и условиях оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг
На основании статьи 15 Закона Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» правительство РФ постановляет:
1. Утвердить прилагаемые правила оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг.
2. Органам государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и органам местного самоуправления при принятии решений об установлении цен на содержание и ремонт жилья, тарифов на коммунальные услуги, определяемых в соответствии с региональными стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг, одновременно устанавливать порядок возмещения разницы между платежами за жилье и коммунальные услуги, рассчитанными с использованием указанных цен и тарифов, и платежами, рассчитанными исходя из цен на содержание и ремонт жилья, тарифов на коммунальные услуги, установленных в соответствии с Основами ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства, утвержденными Правительством Российской Федерации.
3. Признать утратившими силу:
а) пункты 3 и 4, абзац первый пункта 5 и пункт 8 постановления правительства РФ от 2 августа 1999 г. №887 «О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения» (Собрание законодательства РФ, 1999, №33, ст. 4116);
б) пункт 1 постановления правительства РФ от 27 июня 2003 г. №372 «О внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг« (Собрание законодательства РФ, 2003, №27, ст. 2800).
Председатель правительства Российской Федерации М. Фрадков
УТВЕРЖДЕНЫ постановлением правительства Российской Федерации
от 30 июля 2004 г. №392
Правила оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг
I. Общие положения
1. Настоящие правила, разработанные в соответствии со статьями 15-152 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета РФ, 1993, №3, ст. 99; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, №3, ст. 147; 1997, №17, ст. 1913; 1999, №7, ст. 876; №25, ст. 3042; №28, ст. 3485; 2002, №52, ст. 5135; 2003, №19, ст. 1750), определяют порядок и условия оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг.
2. Настоящие правила не распространяются на порядок, сроки и правила исчисления размеров оплаты жилья гражданами, проживающими в жилых помещениях, находящихся в многоквартирных домах, в которых созданы товарищества собственников жилья, жилищные или жилищно-строительные кооперативы и другие объединения собственников (далее – объединения собственников), нанимателями и поднанимателями жилых помещений, находящихся в частной собственности физических и юридических лиц, а также гражданами, пользующимися жилыми помещениями по завещательному отказу, по договору ренты, пожизненного содержания с иждивением или по договору безвозмездного пользования жилыми помещениями.
II. Виды платы
3. Оплата жилья нанимателями жилых помещений по договору социального найма жилого помещения и договору найма жилого помещения, относящихся к государственному и муниципальному жилищным фондам, а также собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, в которых не созданы объединения собственников, включает в себя внесение платы:
а) за содержание жилья, которое состоит из:
– содержания общего имущества жилого дома, в том числе подвала, чердака, подъезда и крыши;
– технического обслуживания общих коммуникаций, технических устройств, в том числе лифтов и приборов учета, а также технических помещений жилого дома;
– вывоза бытовых отходов;
– содержания придомовой территории.
Примерный перечень услуг, связанных с содержанием жилья и оплачиваемых за счет платы за содержание жилья, утверждается Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации;
б) за ремонт жилья, включающий в себя текущий ремонт общего имущества жилого дома, общих коммуникаций, технических устройств и технических помещений жилого дома, объектов придомовой территории, по перечню работ, связанных с текущим ремонтом общего имущества жилых домов и оплачиваемых за счет платы за ремонт жилья, согласно приложению;
в) за наем жилого помещения – для нанимателей жилых помещений, относящихся к государственному и муниципальному жилищным фондам.
Указанные граждане, проживающие в жилых домах (жилых помещениях), относящихся к категории ветхих и аварийных, оплачивают только содержание жилья и наем жилого помещения.
Органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и органы местного самоуправления на основе перечней, указанных в настоящем пункте, с учетом состояния и конструктивных особенностей жилых домов, географических, природно-климатических, социально-экономических, градостроительных и других особенностей поселения вправе утверждать региональные и местные перечни услуг по содержанию жилья и работ по ремонту жилья.
