Управа на домоуправа
Костромич Владимир Шевченко выиграл два судебных процесса у местных коммунальных служб. Он убежден, что ЖЭК можно заставить работать четко и слаженно, если не просить его Христа ради сделать то, что он и так обязан выполнять, а действовать строго в рамках правового поля.Счет, пожалуйста!
Почти год Владимир Федорович с изрядной регулярностью добивался от своего домоуправления № 2 точной и полной информации о предоставляемых ему коммунальных услугах. Дело в том, что квитанции об оплате услуг ЖКХ, которые он ежемесячно находил в своем почтовом ящике, содержали слишком мало нужной ему информации. В них стояла лишь сумма, которую потребитель обязан оплатить до определенного домоуправлением срока. И совершенно не ясно было, сделан ли перерасчет, если в прошедшем месяце температура теплоносителя была ниже нормы, учтено ли отсутствие в течение нескольких дней горячей воды и т. п.
В общем, у Владимира Федоровича создалось впечатление, что в домоуправлении кто-то специально «кодирует» квитанции, чтобы потребителям нельзя было докопаться до истины. Шутки шутками, но и при личном обращении к коммунальщикам ситуация мало прояснялась. Устав обивать пороги и выслушивать раздражающие тирады работников домоуправления, В. Шевченко подал исковое заявление в суд.
В нем он просил обязать ответчика ежемесячно (и в письменном виде!) давать ему информацию о предоставленных коммунальных услугах, а также взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме 500 рублей. Моральный вред В. Шевченко обосновал тем, что отсутствие подобной информации вынуждает его отвлекаться, отпрашиваться с работы, чтобы сходить в домоуправление и выяснить истинное положение дел, а это, как написано в заявлении, «приводит его в угнетенное состояние». И то правда, походы в ЖЭК хорошего настроения никому не доставляют.
На состоявшемся судебном заседании представители домоуправления исковые требования В. Шевченко не признали. По их мнению, проблема не стоит выеденного яйца – каждый квартиросъемщик легко может узнать о предоставленных услугах в бухгалтерии домоуправления, в том числе это, по их словам, можно сделать и по телефону. А давать полные распечатки у коммунальщиков нет, дескать, технических возможностей. Однако суд посчитал иначе и признал, что в данном случае нарушен закон «О защите прав потребителей», в статье 10-й которого говорится, что продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (услугах), которая должна содержать сведения о потребительских свойствах товаров (услуг), цену и условия приобретения и многое другое.
В итоге суд обязал домоуправление предоставлять В. Шевченко полную информацию о коммунальных услугах. И в письменном виде. В качестве компенсации морального вреда с домоуправления взыскано 100 рублей. И хотя сумма, мягко говоря, мала, домоуправление все же сделало из этой истории правильные выводы – теперь Владимир Федорович знает о предоставленных ему коммунальных услугах все. Чего нельзя сказать о других жильцах его дома. Для них домоуправление так пока и не нашло «технических возможностей» предоставлять полные счета.
Хочу горячую воду!
Другой выигранный В.Шевченко судебный процесс касается горячей воды. В иске к Костромской теплоэнергетической компании (КТЭК) он требовал признать последнее отключение горячего водоснабжения в его квартире незаконным и взыскать с энергетиков компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей, а также по 200 рублей за каждые сутки, которые он обходился без горячей воды. Кроме того, истец просил обязать ответчика возобновить бесперебойную ее подачу в строгом соответствии с нормативными требованиями.
Горячей воды в квартире Владимира Федоровича не было неделю. Еще во время досудебного разбирательства домоуправление сделало перерасчет оплаты коммунальных услуг и посчитало долг свой выполненным. А вот то, что истец потребовал оплатить еще и какие-то «нравственные страдания», казалось им чем-то несерьезным. Однако В. Шевченко свои претензии к энергетикам обосновал тем, что все это время ему приходилось нагревать воду или пользоваться только холодной водой. А, кроме того, его возмутило, что никто из руководителей коммунальных служб не мог ему дать гарантию, что впредь горячая вода будет поступать в квартиру регулярно.
На суде выяснилось, что КТЭК осуществляет лишь ремонт бойлерной и оборудования, которым он владеет, а дом В. Шевченко находится на балансе у домоуправления, которое и получает от жильцов оплату за услуги. Отключение же горячей воды произошло из-за накопленных долгов домоуправления перед ООО «Костромарегионгазом», от которого КТЭК и получает тепловую энергию.
Согласно договору поставки между поставщиком и домоуправлением, горячая вода поставляется до границы ответственности и оплачивается авансом. Поставщик имеет право прекратить поставку горячей воды, если оплата ее не была осуществлена. Что и произошло в случае с отключением горячей воды у целого района.
Как оказалось, в отсутствии горячего водоснабжения целиком и полностью было повинно домоуправление. Довод же ответчика об отсутствии у него денежных средств судом не был принят, как не основанный на законе. Суд определил размер компенсации морального вреда в 300 рублей.
Кстати, после этого решения суда, несмотря на то, что оно так же, как и предыдущее, практически не ударило по карману коммунальщиков, горячая вода в квартирах дома, в котором проживает В. Шевченко, не пропадает. А если и случаются кратковременные отключения, то об этом предупреждаются все жильцы заранее и чуть ли не под расписку.