Эдуард Якушенко: «Очередь стоит, и обойти ты ее не можешь»
О том, как отразится недавно принятый закон о приоритетах в предоставлении жилых помещений на ожидающих новой квартиры москвичей, рассказывает первый заместитель руководителя Департамента жилищной политики и жилищного фонда столицы Эдуард ЯКУШЕНКО.– Эдуард Сергеевич, год назад мы с вами беседовали про очередников, про смену приоритетов. О том, что в жилищном законодательстве существует некая неразбериха, льготы не упорядочены, хвост «общей» очереди теряется в дальнем далеке… Словом, пора искать новые подходы. В чем, по-вашему, преимущества нового закона?
– Когда в 1984 году приняли Жилищный кодекс, было разработано Положение о постановке на учет и предоставлении жилья. Там для категорий участников войны, ветеранов, многодетных семей, тех, у кого родились близнецы и так далее были разные сроки обеспечения площадью. Допустим, инвалид I-й группы должен был простоять на очереди год, многодетные семьи с тремя детьми имели право получить жилье по истечении трех лет… Потом конкретные цифры были сняты, и все они стали просто первоочередниками. А срок устанавливался как бы выборочно и несколько хаотично. Достаточно было двух-трех параметров для того, чтобы тебя включили в план на первоочередное, скажем, обеспечение площадью. Ресурсов на всех нуждающихся в улучшении жилищных условий даже на льготных основаниях явно не хватало, а уж очередь тех, кто льгот не имел, и вовсе двигалась черепашьим шагом.
– Что же изменилось?
– Мы предложили составить три списка: «внеочередников», «первоочередников» и тех, кто ожидает предоставления площади на общих основаниях. Исходя из количества стоящих на учете в каждой категории, предложили распределять жилье, которое имеем возможность предоставить на бесплатной основе, следующим образом. Каждому списку выделить определенное количество площади. 50 процентов – «общей» очереди, 46 – «первоочередникам» и 4 процента на внеочередное предоставление. И основным критерием считать год постановки на учет.
Нам все-таки удалось убедить Думу, что это более прозрачная, более объяснимая для людей очередность. Мы поняли, что если будем выборочно каким-то категориям давать преимущества, то ущемим интересы других людей, и очередь все время будет стоять на месте.
Сейчас уже начал обеспечиваться 1984-й год постановки на учет из «общей» очереди. Это пусть не большой, но шаг вперед, По нашим подсчетам, каждый год мы сможем продвигаться на полтора-два года.
– Но ведь остались еще очередники 82-го?
– Их уже единицы, где-то около 300 семей. Этим людям уже предлагались квартиры, просто они ждут площади, которая их бы устроила по всем параметрам. Что ж, после 20 с лишним лет ожидания такую разборчивость можно понять. Или живут люди в служебных квартирах. Мы их не снимали с учета, это жилье считается временным. Они живут в нормальных условиях, скажем, семья из трех человек в трехкомнатной квартире, но на первом этаже. Мы предлагали закрепить за ними площадь, они там уже 10-15 лет, но не хотят, предпочитают еще подождать и получить новое жилье. Тоже понять людей можно.
– Какие еще критерии очередности существуют?
– Допустим, две семьи с льготниками стоят на учете с 1986 года. Мы смотрим, кто из них льготу раньше получил. Скажем, у одних она возникла в 90-м году, у других – в 92-м. Преимущество получают первые.
– Это четко прописано? Человеку не сложно разобраться, узнать, чей «затылок» маячит впереди и почему?
– Когда вы посмотрите списки очередников, то увидите, в какое время человек был поставлен на учет и когда возникла его льгота.
Нам предлагали выбрать тех, у кого очень стесненные условия, допустим, по 4 метра на человека. Предположим, мы их сейчас выберем, дадим площадь, откинем того, чья очередь подошла. Но где взять гарантию, что мы этого временно «отодвинутого» очередника обеспечим квартирой в будущем году? Что снова не возникнет каких-то чрезвычайных обстоятельств? А так все понятно. Основа – дата постановки на учет. Необходимое условие – 10 лет проживания в Москве. Чтоб не возникало ситуаций, когда человек, имеющий льготу, прописывался к нашему очереднику. Он, допустим, прописался год назад – льгота появилась, но, по нашим нормам, у него не наступило право получать жилье.
– Со списками может ознакомиться любой?
– Да, они висят во всех окружных управлениях нашего департамента. Они будут все время обновляться: кто-то квартиру уже получил, очередь сдвинулась, но порядок ее останется прежним. Когда приходит площадь, предлагаем ее номеру первому. Ему по каким-то причинам не подошла – предлагаем второму.
– То есть вы уверены, что курс взят правильный и корабль будет двигаться?
– Он будет идти, и вопросов меньше будет возникать, и с депутатами меньше недопониманий будет. Потому что вечные исключения из правил, нюансы всякие – два плюса пишем, один минус в уме… Это все никакой логике не поддавалось и провоцировало на споры. Помните, когда ввели льготы для участников войны, что они имеют право без очереди к кассе, скажем, подойти (даже в магазинах таблички такие вывешивали), сколько скандалов было? Чуть не до драк дело доходило. А когда сформировали четкую и ясную очередь, количество обид резко уменьшилось. Кто-то сказал, что есть теория очереди: вот она стоит, и ты ее не можешь обойти.
Мы уже сейчас видим, что с тем объемом площади, которым мы располагаем, движение будет. Первоочередников мы сейчас поголовно по 86-й год обеспечиваем жильем с учетом их льгот. Кажется – откат назад. Ведь уже 92 и 93-му квартиры давали, а тут вдруг 86-й! Но зато мы можем гарантировать динамику и то, что, скажем, все первоочередники тех давних лет гарантировано через два-три года свое жилье получат. А потом придет черед следующих. И так по порядку, без всяких неожиданностей и исключений.
– Близится 60-летие Победы. Чем собираетесь порадовать наших ветеранов?
– Все ветераны Великой Отечественной войны, принятые на учет до 1 января 2005 года, будут к 9 мая 2005 года обеспечены жильем. Мы рассчитали, это получится. Их всего около 3100 семей. В первую очередь станем предоставлять квартиры одиноким. Мы всем ветеранам давали жилье и к 50-летию, и 55-летию Победы, но ситуация меняется, даже не беря тех, кого специально прописывают на условии их последующего содержания. Таких сейчас единицы. В основном разрастаются семьи, они в свое время квартиры уже получали, но выросли дети, внуки, изменились условия проживания, и приходится повторно становиться на учет.
– Льгота разве не однократно используется?
– Такого правила пока нет.
– Словом, подытоживая сказанное, у департамента появился шанс четко выполнять взятые на себя обязательства?
– Да, все вроде бы идет по плану. Единственная проблема, которая, к сожалению, не поддается логическому разрешению, это беженцы. Их очень много – Чечня, Карабах… Не скажу, что они бесправны, но обеспечить их площадью по нормам Москвы невозможно. Мы им давали временное жилье. Помните, в 91-м году был палаточный городок около «России»? Людей разместили по общежитиям. Когда мы только начали пятиэтажки отселять, были отселенные дома, мы их там временно поселили. Сделали рекреацию в поселке Солнцево, там тоже были отселенные здания. Но как эти проблемы дальше решать? Некоторые семьи уже родственников тут похоронили, дети выросли. Миграционная служба безобразно сработала: практически бросила их на произвол судьбы. Федеральные власти ими не занимаются… Что Москва еще может сделать, кроме предоставления временного жилья? Есть письма, которые без боли не прочитаешь.
– Закончим наше интервью все-таки на более оптимистичной ноте. Как обстоят дела с переселением?
– Все нормально идет. Вот сейчас вышло 404-е постановление. Я считаю, оно правильное. Когда мы только начали пятиэтажками заниматься, не было свободных площадок, не было бюджетного финансирования, и мы привлекли инвесторов, которые, естественно, блюли свою выгоду. Словом, не было тогда возможности соблюдать принцип «из района в район». Позже появились городские средства, мы стали с инвесторами входить в долю, потом «волна» пошла. На нынешнюю ситуацию постановление очень хорошо ложится – конечно, кварталами работать удобнее. Аварийности в сносимых сериях, где перекрытия и конструкции изжили свой срок, конечно, больше, ими занимаются в первую очередь, но не из них одних состоит квартал. Значит, и с остальными надо решать – реконструировать ли, сносить. Зато потом с этим микрорайоном на долгие годы забот уже не будет, планировать целый «кусок» легче, и возможностей «для маневра» больше.
О НАШЕМ СОБЕСЕДНИКЕ:
Эдуард Сергеевич ЯКУШЕНКО родился в 1936 году в Брянске. Окончил Московский авиационный институт имени Серго Орджоникидзе по специальности «авиационное электрооборудование». Работал в Министерстве общего машиностроения. Кандидат экономических наук. Непосредственно жилищными вопросами Эдуард Сергеевич начинает заниматься, работая на ведущих должностях в Управлении учета и распределения жилой площади Мосгорисполкома, исполкоме Моссовета, Главмосжилучете. В 1991 году назначен первым заместителем председателя Мосжилкомитета (ныне – Департамента жилищной политики и жилищного фонда).