19:26:30
14 июля 2024 г.

Хозяина дома сотворят на экране монитора

Времена деревянных счетов (а ведь хорошая была вещичка!), гроссбухов и ящиков с картотекой ушли. Жилкомхоз – не исключение. Недавно в Юго-Восточном округе Москвы состоялось заседание «круглого стола» по теме: «Современные информационные технологии в реформировании жилищно-коммунального хозяйства». Своими мыслями по этому поводу делится префект Юго-Восточного административного округа Владимир Зотов.Без современных информационных технологий невозможно проводить реформу жилищно-коммунального хозяйства. Эти технологии должны обеспечивать мониторинг состояния жилых домов, инженерных сетей и коммуникаций, организацию расчетов с москвичами, контроль за потреблением тепла, света, воды и многое другое.
Техническая основа в городе имеется – разветвленная волоконно-оптическая сеть, которая позволяет дотянуться практически до каждого дома. Эта уникальная коммуникационная система создана в городе при активной поддержке мэра Москвы Юрия Лужкова.
Те разнообразные автоматизированные системы, которые сегодня используются в московском жилищно-коммунальном комплексе, не отвечают современным требованиям: они, например, не защищают права потребителей жилищно-коммунальных услуг, а ведь это – одно из главных направлений жилищно-коммунальной реформы. Большинство этих систем просто не успевает за постоянно изменяющимся законодательством и не обеспечивает, скажем, прозрачности процесса начисления и оплаты жилищно-коммунальных платежей.
Сегодня нужно уделить особое внимание именно тем информационным системам, которые используются при расчете платежей. Расчеты с населением надо делать на базе единого информационно-расчетного центра.
Единый информационно-расчетный центр – такая система сбора информации, которая позволит создать базу данных по всему спектру жилищно-коммунальной сферы и закольцевать в единую информационно-технологическую цепочку все службы ЖКХ. По идее, центр отменит бесконечные очереди в различные жилищные и ресурсоснабжающие организации. В почтовый ящик просто будут опускать единый документ – «счет-квитанцию». Такие центры, не исключено, будут базироваться на районном уровне с возможностью объединения в системе округа.
В Юго-Восточном округе есть территории, где внедрена банковская система расчетов с поставщиками услуг ЖКХ, например, в районе «Печатники». Но техническая оснащенность жилищно-коммунальных служб и объем требуемых финансовых вложений не везде позволяет нам внедрять подобные технологии.
Поэтому сегодня надо максимально использовать имеющийся потенциал, который, безусловно, есть в ДЕЗах и районных центрах жилищных субсидий: в дирекции пришли работать грамотные профессионалы, владеющие компьютерными технологиями. Хорошие информационные технологии имеют многие ведомства, и этот потенциал также должен быть использован.
То есть можно модернизировать уже внедренные системы, и такая возможность сегодня есть, в первую очередь на базе Городского центра жилищных субсидий, где создана трехуровневая (город-округ-район) информационная система.
Разработанная и внедренная центром технология позволяет начислять платежи за жилищно-коммунальные услуги, оформлять субсидии и льготы, автоматически делить платежи по предприятиям-поставщикам услуг, регулировать финансовые и информационные потоки. Такая система дает возможность совместить все платежи для населения за жилкомуслуг в один единый платеж с разбивкой по их видам, позволяет их начислять и перерассчитывать, делить в автоматическом режиме.
Однако, по мнению участников «круглого стола», эта технология – не единственно возможный путь. Например, директор ДЕЗа «Преображенское» из Восточного округа убеждена, что не надо ничего придумывать. В «Преображенском» уже несколько лет применяют данную схему по расчетам с поставщиками ресурсов и населением.
У каждого свой интерес
Сегодня реформа жилищно-коммунального хозяйства видится, на мой взгляд, с каждого уровня по-разному. Первый – бюджетный. По экономическим соображениям бюджет заинтересован сбросить с себя эту нагрузку, но задача социальной защиты малоимущих москвичей превалирует.
Второй уровень – естественные монополисты: Мосгортепло, Мосводоканал и другие заинтересованы в том, чтобы не потерять свое монопольное влияние. Реформа заставляет их работать в условиях конкуренции, контролировать тарифы и отчитываться перед потребителями. Но в своей хозяйственной деятельности они не заинтересованы в экономии реализуемых ресурсов, так как от объемов поставок напрямую зависит их прибыль.
Третий уровень – подрядные организации. Они реформу толкуют по-своему, понимая, что монополиста можно «раздробить», и стараются заработать на этом.
Конкуренция заставит работать эффективнее и тех, и других. А задача городских властей – привести этот механизм в действие с учетом интересов москвичей и обеспечения их социальной защитой.
Сегодня жители не могут влиять на качество услуг. Жилищно-коммунальное хозяйство живет на дотации, конкуренция отсутствует. Реформа ЖКХ предполагает качественные изменения этой устаревшей схемы.
Прежде всего речь идет о передаче права распоряжаться бюджетными ресурсами, выделяемыми на дотирование отрасли, от коммунальных предприятий непосредственно жителям. Именно жители больше всех заинтересованы в эффективном расходовании этих средств. Контролировать расходы причитающихся субсидий люди смогут с помощью персонифицированных социальных счетов граждан или домохозяйств. На эти счета будут переводиться адресные субсидии.
Когда гостиница превратится в дом
Сегодня мы оплачиваем какие-то невероятные объемы гипотетически расходуемых ресурсов. В действительности редко кто потребляет ежедневно 380 литров воды, вряд ли кому-то нужно 140 литров горячей воды. Некоторые москвичи предпочитают подолгу жить на даче. Получается, что они должны ходить по инстанциям и отстаивать свое право не платить за то, чем не пользовались.
Пока что инженерные системы учитывают показатели потребляемых ресурсов не по квартирам, а в целом по дому, при этом учет расходования ресурсов производится по-разному: газ в расчете на человека, тепло – по метражу квартиры. Получается, что экономия не выгодна поставщикам, а жители в этом и вовсе не заинтересованы. Зачем расходовать тепло по потребности, если его цена изначально определена?
Приборы учета и контроля должны быть в квартирах, тогда жителям действительно захочется экономить, а поставщики будут работать в условиях реальных затрат и регулирования тарифов.
Перед нами поставлена сложная задача: совместить информационную систему расчетов и технологии взаимодействия жилищно-коммунальных служб с потребителями, то есть с жителями и с поставщиками ресурсов.
В доме должен появиться хозяин – в этом я вижу основную цель реформы. Мы должны жить в нормальных условиях, дом и двор обязаны быть чистыми, а все домовые системы – исправно работать.
Увы, сегодня совсем другая картина. Жизнь в собственном доме скорее напоминает проживание в гостинице, причем почти половина москвичей считаются собственниками своего жилья. А на деле? Гражданин немножко платит за содержание своей собственности, но желает, чтобы она находилась в хорошем техническом состоянии. И искренне полагает, что обеспечить ему это обязан город.
Жители должны стать полноправными владельцами своей собственности, научиться разумно и эффективно управлять жильем. Поэтому магистральное направление реформы – создание товариществ собственников жилья, кондоминиумов, кооперативов, то есть юридических лиц, которые вправе привлекать профессионалов-управленцев. Тогда жители будут платить разумную сумму за обеспечение нормального сервиса в доме и при этом будут уверены, что на них никто не наживается.
Именно на такую реформу необходимо ориентировать современные системы управления и информационные технологии, в которые органично могут быть вписаны и районные расчетные центры.

Владимир Зотов

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация