Каждому участку – свой номер
«Владеем землей чуть ли не триста лет, и вдруг нам заявляют, что земля не наша!», – возмущается героиня чеховской пьесы-шутки «Предложение». Незадачливый визитер-сосед приехал просить ее руки, однако будущие муж с женой тут же принялись ссориться, выясняя имущественно-земельные отношения. А все потому, что границы их владений не были четко определены… В соответствии с законом «О земельном кадастре», вся земля в Российской Федерации подлежит кадастровому учету. О том, чем это обернется для каждого собственника земли, мы беседуем с начальником отдела загородной недвижимости корпорации «Рескор» Ириной ЯКИМУК.
– В ближайшем будущем у каждого земельного участка должен быть свой номер. То есть, произойдет полный учет всей земли, которая находится в собственности граждан и юридических лиц.
– Что-то вроде Единого реестра, как у квартир?
– Да примерно так же. Нажал кнопку, и на экране монитора появился нужный земельный участок, все его параметры и характеристики, чтобы тот, кто заинтересовался этим участком, получил о нем сразу полное представление. Но эти нововведения, к сожалению, пока усложняют проведение сделки. Если раньше несли документы в Земельную палату, то сейчас им нужно сдавать еще и в Кадастровую. Но, думаю, когда все земельные участки будут пронумерованы, процедура оформления упростится.
– Значит еще система не отработана?
– Не отработана. И случается в связи с этим немало казусов. Нередко человека заставляют получать новый кадастровый план, когда по закону в этом нет необходимости. По закону кадастровый план действует в течение полугода на все операции с участком. У нас же заставляют получать его заново на каждую сделку. И такой произвол во многих районах Московской области. Местные чиновники трактуют закон по своему усмотрению. В одном районе так, в другом эдак.
– Понятно, это осложняет «дачникам» жизнь, но все же кадастр – это плюс?
– Да, и большой плюс. Все земли будут учтены, и наведен порядок в земельных отношениях. Ведь что сейчас происходит? Идут земельные споры по границам участков, порой борются за сантиметры. Суды между соседями длятся годами, люди портят здоровье из-за квадратного метра земли! А кадастровый учет, например, подразумевает космическую съемку, и, когда все будет учтено, никто не сможет «припахать» себе лишнюю сотку.
– Но ведь и сейчас у каждого участка есть границы, геодезисты же делают планы…
– Да, границы есть. Но геодезисты были разные, и в том, что они намеряли когда-то, сейчас бывает сложно разобраться. К примеру, при дележе наследства геодезист мог ошибиться. Или просто не там поставили забор. Был временный, потом его заменили на капитальный и доказывают, что пользуются им долгое время и передвигать не будут. Прежние соседи, к примеру, занимали пассивную позицию, а новые настаивают на переносе, потому что когда они покупали участок, выяснилось, что забор находится не на той линии, на которой должен находиться.
– Ну хорошо. Присвоили участку номер 105. Чем он стал отличаться от того, что был? В плане границ хотя бы.
– При формировании номера заводится межевое дело. Первое – все соседи должны согласиться с границами участка, хозяин которого получает кадастровый номер. Потом проходит съемка. Пока не урегулируют все вопросы, кадастровый номер участку не присвоят. А до этого момента сделки с землей совершать невозможно.
– Номер нужен только при сделках, или его обязательно иметь всем землевладельцам?
– Эта процедура при сделках проходит автоматически. Если не предвидится никаких сделок, то действительно и старое свидетельство. Принудительно вас никто не обяжет получить кадастровый номер. Но если это сделаете заранее, то потом проще будет совершать сделку.