Чиновники поделятся полномочиями
Заседание московского правительства, посвященное городской программе развития самоуправления, началось с минуты молчания – в память о погибших в Беслане.
«…самое главное – это мобилизация нации перед общей опасностью. …Наиболее эффективный отпор террористы получают именно там, где сталкиваются не только с мощью государства, но и с организованным, сплоченным гражданским обществом».Президент призывает к построению гражданского общества. А гражданское общество никогда не спускается «сверху», – его фундамент зарождается внизу – в подъезде, в доме, во дворе, в районе. Там, где жители отваживаются взять на себя ответственность за свой собственный комфорт и безопасность. Ведь даже при простом домкоме куда меньше и хулиганства, и соседских конфликтов, да элементарно – в подвал злоумышленники зайти не могут. Но не секрет, что самостоятельности жителям приходится добиваться – чиновники неохотно идут на сотрудничество с горожанами.
Как заставить их поделиться властью? Основная мысль городской целевой программы государственной поддержки развития самоуправления в городе на 2005–2007 годы – передача государственных полномочий организациям самоуправления. А для этого необходимо подготовить правовую базу, принять законы, которые потребуют бюджетного обеспечения.
«Я сторонник постепенного перехода, – объяснил свою позицию депутат Мосгордумы Дмитрий Катаев. – Но давайте начинать. Почему бы в 2005 году с учетом бюджета не передать какое-нибудь одно из полномочий?» И на вопрос мэра, какое именно полномочие следует передать, добавил: «Самое важное, существенное для жителей – благоустройство. Думаю, никто не будет спорить, что это местное полномочие, и это позволило бы дать мощный стимул самоуправлению». Никто спорить и не стал, все согласились, что институт старших по домам и подъездам – очень действенный . По мнению депутата, именно старшие по домам должны подписывать проекты по капитальному ремонту и благоустройству и участвовать в приемке объектов.
В программе на ближайшие два года значится подготовка проектов законов города о передаче государственных полномочий местному самоуправлению. К примеру, таких, как озеленение и благоустройство придомовых и внутридворовых территорий, содержание спортивных и дворовых площадок, информационно-разъяснительная работа по формированию кондоминиумов, созданию ТСЖ и иных объединений граждан в жилищной сфере. Формирование гражданского общества невозможно без инициативы и самоорганизации жителей.
Но прежде чем повсеместно переходить к передаче полномочий органам местного самоуправления, не следует ли провести эксперимент в двух-трех муниципальных образованиях? Вопрос об эксперименте не так прост: пока действующие законы этого сделать не позволяют, и законодателям еще предстоит подумать над поправками.