23:30:44
11 апреля 2021 г.

Юрий Марков: «Субсидия, аренда, коммерческий наем, рассрочка. Эти варианты мы предлагаем очередникам»

Жилищные программыНа сегодня резерв пригодных под застройку площадей в Северо-Западном округе столицы практически исчерпан. И, тем не менее, квартирные вопросы, как никогда ранее, находят здесь много самых разных решений. О том, как это происходит, мы попросили рассказать начальника Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в СЗАО Юрия Маркова.«Квартирный ряд»: Юрий Александрович, самый первый вопрос, конечно же, об очередниках. Сколько их в вашем округе, кого в этой очереди больше – льготников или очередников «на общих основаниях»?
Юрий Марков: В городе на сегодня более 197 тысяч семей стоят в очереди на муниципальное жилье. В нашем Северо-Западном округе – около 14 тысяч. С учетом сравнительно небольших размеров СЗАО доля нуждающихся в улучшении жилищных условий от общего числа жителей в нем такая же, как и в других округах.
Вся очередь делится на три большие группы. Первая – внеочередники (14 категорий), вторая, довольно объемная, – первоочередники. В ней 32 льготные категории. И третья, самая крупная группа – жители, стоящие в очереди на общих основаниях.
В прошлом году из третьей группы получали квартиры семьи, вставшие в очередь еще в 1983 году. С 1987 по 1989 год я работал заместителем председателя исполкома Тушинского районного совета и тоже занимался жилищными вопросами. Так это еще мои очередники, которых я ставил тогда на очередь. В 1999 году вернулся к прежней работе и вновь встретил старых знакомых. Представляете, как все это время решались жилищные вопросы, если более 20 лет люди ждали счастливого момента?
К.Р.: А почему так происходило?
Ю.М.:
Причины разные. Пока мы переходили от одного строя к другому, экономика переживала не лучшие времена. Естественно, что в этот период в первую очередь надо помогать самым обездоленным и нуждающимся. И, начиная с 1999 года, Московская городская Дума каждый год принимала решение, кому из первоочередников прежде всего предоставлять жилье. Останавливались, как правило, на категориях, которым надо срочно менять условия жизни. Это – тяжелобольные, инвалиды, многодетные семьи, имеющие более 4 детей.
Наверное, в какой-то мере подобный подход к квартирному вопросу был правильным. Но долгое время так продолжаться не могло. Ведь остальные-то очередники к началу списков практически не перемещались. Более того, некоторые сделали для себя вывод: раз очередь для категории тяжелобольных довольно динамично продвигается, значит, в нее надо любыми правдами и неправдами попасть.
Одно время, когда федеральные власти пытались отменить установленный в столице обязательный 10-летний рубеж проживания для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в городе всего за полгода появилось более 1000 внеочередников, в том числе больных туберкулезом. Москвичи привозили в город своих родственников помогать им решать жилищную проблему.
К.Р.: Сегодня ситуация с приоритетами меняется. На ваш взгляд, это правильно?
Ю.М.:
Я бы сказал, что приоритеты остались, но подходы к реализации жилищной политики изменились. В этом году правительство Москвы приняло новое положение о порядке обеспечения жильем, начиная с 2004 года. (Закон о приоритетах на момент подписания номера Мосгордумой принят еще не был. – Прим. ред.) Девять тысяч квартир, которые город сможет в нынешнем году предоставить очередникам, пропорционально будут разделены между тремя группами очередников. В нашем случае внеочередникам пойдет 4%, первоочередникам – 46%, очередникам на общих основаниях – 50% квартир. Сразу произойдет большая подвижка по всем категориям нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Мы подсчитали, что из общей очереди сможем обеспечить жильем всех вставших на учет в 1984 году, внеочередников – до 1995 года, первоочередников – по 1986 год включительно. Правительство Москвы особо выделило категорию участников и инвалидов войны. Квартиры получат все, кто встал на очередь до 1 июля 2001 года.
К.Р.: Получается, на наших глазах происходит жилищная революция в городе?
Ю.М.:
И сразу, как при любой революции, появляются новые сложности. У нас на приемах стало еще больше людей. Приходят те, кто рассчитывал по своей льготной категории получить жилье через два-три года. Объясняю, привожу примеры, говорю, что другие-то семьи не должны ущемляться в своих, тоже законных правах. Если работать с людьми, предоставлять им большую информацию, лучше узнавать обстоятельства их жизни, порой находятся неординарные решения проблем. Я думаю, что этот год тяжелый мы переживем. А дальше все пойдет нормально.
К.Р.: Что дает такую уверенность?
Ю.М.:
С сокращением числа внеочередников большая часть квартир будет оставаться для других нуждающихся. К тому же, программа по переселению уже наполовину выполнена. Мы планируем полностью справиться с этой задачей в 2007 году, хотя в целом по городу программа сноса пятиэтажек серии К-7 рассчитана до 2010 года.
В настоящее время площадь, которая строится у нас в округе, предоставляется переселенцам из ветхих пятиэтажек сносимых серий. Как только эти здания, отслужившие свой срок, будут освобождены, весь новый жилищный фонд будет предоставлен очередникам. Людям еще немного потерпеть надо.
К.Р.: Юрий Александрович, все-таки растет или уменьшается у вас число очередников?
Ю.М.:
В 2003 году по всем жилищным программам жильем было обеспечено 2000 семей. Из них – 600 очередников. На столько, казалось бы, очередь должна уменьшиться. Но она увеличилась на 400 семей. Примерно такая же картина по городу в целом.
