Льгота для… богатых?
Илларион МОИСЕЕВ несколько лет пытался донести до городских властей свои предложения по эффективному реформированию городского жилищно-коммунального хозяйства. Исчерпав «мирные аргументы», И. Моисеев и несколько его сторонников готовят исковое заявление в суд, где ответчиком должна выступить городская администрация.Когда в начале нынешнего года мэром Костромы стала Ирина Переверзева, И. Моисеев записался к ней на прием. Через полтора месяца мэр приняла его, но разговора не получилось. Увидев, что список обсуждаемых вопросов слишком велик для 15-минутной беседы, г-жа Переверзева перепоручила посетителя специалисту городской администрации, который за последующие месяцы даже не удосужился с ним встретиться.
Илларион Борисович – специалист-теплотехник со стажем, и потому хорошо разбирается в сфере тепло- и водоснабжения. Полтора года назад он уже судился с городской Думой из-за неправильного подхода к расчету тарифа для населения за теплоэнергию. Тогда суд в иске ему отказал, но через несколько месяцев Гордума приняла-таки за основу расчетного тарифа тe положения, которые отстаивал в суде рядовой костромич. Тарифы на отопление для населения были снижены на 40%! Впрочем, говорит И. Моисеев, администрация города тут же придумала, как компенсировать эту денежную потерю – повысила тариф на горячую воду на 60%. При этом коммунальщики клятвенно обещали улучшить качество и сделать водоснабжение бесперебойным. Но как-то не сложилось! А потому сейчас и качество оставляет желать лучшего, и повышенная плата за горячую воду сохраняется.
Моисеев убежден, что в Костроме существует настоящая система коммунальных поборов. Он считает, что этот порочный круг должен быть разорван в ходе реформы ЖКХ, над которой сейчас работает городская администрация. Однако по тому, как глава администрации «заинтересовалась» предложениями нашего героя, можно судить, в каком направлении будет реформироваться коммуналка областного центра.
Вот с какими коммунальными проблемами, по мнению И. Моисеева, в российских городах надо покончить:
Холодное водоснабжение
В соответствии с постановлением правительства РФ от 26.09.94 г. № 1099 допустимая продолжительность отключений подачи воды в жилые дома и квартиры не должна превышать восьми часов в месяц. Все остальные перерывы продолжительностью более одного часа должны суммироваться, а затем производится снижение оплаты. Таких перерывов за год бывает много, но их никто не учитывает. То есть услуга не оказывается, а плата взимается полностью.
К качеству водоснабжения относится и такой показатель, как напор воды. По нормам СНиПа он должен быть не меньше 4 метров водяного столба. А это значит, что и на 9-м этаже круглосуточно должна быть вода. Увы, для жильцов верхних этажей большей части домов города это из разряда фантастики.
Горячее водоснабжение
Механизм взимания поборов за объемы не поставляемой потребителям горячей воды производится аналогично существующей системе в холодном водоснабжении.
Нормативы подогрева воды, поступающей в квартиры, тоже не выдерживаются, но снижение оплаты, как того требует пункт 2.7 постановления правительства РФ от 26.09.1994 года № 1099, не производится.
В Костроме из-за отсутствия договоров на поставку коммунальных услуг потребители не имеют ясного представления, кто является ответственным за конечные результаты горячего водоснабжения, и кто должен вести соответствующий учет температурных показателей.
21 день профилактики
Костромские власти вынуждают горожан оплачивать 21 профилактический день, когда горячая вода в квартиры не поступает. «Это многолетняя практика многих городов России», – поясняют в администрации города. Однако и это незаконно. Во-первых, период ежегодной профилактики коммунальных сетей не должен превышать 15 дней в году – согласно утвержденным Правилам СанПиН № 4723-88. А в постановлении губернатора Костромской области от 23.06.03 г. № 310 говорится: «Оплата за горячую воду с потребителя не взимается за весь период планового и профилактического ремонтов системы».
Внеплановые отключения
В соответствии с постановлением правительства РФ № 1099 все отключения отопления жилого дома более одного часа должны суммироваться. Потом производится перерасчет. В Костроме эти отключения никто не учитывает, а оплата не снижается, санкции (штрафы и неустойки) не применяются. Потребители не знают, кто является ответственным за нарушение нормативных показателей, и кто обязан вести учет для последующего снижения оплаты.
Снижение качества
В соответствии с ГОСТом, отопление считается качественным в том случае, если температура в жилых комнатах не ниже +18° (в угловых комнатах +20°). В соответствии с вышеупомянутым постановлением правительства РФ при снижении температуры воздуха в квартире даже на один градус должен производиться перерасчет со снижением оплаты. Для Костромы, как и для большинства российских городов, это пока нереально…
Отапливается площадь или кубатура?
В городе действует единый порядок оплаты за отопление для всех жилых домов независимо от архитектурно-строительных и теплофизических характеристик. Но даже при одинаковой площади квартир их кубатура разная – в зависимости от высоты потолков. Разница в высоте помещений достигает 20%! Таким образом, действующий усредненный тариф по оплате 1 кв. метра площади позволяет предоставлять скрытые льготы владельцам более комфортабельного жилья. То есть происходят, условно говоря, поборы с бедных жителей «хрущевок» в пользу богатых – владельцев жилья с высокими потолками.
Именно эти вопросы и намерен поставить Илларион Моисеев перед мэрией в суде. Он считает, что дело не будет легким, но отступать не собирается, потому как убежден – правда на его стороне.