4. Граждане, проживающие в общежитиях, находящихся в государственной и муниципальной собственности, в счет оплаты жилья вносят плату в соответствии с пунктом 3 настоящих правил.
Виды, размеры и порядок внесения платы за пользование помещениями культурно-бытового и иного назначения, мебелью, постельными принадлежностями и другим инвентарем, а также бытовыми и иными услугами, предоставляемыми в соответствии с условиями договора, настоящими правилами не регулируются.
5. Собственники индивидуальных жилых домов в счет оплаты жилья оплачивают вывоз бытовых отходов, за исключением случаев, когда вывоз этих отходов осуществляется силами или за счет средств собственников таких домов.
6. Оплата коммунальных услуг (электроснабжения, газоснабжения, в том числе снабжения сетевым природным или сжиженным газом, газа в баллонах, водоснабжения, водоотведения (канализации), горячего водоснабжения и теплоснабжения (отопления), в том числе приобретения и доставки твердого топлива при наличии печного отопления) осуществляется гражданами, проживающими в жилых помещениях, относящихся к жилищному фонду независимо от форм собственности, по единым правилам, условиям и тарифам, действующим на территории соответствующего муниципального образования, в зависимости от степени благоустроенности жилых помещений и жилых домов.
III. Условия оплаты жилья и коммунальных услуг, порядок применения цен и тарифов
7. Органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и органы местного самоуправления в соответствии с Основами ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства, утвержденными правительством РФ, устанавливают:
а) цены на содержание и ремонт жилья для жилых помещений, относящихся к государственному и муниципальному жилищным фондам, а также жилых помещений, находящихся в многоквартирных домах, в которых не созданы объединения собственников;
б) размер платы за наем жилых помещений для нанимателей жилых помещений, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
в) тарифы на те виды коммунальных услуг, оказываемых в жилых помещениях, относящихся к жилищному фонду независимо от форм собственности, в отношении которых законодательством Российской Федерации не установлен иной порядок утверждения тарифов.
8. Органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и органы местного самоуправления вправе на основе цен и тарифов, указанных в пункте 7 настоящих правил, устанавливать цены на содержание и ремонт жилья, плату за наем жилья, тарифы на коммунальные услуги в соответствии с региональными стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг.
9. Оплата жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и дополнительной жилой площади, предоставляемой гражданам по состоянию здоровья, и нормативов потребления коммунальных услуг осуществляется по ценам и тарифам, устанавливаемым в соответствии с пунктом 8 настоящих правил, если таковые установлены.
10. Оплата жилья и коммунальных услуг сверх социальной нормы площади жилья и дополнительной жилой площади, предоставляемой гражданам по состоянию здоровья, и нормативов потребления коммунальных услуг, а также оплата жилья и коммунальных услуг в случае, если цены и тарифы в соответствии с пунктом 8 настоящих правил не установлены, осуществляется по ценам и тарифам, установленным в соответствии с пунктом 7 настоящих правил.
11. Услуги по содержанию жилья и работы по ремонту жилья, заказываемые гражданами сверх перечней и объемов, включенных в состав расходов при установлении цен на содержание и ремонт жилья, а также содержание и ремонт занимаемых гражданами жилых помещений, оплачиваются гражданами дополнительно.
IV. Расчет размеров платы
12. Размеры платы за содержание жилья, за ремонт жилья, а также за наем жилого помещения (в том числе отдельных квартир в общежитиях) определяются как произведение соответствующей цены на общую площадь жилого помещения. При проживании граждан в коммунальных квартирах и отдельных комнатах в общежитиях размер платы определяется как произведение соответствующей цены на жилую площадь занимаемых жилых помещений, а при проживании в одной комнате общежития нескольких граждан – в порядке, установленном собственником общежития.
13. Размер платы за коммунальные услуги определяется как произведение тарифов на соответствующие коммунальные услуги на объемы потребленных ресурсов (воды, газа, электрической и тепловой энергии и т.д.) по показаниям приборов учета.
