«… Потому что дураки»
Островитянова, 29/120. Отдел Управления Департамента жилищной политики в Юго-Западном административном округе. Такое количество людей, отмечающихся в очереди, было, пожалуй, только после войны, когда стояли за хлебом. Впрочем, люди помоложе вспомнят уже наши времена: водка по талонам. Что сравнится по важности с первым и вторым продуктом? Приватизация! Люди стоят, чтобы приватизировать свою квартиру.Швондера боятся!
Чем вызван ажиотаж? Почему вдруг более чем через 13 лет после того, как принят закон о приватизации, люди решили оформить квартиру в собственность? Пытаюсь заговорить то с одним, то с другим. Чтобы не вызвать подозрений, говорю, что сам, мол, хочу записаться в очередь, да вот не решил, стоит ли… Меня начинают наперебой агитировать. Каждый называет свою причину.
– Говорят, что будут уплотнять. Мы вдвоем в трехкомнатной квартире. Излишки. А вдруг подселят кого-нибудь? А так – собственная. Не разрешим!
– Наш дом собираются ломать. Собственникам дают квартиры рядом, а муниципалов отселяют в Южное Бутово.
– Собираюсь меняться, а если попадется приватизированная квартира? Чтобы ее поменять на мою, муниципальную, надо доплатить 10 тысяч долларов.
– Не знаете разве, что прописку отменят? А у меня мать в другом городе. В городскую прописать не разрешат. Только в собственную.
– Сейчас я сдаю комнату, но потом это позволят лишь тем, кто приватизировал квартиры.
Трудно сохранить серьезное выражение лица. Особенно когда слышишь такую вот, совсем не научную фантастику:
– Городу невыгодно содержать дома. Вот увидите – их начнут скупать. А как придет хозяин, так сразу квартплату поднимет в несколько раз. Не можешь платить – переезжай в Подмосковье.
И все же есть одна причина, которая объединяет всех людей – даже тех, кто не может внятно объяснить, зачем он тут оказался. Видимо, она и есть самая главная.
– Если все бросились приватизировать – значит, не зря. Дыма без огня не бывает…
Очень точно. «Дым». Нечто неосязаемое, но вместе с тем угрожающее. Помедлишь – не спасешься!
Слыхали звон
Заводиться люди начали где-то в марте, когда впервые заговорили о новом проекте Жилищного кодекса. Никто его не видел в глаза, более того, известно, что их вообще несколько вариантов. Но про отмену бесплатной приватизации квартир слышали все. Скорей всего, так и будет, ибо разумно. Только когда? Даже если появится новый кодекс, такое право отменят не сразу. Депутаты все же не самоубийцы. Чаще всего звучит срок: 1 января 2007 года. Так что два-три года в запасе есть. Подождите, люди! У вас есть время подумать. Какое там! Начавшаяся паника, как лавина, сметает все доводы. Логика не действует, аргументы не работают. Слухи клубятся над толпой. Очередь только ими и живет.
Записываются сразу на три номера – один раз, чтобы взять «бегунок» – листок со списком документов, которые необходимо собрать, второй раз – принести их на проверку инспектору, если ошибка – завернет. И, наконец, последний – сдать весь пакет для заключения договора. Три номера – три посещения. Без номера не пропустят. Другие законы очереди: перекличка каждый день. На ночь – дежурство. Надо ведь «держать» ее – а вдруг появятся самозванцы и заведут новую? (Очень знакомо!) Впрочем, сейчас еще хорошо – тепло. В марте были холода, так что на ночь жгли костры.
Кто почем
Прислушиваюсь к разговорам. Чаще всего они о деньгах:
– Паспортистке не вложишь сотенную в документ – ничего не получишь.
– А я уже была у инспектора. Отправили назад – нотариус в одной буковке ошиблась. Пришлось идти опять к нему. Хорошо, хоть без очереди и бесплатно. А то первый раз сидела пять часов.
– Хотите быстрее попасть к нотариусу? Знаю место. Только это будет стоить 700 рублей.
– А в БТИ не знаете, сколько дать? У меня очередь подходит, а поэтажного плана нет.
Собственно приватизация стоит 384 рубля. Но, по общему мнению, менее чем в полторы-две тысячи не уложишься.
Впрочем, главные затраты – временные. Но уж тут не жалуйся. Хочешь получить квартиру в собственность, пожертвуй половиной отпуска.
Попросил у одной женщины «бегунок» – поразился: надо собрать 18 справок! Договор социального найма (видел его кто-нибудь? За ним надо идти в РЭУ), финансово-лицевой счет (из ЕИРЦ), выписку из домовой книги на всех зарегистрированных и выбывших граждан с момента выдачи ордера (это у паспортистки), уже упомянутый поэтажный план (в БТИ), нотариальная доверенность, с которой работник жилищного комитета пойдет в Мосрегистрацию, ну и так далее. Модный сейчас в столице принцип «одного окна» на приватизацию пока не распространился.
И это еще не все. Каждый день надо ведь еще отмечаться!
– Сколько ходили? – спрашиваю у одного мужчины из очереди.
– Да вот с апреля. Думаю, через три дня сдам документы. Если, конечно, не завернут.
Наверно, кто-то ухитряется быстрее. Слышал глухие разговоры о том, что номер можно купить. Спросил: за сколько? Пятьсот рублей. Так это или не так – проверить не удалось. Но если бы захотел записаться, непременно разыскал «умельцев». Ездить каждый день – себе дороже.
Говорите что-нибудь!
Не может быть, конечно, чтобы среди сотен собравшихся не нашлось разумных людей. Конечно, есть, хотя и немного. Другое дело, что и эти люди охвачены общей паникой. Ничего не могут поделать с собой. А потому выглядят сердитыми и недовольными. При этом ругают не только себя, но и власти. Когда я задал очередному собеседнику вопрос: «Зачем?», он коротко отрезал:
– Потому что дураки.
Мы разговорились.
– Раньше – как? Можно было пойти в партком, профком. Теперь ничего такого нет. Происходят какие-то процессы в жизни, но мы ничего не понимаем, не разбираемся в них. И никто не объясняет. Не хотят с нами разговаривать. Вот и бежим, куда толпа несет. А куда – непонятно.
Он, безусловно, прав. Мало информации. Но не упустили ли время? Сейчас в московских газетах начали появляться статьи, разъясняющие суть приватизации. Эх, поздно… Появись они хотя бы двумя-тремя месяцами раньше, может, был бы толк. Слишком сильно раскручен маховик, чтобы так, с одного раза его можно было остановить. Люди, которые по два-три месяца ходят отмечаться, преодолевшие – успешно! – десять бюрократических преград, назад уже не повернут.
Одну такую статью – пока я толкался в очереди – читали вслух. Слушали внимательно, но как-то отстраненно. Тема интересная, но не более. Во всяком случае, никакой реакции не последовало. Послушали и стали снова жаловаться на паспортисток. При этом кто-то рассказал, что недели две назад здесь побывал депутат районного собрания, тоже говорил какие-то слова. Так его с позором выгнали.
Но, может, виной тому еще и общая ситуация? Хорошие (положительные, конструктивные) новости сейчас вообще воспринимаются слабо. Такова се ля ви! Неприятные сюрпризы наваливаются один за другим: то льготы отменят, то коммунальные платежи поднимут, то вдруг – ни с того, ни с сего, да еще среди всеобщей стабильности – ввергнут в банковский кризис. А теперь вот что-то непонятное происходит с приватизацией… Люди боятся, теряются, никому не верят. Чувство незащищенности – главное, которое испытывают. Им приятнее нагнетать страсти. Может, для того, чтобы всегда быть в готовности?
И, тем не менее, разъяснять надо. Ведь ажиотаж вокруг приватизации не стихает. Более того – он растет! Если до марта в Москве ежемесячно оформлялось 4,5 тыс. договоров, то сейчас – втрое больше. Не убедят пять статей? Надо десять! Нужны выступления по ТВ. Обращение Альфа-банка, которое не сходит сейчас с экрана – тому пример. Где вы, социальные пиарщики? И если – по моим наблюдениям – апеллировать к очереди бесполезно, то тех, кто пока не поддался общей панике, еще есть надежда остановить.