Консилиум для больного… дома
Что могут сказать о состоянии жилого здания сухие цифры технического заключения? Покажут процент износа перекрытий, кровли, стен. А как же неистребимый запах сырости в квартирах? А треск несущих конструкций, особенно зловеще раздающийся в квартирах среди ночи? Об этом, как и многом другом, не расскажешь в официальных документах. Может, поэтому хорошей традицией стало, когда авторитетная комиссия прямо на месте ставит окончательный диагноз ветхому жилью. Недавно такое выездное совещание специалистов самых разных городских служб состоялось на улице Руставели в СВАО.
Здесь решалась судьба дома № 3, корп.4.
Пока члены комиссии собирались к означенному часу, их коллеги, подъехавшие чуть пораньше, с профессиональным интересом разглядывали трехэтажное строение:
– Смотрите, покраска фасадов неровная, вся в потеках, штукатурка отваливается массивными кусками, значит, стены сырые.
– Сразу видно, что дом болен, в первую очередь, оттого, что люди в нем жили скученно. В коммуналках все помещения эксплуатируются на износ, – живо делились своими впечатлениями представители Северо-Восточного округа.
И они не ошиблись. Хотя когда-то здание имело довольно нарядную наружность – фасад и сейчас украшают красивые балкончики с балясинками, фронтоны, обрамленные отделкой белого цвета, узорчатая лепнина, – на самом деле ему досталась незавидная судьба. Построен дом был еще в 1949 году для работников завода «Станколит». С самого начала здесь не было отдельных квартир. В 80-е завод переживал не лучшие времена, потом к концу 90-х полностью обанкротился. Естественно, более 20 лет ни о каких ремонтах в жилищном фонде не могло быть и речи. Поэтому, когда бывший ведомственный дом в 2000 году приняли на баланс власти СВАО, им пришлось срочно принимать экстренные меры.
Как рассказал комиссии Сергей Науменков, заместитель префекта СВАО по жилищной политике, в первую очередь, жилая площадь в бывшем общежитии была закреплена за его обитателями. ДЕЗ принял дом на обслуживание. Потом с МосжилНИИпроектом префектура СВАО заключила договор на техническое обследование дома. По данным, представленным комиссии, перекрытия здания имеют износ 70%, такой же показатель износа у кровли, балконы сегодня обветшали на 50%.
Цифры, безусловно, впечатляющие. В том, что они не преувеличены, ни у кого не возникло сомнений. Но у комиссии была и еще одна не менее важная задача – своими глазами увидеть динамику развития деформаций. Зам. руководителя Департамента по жилищной политике Ольга Долгушина обратила внимание коллег на состояние установленных на стенах здания специальных маячков. Их разрыв указывал на то, что трещины на фасадах продолжают раскрываться, деформация несущих конструкций активно прогрессирует. Многочисленные пустоты в кирпичном основании дома свидетельствовали, что и с фундаментом далеко не все в порядке. Председатель комиссии потребовал от специалистов МосжилНИИпроекта представить конкретные данные по состоянию перекрытий на разных этажах, фундамента, стен дома.
По красноречивому виду здания опытные специалисты смогли понять многое. Что при влажной погоде оно протекает с третьего до первого этажа. Что силикатный кирпич и шлаковые блоки в данном случае играют роль проводника влаги к межэтажным перекрытиям. Что сегодня в доме, похоже, нет ни единой детали конструкции, которая была бы в нормальном состоянии. Как рассказали специалисты МосжилНИИпроекта, в здании нет подвала, а полы на первом этаже опираются на кирпичные столбики. Некоторые из них, соприкасающиеся с промокающими подгнившими перегородками, оседают. Соответственно, в некоторых местах и полы «гуляют» по высоте.
В квартире № 35 на первом этаже между потолком и стенами образовались страшные сквозные трещины. В комнатах стоял застоявшийся запах плесени. В другой квартире, уже на верхнем этаже, недавно хозяева сделали ремонт. Но их стараний хватило не надолго. И здесь по потолку уже поползла разрушительная «паутинка» трещин. Часть его успела обнажиться, и стали видны пораженные глубокой гнилью деревянные чердачные настилы. Как отметили члены комиссии, в настоящий момент пять квартир в доме находятся в аварийном состоянии.
Скорее всего, и весь дом 3, корп. 4 теперь уже не подлежит восстановлению. Свои окончательные выводы комиссия сделает в ближайшее время. Пока ясно только одно – о жителях власти обязательно позаботятся.
Галина Герасимова
(Фото Алексея Мощенкова)