23:30:44
11 апреля 2021 г.

Льготников разделили на «старых» и «новых»

Жилищные программыДепартамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы выпустил информационное письмо «О жилищных льготах по медицинским показаниям». О том, каков существующий порядок предоставления жилья тяжелобольным москвичам-инвалидам и ветеранам, рассказывает начальник отдела формирования жилищных программ департамента Евгений Евстигнеев.

– В письме отразились серьезные изменения, которые произошли в федеральном и городском законодательстве: действует новый Жилищный кодекс РФ, принят и работает городской закон № 29 от 14.06.2006 года «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения». Хочу особо отметить: никаких нововведений, которые исходили бы от Департамента жилищной политики, в письме нет. А написано оно исключительно для того, чтобы систематизировать новые положения законодательства, помочь сотрудникам окружных управлений и москвичам разобраться в них, тем более что в документах есть разночтения.

Кому положена дополнительная площадь

После вступления в силу нового ЖК РФ очередь четко разделилась на «старых» и «новых» очередников, причем это коснулось всех граждан, принятых на жилищный учет. Так продиктовало новое федеральное законодательство.

Однако, на наш взгляд, изменения в федеральном законодательстве, которые должны защищать права инвалидов, не всегда достигают цели. С 1 января 2005 года федеральным законодательством (закон № 122 от 22.08.2004 года) изменены правила предоставления жилья инвалидам, ветеранам и семьям, имеющим детей-инвалидов. Так, если в статье 36 ЖК РСФСР было сказано, что тяжелобольные граждане имеют право на первоочередное получение жилья, то, согласно новому ЖК РФ, ветераны и инвалиды, вставшие на жилищный учет с 1 марта 2005 года, не имеют такого права. Это записано в федеральных законах № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в редакции от 31.12.2005 года) и № 5 «О ветеранах» (в редакции от 19.12.2005 года). Теперь эти граждане должны стоять в общей очереди. (Хочу сразу успокоить «старых» очередников, принятых на учет до 1 марта 2005 года. Как уже не раз говорилось, никакого пересмотра льгот не будет; инвалиды, ветераны и семьи, имеющие детей-инвалидов, сохраняют имеющееся у них первоочередное право на получение жилья.)

У инвалидов, которые встали на учет, к примеру, 28 февраля 2005 года, и тех, кто стал очередником 2 марта того же года, по федеральному законодательству фактически разные права. «Новый» очередник, как уже сказано, будет ожидать получения бесплатного жилья на общих основаниях. У него только одна льгота: право на дополнительную площадь при получении жилья. Об этом говорится в постановлении правительства РФ № 817 от 21.12.2004 года, утвердившем перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь. Причем это право распространяется как на «старых», так и на «новых» очередников.

Среди перечисленных заболеваний – активные формы туберкулеза всех органов и систем, проказа, множественные поражения кожи с обильными выделениями и другие. Сразу хочу предупредить, что здесь речь идет только о бесплатном жилье, которое инвалидам дают по договору социального найма. Если же инвалид, вставший на учет до 1 марта 2005 года, захочет купить по льготным ценам жилье у города с рассрочкой платежа или по программе социальной ипотеки, правом на дополнительную площадь он воспользоваться уже не сможет.

Про нормы и цены

Одновременно федеральный законодатель существенно изменил порядок предоставления жилья «старым» очередникам (инвалидам, ветеранам и семьям, имеющим детей-инвалидов), принятым на учет до вступления в силу ЖК РФ. За квартиры, которые они получают, теперь должен заплатить федеральный бюджет. Но тут много вопросов. В федеральных законах № 181 и № 5 записано следующее: за счет средств бюджета финансируется предоставление жилья лишь самому ветерану или инвалиду (но не членам его семьи), причем строго по нормам предоставления (18 кв. метров на льготника) и по цене, установленной Минрегионом РФ (для Москвы в третьем квартале 2006 года она составляла 29 600 руб. за кв. метр).