К.Р.: С кем вам легче работается – с переселенцами или с очередниками?
Ю.М.:
С очередниками, конечно, сложнее. Но мне больше нравится работать именно с этой категорией людей. Потому, что им труднее. Им нужна большая поддержка. К сожалению, почти все наши очередники в настоящее время уезжают из округа. Им предоставляется жилье в районах массовой застройки. Там, где его можно построить много и не очень дорого. Уезжать из насиженных мест им не хочется.
К.Р.: Юрий Александрович, кроме долгого ожидания в очереди в последнее время появились другие варианты решения жилищного вопроса. Расскажите, как это можно сделать.
Ю.М.:
Это как раз то, чем я часто занимаюсь на приемах граждан. Вот, пример. Очереднику, простоявшему 20 лет в очереди, предлагаю вариант в районе массовой застройки. Он с обидой спрашивает: «А для меня разве нет варианта получше?» Говорю, что есть. Плановому очереднику положена безвозмездная субсидия в размере 100% от стоимости квартиры в том же районе массовой застройки. Она рассчитывается, исходя от цены – 24 500 рублей за квадратный метр.
На эту сумму можно поискать жилье самостоятельно в том округе, который больше человеку подходит. Предположим, добавив немножко, войти в инвестиционный проект строящегося дома, подыскать хорошее жилье на вторичном рынке. В свое время я активно пропагандировал покупку жилья в ближайшем Подмосковье. За те же деньги там и сегодня можно купить прекрасную квартиру. Ну, что делать, если для очередников в округе жилье сейчас не строят?
К.Р.: Есть какие-то ограничения в получении субсидий?
Ю.М.:
Очереднику с 15-летним стажем положена субсидия в размере 90%. Льготник такую же субсидию получает через 7 лет. Из любой льготной категории очередники могут обращаться за субсидией уже через пять лет. Но ее величина в этом случае только 70%. Эту сумму мы разрешаем вкладывать в дом, на 70% построенный. Да, до определенного момента должен быть контроль, чтобы не обманули.
Более того, деньги в руки не даем. Когда приносят договор купли-продажи, мы его проверяем на достоверность, не липовая ли фирма его дала. Только потом перечисляются деньги. Сегодня большой спрос на субсидии. За прошедший год из 150 семей 140 решили таким образом свой жилищный вопрос.
К.Р.: Какие еще есть способы улучшить жилищные условия?
Ю.М.:
Аренда. Это аналог бывшего служебного жилья. Допустим, у очередника еще не подошла очередь на получение социального жилья. Но, если он работает хорошо, его ценят и им дорожат, организация имеет право ходатайствовать о предоставлении ему арендной жилой площади. Такое жилье обычно предоставляется работникам бюджетной сферы – учителям, медикам, милиционерам, работникам жилищно-коммунального хозяйства.
Кроме субсидий есть вариант приобретения квартиры по договору купли-продажи с рассрочкой платежа. Такая форма напоминает бывший кооператив. Семья въезжает, потом в течение 5 лет расплачивается за предоставленное жилье. Начальный взнос при этом не является фиксированной величиной.
К.Р.: Что предусмотрено для молодых семей?
Ю.М.:
Есть возможность коммерческого найма. В этом случае молодой семье сдаем отдельную площадь. Но одновременно контролируем, как она накапливает средства на покупку квартиры. С очереди люди не снимаются, пока не станут собственниками своего жилья. У нас в округе 50 семей пошли на такой вариант. Из них четыре отказались, но только потому, что предпочли воспользоваться еще более интересным вариантом, который правительство Москвы разработало в прошлом году.
Этот вариант – кооператив. Здесь сразу первый взнос 30%. Въезжаешь в квартиру не по социальной норме, а в такую, которая тебе нравится. Молодая семья на перспективу рождения ребенка может и двухкомнатную попросить. И далее 5 лет она расплачивается за эту квартиру, не снимаясь с очереди, пока не получит свидетельство на право собственности. Этим вариантом воспользовались уже более 300 семей.
К.Р.: Северо-Западный округ одним из первых создал в городе Центр по работе с молодежью в плане решения их жилищных проблем. Расскажите, каковы его задачи?
Ю.М.:
Центр расположен в районе «Сокол». Его учредителями стали префектуры Северо-Западного и Северного округов. Он помогает нам лучше узнать проблемы молодежи. Недавно на его базе был создан межрайонный молодежный кооператив. В него могут войти семьи, которые не являются очередниками. Если люди живут в условиях, не позволяющих им получить социальное жилье, это не значит, что власти не должны им помогать. Фактически участники кооператива будут сами инвестировать средства в свое будущее жилье. Префектура может помочь в подборе застройщиков, не обремененной дополнительными затратами площадки под строительство. Сейчас как раз такой поиск идет.


О нашем собеседнике:

Юрий Александрович Марков родился в 1947 году. Имеет два высших образования: техническое – инженер-конструктор, гуманитарное – политолог. Авиационной промышленности отдал более 22 лет. Затем работал в органах исполнительной власти Москвы. Работал заместителем председателя Тушинского райисполкома, на руководящих должностях в партийных органах, в Госстрое России, в Фонде имущества Москвы.
В ноябре 1999 года назначен начальником Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в Северо-Западном административном округе.
Имеет правительственные награды. Из 39 лет трудового стажа 37 лет работал на территории Тушина. Женат, имеет взрослую дочь и маленькую внучку. Предпочитает активный отдых, на своем садовом участке все строительные работы делает своими руками.

Беседовали Галина Герасимова, Олег Михеев

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация