Владимир АВЕРЧЕНКО: «это очень благодарная профессия»
Тема «Правовые аспекты управления и содержания жилищного фонда. Реформа ЖКХ», которой была посвящена интернет-конференция руководителя Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Владимира АВЕРЧЕНКО, близка всем россиянам, независимо от места проживания. В виртуальной встрече, организованной Центром информационных технологий компании «Гарант», приняли участие несколько сотен человек. Понятно, что за короткое время, отведенное на общение в сети, В. Аверченко физически не мог ответить на все вопросы, но главное рассказать ему удалось. Часть ответов мы предлагаем вниманию читателей.
Валентин Смехов, Астрахань: Производится ли инвентаризация и реструктуризация финансовой задолженности предприятий ЖКХ? На какой стадии находится процесс передачи ведомственных объектов ЖКХ в муниципальную собственность?
Владимир Аверченко: К началу текущего года во всех субъектах России была проведена работа по анализу и уточнению объемов дебиторской и кредиторской задолженности, которые составили соответственно 286 и 314 миллиардов рублей. Работа эта была необходима для обоснования проекта федерального закона о финансовом оздоровлении организаций ЖКХ. Я думаю, что в нынешнем году этот федеральный закон будет принят.
А процесс передачи жилья из ведомственных «рук» в муниципальные и региональные завершится в 2005 году.
Татьяна Воробьева, Екатеринбург: Не секрет, что сфера ЖКХ по всей стране находится в очень плачевном состоянии, и Екатеринбург в этом плане не исключение. Сможет ли исправить положение приход на этот рынок частных инвесторов? Насколько вообще вероятно, что кто-то заинтересуется коммуналкой?
В. А.: Я недавно был в Екатеринбурге. Мы с Петром Латышевым, полномочным представителем президента в Уральском федеральном округе, проводили совещание по подготовке субъектов, входящих в округ, к работе в осенне-зимний период.
Что касается частного бизнеса, то он уже присутствует в ЖКХ и, на мой взгляд, будет активно развиваться, создавая конкуренцию монополии муниципальных и госпредприятий. Но частный бизнес должен завоевать место на коммунальном рынке не за счет силовых действий и захвата собственности, а за счет снижения издержек, лучшей экономики, менеджмента и предоставления качественных услуг. За последние 3 месяца наше агентство заключило десяток договоров с крупными частными компаниями, которые осваивают этот сектор рынка и готовы в него инвестировать. Мы прямо говорим нашим партнерам, что за право вхождения в коммунальный рынок они обязаны заплатить инвестициями в модернизацию и развитие ЖКХ.
Приведу пример: простая замена окон в любом здании на современные стеклопакеты экономит до 20% тепла. Мы расходуем сегодня по стране на 1 кв. м. отапливаемой площади 80 литров условного топлива. В Германии на это тратят 3 (три!) литра, в Швеции от 14 до 18. То есть за счет наведения порядка в ресурсосбережении мы можем уменьшить расход газа в 10 раз и существенно снизить тарифы. Вот где поле деятельности для частного бизнеса — минимизация издержек, модернизация систем и получение за счет этого прибыли.
Юлия Кирпиченкова, Саратов: Кто определяет тарифы на коммунальные услуги? Возможно ли установление тарифов выше федеральных (региональных) стандартов? Правомерно ли установление тарифов за услуги в жилых помещениях, не являющихся муниципальной собственностью, выше уровня, утвержденного органом местного самоуправления?
В. А.: Регулирование тарифов на тепловую и электрическую энергию осуществляют исполнительные органы госвласти в субъектах РФ в соответствии с действующим законодательством. А делается это в пределах федерального стандарта оплаты жилья и коммунальных услуг. В соответствии с постановлением правительства РФ от 26.08.2004 № 441 стандарт предельной стоимости ЖКУ на квадратный метр жилья в месяц составляет 31,9 рубля. В соответствии с законом «Об основах федеральной жилищной политики» оплата населением коммунальных услуг проводится по единым тарифам вне зависимости от формы собственности жилого фонда. То есть те тарифы, которые приняты региональными местными органами власти, являются обязательными и для жилых помещений, не являющихся муниципальной собственностью. Наталья Астахова, Санкт-Петербург: В каком объеме модернизация ЖКХ будет финансироваться из государственного бюджета?
В. А.: Выделение средств на модернизацию ЖКХ в субъектах Федерации осуществляется в соответствии с целевой федеральной программой, ежегодно утверждаемой правительством РФ на принципах софинансирования. Если говорить о программе модернизации ЖКХ в 2004 году, то эта сумма составляет всего 903 млн. рублей. По нашим данным, в проекте бюджета на 2005 год она будет несколько выше.
Е. М. Воронин, Нижний Новгород: В настоящее время приемом платежей у населения за ЖКУ занимаются банковские учреждения, почта, кассы жилищных предприятий и так далее. Некоторые поставщики услуг заключают договоры с одними банковскими учреждениями, другие — с другими. Поэтому приходится при оплате услуг обращаться по одним счетам в один банк, по другим — в другой. Это первая часть проблемы. Вторая — это огромная разница в размере комиссионного сбора, который удерживают те или иные банки при приеме платежей. Так, если поставщик услуги заключил договор, например, с отделением Сбербанка, то абоненты ничего не платят сверх счета, а если поставщик услуги не заключил договор, то гражданам приходится сверх счета оплачивать 3% за прием платежей.
Учитывая, что Сбербанк и почта имеют самую разветвленную сеть своих отделений, то и следует, в первую очередь, регулировать комиссию именно по этим организациям. Так как тарифы растут, эти организации, пользуясь практической монополией на этом рынке, наживаются на гражданах и поставщиках услуг. Планируется ли предпринимать какие-либо действия, направленные на преодоление этой ситуации?
В. А.: Постановлением правительства РФ «О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мер социальной защиты населения» рекомендовано создать расчетно-кассовые центры по сбору платежей. Комиссией по реформированию ЖКХ решением еще от 1999 года утверждена типовая форма единого платежного документа по оплате жилья и услуг. Но органам местного управления дано право утверждать самостоятельно форму платежного документа. Если на территории муниципального образования не внедрен единый платежный документ, то граждане вынуждены платить по расчетным счетам в разных организациях либо в разных банках. Однако такая ситуация не должна никоим образом затрагивать интересы и права граждан-плательщиков. Предприятие-поставщик услуги обязано включать расходы на кассовое обслуживание населения в себестоимость продукции в пределах установленного тарифа. То есть никаких дополнительных процентов начисления на платеж не должно быть! Комиссионный сбор с граждан за прием платежей не имеет правовой основы.
Иван Добров, г. Железнодорожный, Московская обл.: Никогда не будет работать система ЖКХ в России, если на руководящие посты в отрасли будут назначать случайных людей. Здесь должны работать инженеры. Будут ли в рамках реформы проводиться мероприятия по кадровому обеспечению предприятий и организаций отрасли?
В. А.: Вопрос очень актуальный. Почему-то долго к этой сфере относились как ко второстепенной, и финансировалась она по остаточному принципу. Считалось, что все услуги ЖКХ практически бесплатные. На самом деле это, конечно, не так – любая качественная услуга, тем более такая, как теплоснабжение, горячее водоснабжение, подача питьевой воды, водоотведение, содержание жилищного фонда, стоят больших денег.
Так же несерьезно относились к формированию кадров в отрасли. Длительные годы не было специализированных кафедр в институтах и техникумах по подготовке непосредственно менеджеров, управленцев, квалифицированных специалистов для ЖКХ.
До 2002 года существовала система лицензирования деятельности по эксплуатации инженерной инфраструктуры городов и других населенных пунктов, в рамках которой определялось соответствие руководителей, специалистов предприятий основным квалификационным требованиям, предъявляемым для этого вида деятельности. Отмена этого лицензирования в 2002 году требует сейчас новых решений по повышению кадрового потенциала.
Зарубежный опыт показывает, что защиту прав граждан целесообразно осуществлять через систему сертификации. Система добровольной сертификации в жилищно-коммунальной сфере прошла регистрацию в Государственном реестре Госстандарта в 2003 году. Постановлением Госстроя, правопреемником которого мы являемся, с июня 2003 года введена в действие добровольная система сертификации специалистов в системе ЖКХ. В настоящее время 45 регионов приступили к созданию региональных систем «Росжилкомсертификация».
Кроме того, в регионах действуют учебно-методические центры, курсы повышения квалификации, осуществляющие подготовку и переподготовку кадров для отрасли. Конечно, обеспечение отрасли квалифицированными специалистами – процесс длительный. Подбор и расстановка кадров требуют преемственности, передачи опыта. Вы помните, что раньше у нас в стране были в почете трудовые династии. Я надеюсь, что такие трудовые династии появятся и в сфере ЖКХ. Потому что это очень благодарная профессия.