При отсутствии приборов учета объем потребления коммунальных услуг принимается равным нормативам потребления, устанавливаемым органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, органами местного самоуправления в порядке, определяемом правительством РФ.
14. Гражданам, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации льготы на оплату жилья и коммунальных услуг предоставляются в виде скидки в оплате, размеры платы, исчисленной в соответствии с пунктами 12 и 13 настоящих правил, уменьшаются на величину скидки.
Гражданам, которым указанные льготы предоставляются в виде денежной компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг, уменьшение размера платы не производится.
15. Гражданам, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг предоставляются путем перечисления денежных средств на персонифицированные социальные счета в банках, размеры платы, исчисленной в соответствии с пунктами 12 – 14 настоящих правил, уменьшению не подлежат.
16. До перехода к предоставлению субсидий путем перечисления денежных средств на персонифицированные социальные счета в банках размеры платы, исчисленной в соответствии с пунктами 12 – 14 настоящих правил, уменьшаются на сумму предоставленных гражданам субсидий.
17. При оказании гражданам услуг по содержанию жилья, выполнении работ по ремонту жилья и предоставлении коммунальных услуг с нарушением их перечня, объемов и качества, учитываемых при установлении соответствующих цен и тарифов, производится перерасчет размеров подлежащей внесению платы в соответствии с методикой, утверждаемой правительством РФ.
18. Размеры платы за жилье и за коммунальные услуги, подлежащей внесению гражданами, отражаются в платежных документах (счетах-квитанциях, расчетных книжках, счетах, квитанциях или других документах).
V. Порядок внесения платы
19. Если иное не установлено договорами социального найма, договорами найма и договорами с управляющими и иными организациями, имеющими перед гражданами обязательства по содержанию, ремонту жилья и предоставлению коммунальных услуг, граждане вправе по своему выбору:
а) оплачивать жилье и коммунальные услуги наличными денежными средствами или в безналичной форме со счетов в выбранных ими банках или переводом денежных средств без открытия банковского счета, а также почтовыми переводами;
б) поручать другим лицам вносить плату вместо них любыми способами, не противоречащими договорам, указанным в настоящем пункте;
в) вносить плату за жилье и коммунальные услуги частями за прошедший месяц до окончания установленного срока ее внесения;
г) осуществлять предварительную оплату жилья и коммунальных услуг в счет будущих месяцев.
Условия отсрочки или рассрочки оплаты жилья и коммунальных услуг (в том числе погашение задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг) согласовываются гражданами с органами или организациями, указанными в пункте 22 настоящих правил.
20. Плата за жилье и коммунальные услуги вносится ежемесячно, не позднее 10-го числа месяца, следующего за прошедшим месяцем, если иное не установлено законодательством РФ или заключенными договорами.
21. Пени за несвоевременное внесение гражданами платы взимаются в случае, размере и порядке, установленных законодательством РФ и заключенными договорами.
22. Вносимые в счет оплаты жилья и коммунальных услуг средства поступают:
плата за наем жилого помещения, относящегося к государственному и муниципальному жилищным фондам, – собственнику жилья или по его решению уполномоченному им лицу;
плата за содержание, ремонт жилья и коммунальные услуги – соответственно наймодателю, управляющим и иным организациям, имеющим перед гражданами договорные обязательства по содержанию, ремонту жилья и предоставлению коммунальных услуг. При этом плата за содержание и ремонт жилья нанимателей жилых помещений, находящихся в государственной и муниципальной собственности, расположенных в жилых домах, в которых созданы объединения собственников, может по решению наймодателя поступать на расчетный счет объединения собственников в порядке, установленном законодательством РФ.
КОММЕНТАРИЙ
Российские власти, без лишней рекламной кампании в СМИ, продолжают формировать нормативную базу реформы ЖКХ. 30 июля 2004 года правительство РФ приняло постановление №392 «О порядке и условиях оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг». Утвержденные им правила для читателей «Квартирного ряда» комментирует старший юрисконсульт Фонда «Институт экономики города» Дмитрий ГОРДЕЕВ.
Люди в большинстве своем не знают, кому и за что они отдают то, что в обиходе принято называть квартплатой. И особенно – как правильно ее платить. Более того, часто даже специалисты «плавают» в вопросах финансово-договорных взаимоотношений в сфере предоставления жилищных и коммунальных услуг. По идее, эти взаимоотношения должны регулироваться договорами, в частности, договором социального найма между нанимателем и собственником жилья, а также договором между собственником жилого помещения и организацией, управляющей многоквартирным домом. Но не секрет, что в реальности таких договоров, как правило, не существует. Организации, которые обслуживают жилье, не спешат заключать их – пока обязательства не зафиксированы в виде юридических документов, меньше и спрос за их невыполнение. С другой стороны, и сами граждане не настаивают на надлежащем оформлении договорных отношений.
«Правила оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг», утвержденные постановлением правительства РФ, в целом регламентируют все эти вопросы. Хотя и в них немало отсылок все к тем же несуществующим договорам. И это лишний раз подтверждает, что к системе договорных отношений рано или поздно переходить придется.
Принятые правила касаются не всех. В частности, они не распространяются на обитателей многоквартирных домов, в которых созданы ТСЖ, ЖСК и другие объединения собственников жилья. Логика здесь проста: любое такое объединение самостоятельно строит свои отношения с организациями, обслуживающими дом, и с поставщиками коммунальных благ, заключая с ними соответствующие договоры. И здесь государство не вправе диктовать ни порядок взаимодействия сторон, ни цены – как «хозяйствующие субъекты» договорятся между собою, так и будет. Причем не обязательно, что размер платы в таких случаях будет выше, чем у тех, на кого распространяется действие обсуждаемых нами правил. Члены ТСЖ или ЖСК могут коллективно выбрать не только самого добросовестного и «экономного» подрядчика на обслуживание дома, но и скорректировать сам перечень заказываемых услуг. Например, отказаться от «постороннего» сантехника и поручить починку кранов одному из жильцов дома, изменить периодичность мытья подъездов, не заказывать работы и услуги, которые им не нужны (в новом доме нет смысла платить за капитальный ремонт).
Не касается принятый постановлением порядок оплаты и тех, кто снимает квартиру у физических и юридических лиц по договору коммерческого найма, а также граждан, пользующихся жилплощадью по завещательному отказу, договорам ренты, пожизненного содержания с иждивением и безвозмездного пользования. Здесь тот же случай: фактический обитатель квартиры сам договаривается с собственником жилья о том, кто из них и в какой мере вносит квартирные платежи. Как они договорятся – так и будет. Бремя платежей управляющей организации несет собственник. Но он может возложить обязанность вносить плату на своих нанимателей или пользователей.
Для большинства москвичей квартплата – это единая квитанция из ЕИРЦ с общей суммой. Как правило, их – квитанцию и сумму – человек несет в сберкассу, не утруждая себя чтением «подробностей»: из каких составляющих складывается его платеж.
Новые правила четко устанавливают структуру платежей. Так, понятие «оплата жилья» включает в себя три вида плат. Это, во-первых, содержание жилья (куда входят техобслуживание общих коммуникаций дома, содержание общего имущества дома и придомовой территории, вывоз мусора).
Во-вторых, плата за ремонт. Здесь имеется в виду ремонт текущий, а не капитальный. Какие именно работы должны оплачиваться за счет этой статьи, перечислено в приложении к постановлению (перечень публикуется в следующем номере «КР»–Ред.). Впрочем, этот перечень – не догма, а руководство к действию для органов местного самоуправления в регионах. А в Москве и Санкт-Петербурге – для органов власти этих городов федерального значения. Именно они, руководствуясь этим постановлением, принимают скорректированные под местные условия (климатические, социально-экономические, градостроительные и др.), перечни услуг по содержанию жилья, а также перечни работ по текущему ремонту зданий. А на их основании – конкретные цены и тарифы.
Надо отметить, что постановление не отменяет бремени содержания собственниками помещений в многоквартирном доме принадлежащего им на правах долевой собственности общего имущества. Согласно ст. 210 Гражданского кодекса РФ, расходы на капитальный ремонт дома обязаны нести все собственники, а не только город.
Третья составляющая оплаты жилья – это плата за наем жилого помещения.Понятно, что она касается только тех, кто пользуется жилыми помещениями, принадлежащими городу, по договорам социального найма.
Жители аварийных и ветхих домов оплачивают только содержание жилья и его наем. За текущий ремонт с них не берут – он просто бессмыслен в домах, требующих капитальных работ или даже сноса. А это уже совсем другая статья расходов, оплачиваемая из иных источников.
На обитателей общежитий распространяются те же принципы оплаты жилья: если расселение в них поквартирное – как для отдельных квартир, если покомнатное – как для коммуналок. И только вопросы оплаты в общежитиях «коечного типа» регулируются не этими правилами, а договорными отношениями между жильцом и собственником общежития.
Такая статья расходов, как оплата жилья, касается и тех, кто живет в индивидуальных домах. Но только в части расходов на вывоз мусора, и только если эта операция осуществляется не за счет сил и средств самого собственника дома, а заказывается по договору специализированной организации.
Отдельная часть квартирных платежей – расходы по оплате коммунальных услуг. Правила устанавливают, что коммунальные услуги оплачиваются по единым тарифам, условиям и правилам жителями любых домов вне зависимости от формы собственности на жилье. Разница в тарифах и порядке расчетов может быть обусловлена разве что степенью благоустроенности жилища: наличием или отсутствием в доме какого-то вида благоустройства, или особенностями предоставления коммунальных услуг. К примеру, такая коммунальная услуга, как газоснабжение, может осуществляться по-разному: это и пользование централизованными или местными газовыми сетями, и поставка газа в баллонах – и то, и другое требует организационного участия муниципальных служб. То же касается и отопления – к коммунальным услугам по этой статье правила относят не только централизованную поставку тепла в квартиры, но и поставку твердого топлива при наличии печного отопления.
Цены на жилье и тарифы на коммунальные услуги устанавливают органы местного самоуправления, а в Москве и Петербурге – органы государственной власти. Правила закрепляют, на каких основаниях устанавливаются размеры тех или иных платежей. Документом, от которого следует при этом «плясать», являются утвержденные правительством РФ Основы ценообразования в сфере ЖКХ. Известно, что сейчас в России применяются два уровня цен и тарифов: полные, соответствующие затратам на их предоставление, и в соответствии со стандартами на оплату жилья и коммунальных услуг.
Исходя из федерального стандарта осуществляется помощь субъектам Российской Федерации из федерального бюджета. Региональные стандарты, как правило, не превышают общий для России, но зато могут быть значительно ниже. Так, в 2004 году в соответствии с федеральными нормативами на долю платежей населения может приходиться 90% стоимости коммунальных услуг и платы за жилье. В регионах же эта доля может быть 80%, и даже, как в Москве, порядка 60%. Причем платежи рассчитываются по ценам и тарифам в соответствии со стандартами в пределах социальной нормы площади жилья, дополнительной площади, предоставляемой по состоянию здоровья, и нормативов потребления коммунальных услуг. Все, что сверх того, и сейчас оплачивается жителями в полном размере.
Но уже в 2005 году на уровне общефедерального стандарта предлагается снять 90-процентный «ограничитель» доли собственных расходов населения в оплате услуг ЖКХ. Сохранят ли свои «ограничители» региональные власти – это их вопрос. В любом случае процесс везде развивается в сторону отказа от неэффективного дотирования предприятий ЖКХ из бюджетов: полная оплата населением жилья и коммунальных услуг должна повлиять на повышение их качества. При 100-процентной оплате бюджетные деньги будут расходоваться адресно – в виде субсидий тем, кто исходя из своих доходов не может заплатить «по полной».
Записала Ольга Ильина
(Окончание в следующем номере)