На мой взгляд, эти положения федерального законодательства нельзя назвать социально ориентированными. Они мало соответствуют обычному бытовому пониманию сути помощи государства социально незащищенным категориям граждан. Не случайно мэр Москвы Ю.М. Лужков в недавнем своем обращении на имя председателя правительства РФ М.Е. Фрадкова подчеркнул: «Положения федерального законодательства, предусматривающие помощь федерального бюджета только самому гражданину – носителю льготы, но не членам его семьи, в т.ч. иждивенцам, не могут быть реализованы на практике без значительного ущемления прав гражданина. Улучшение жилищных условий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в отрыве от улучшения жилищных условий членов семей этих граждан фактически понуждает органы власти субъектов Российской Федерации на разделение семей и снижение реального уровня социальной защиты указанных льготных категорий граждан».

К сожалению, ответа на это обращение мэра пока нет…

Меньше одного процента

Предложенная федеральным законодателем схема обеспечения жильем инвалидов, ветеранов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет до 1 марта 2005 года, выглядит достаточно запутанной даже для специалистов. И если бы она была просто запутанной – это было бы еще полбеды. Основная проблема состоит в том, что эта федеральная субсидия в Москве составляет 532 800 руб. (18 х 29 600) или менее $20 000 на всю семью льготника. Какое жилье инвалид может купить на эти деньги в Москве?

Сегодня в столице как самому льготнику, так и членам его семьи бесплатно предоставляются квартиры, построенные на деньги городского бюджета с последующим возмещением из федерального бюджета части затраченных средств.

Во что это обходится городу? Возьмем такой пример. Семье инвалида положена двухкомнатная квартира площадью 56 кв. метров. Затраты на строительство одного кв. метра за счет средств городского бюджета – около 30 тыс. рублей. Умножаем на 56 кв. метров и получаем цену квартиры – 1 680 тыс. рублей. За 18 кв. метров городу возмещаются деньги (540 тыс. руб.) из федерального бюджета, а оставшаяся часть стоимости жилья (1 140 тыс. руб.) финансируется из бюджета столицы. И на эту сумму мы выставляем счет федеральным властям. В прошлом году, обеспечивая квартирами ветеранов и инвалидов, город затратил 3 млрд. руб., а из федерального бюджета было получено лишь 26 млн. руб. или менее одного процента…

Не только Москва, но и другие регионы, например, Московская область, выступают с предложениями финансировать не одного льготника, а всю семью. И при этом изменить нормы: 33 кв. метра – на одного человека, 42 кв. метра – на двоих, а на троих и более человек – по 18 кв. метров на каждого члена семьи. К сожалению, пока подобные законопроекты остаются не более чем проектами.

Из коммуналок – вне очереди

Согласно новому ЖК РФ, есть только две учетных категории: граждане, которые ожидают получения бесплатного жилья на общих основаниях, и граждане, имеющие внеочередное право на бесплатное получение жилого помещения по договору социального найма. Вне очереди могут получить жилье, помимо детей-сирот и граждан, которые живут в помещениях, непригодных к проживанию и не подлежащих ремонту, также тяжелобольные, страдающие тяжелой формой хронического заболевания. Но в статье 51 ЖК РФ есть оговорка: если совместное проживание с таким больным в одной квартире невозможно. Перечень заболеваний указан в постановлении правительства РФ № 378 от 16.06.2006 года. Московский городской закон № 29 уточнил: право на внеочередное получение жилья имеют тяжелобольные, вставшие на жилищный учет после 1 марта 2005 года и проживающие в коммунальной квартире. У этих граждан также есть и право на дополнительную площадь.

И последнее. Сейчас сложилась ситуация, когда действуют одновременно два документа (перечни заболеваний, утвержденные постановлениями правительства РФ № 817 и № 378). Они предоставляют тяжелобольным право на дополнительную площадь при получении жилья по договору социального найма. Но вот парадокс: списки заболеваний в них разные, а порядок одновременного применения двух документов пока не определен. Хотелось бы получить на сей счет разъяснения федеральных органов власти.

Людмила Петрова

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация