Общественная приемная открыта для всех
Очередь на улучшение жилищных условий в столице, похоже, не исчезнет никогда. Десятки тысяч москвичей ждут, когда им выделят законные квадратные метры. Эти ожидания растягиваются на многие годы. А что делать, если уже невмоготу? Если в квартире мал-мала меньше и повернуться негде, а денег на приобретение жилья нет и не будет? А что делать, если при переселении вы категорически отказываетесь ехать на другую сторону столицы, и на то есть веские основания?
В Южном округе, где свыше 31 тысячи семей очередников, специально для людей, которые не могут найти ответы на животрепещущие вопросы, открыта общественная приемная при Управлении Департамента жилищной политики и жилищного фонда в ЮАО.
Каждый день специалисты Управления ведут прием горожан, которые могут получить исчерпывающие консультации, и, возможно, решить свои проблемы. Чтобы поближе узнать, с чем приходят «южане», мы побывали на приеме у заместителя начальника управления Игоря ШАБОЛДИНА.
«Общественная приемная» находится на первом этаже по Болотниковской улице, 8, к. 2. Рядом с ней разместилась служба «одного окна».
На часах без пятнадцати три пополудни. В коридоре возле стенда с образцами заявлений толпятся люди. Кто-то за столиками мучительно выводит слова в письме-жалобе, кто-то заполняет заявление, в надежде когда-нибудь разъехаться с многочисленными родственниками.
На столе Игоря Николаевича три толстых папки: столько людей должно прийти на прием. За внушительными томами «учетных дел» стоят такие разные судьбы.
«Болезнь обостряется, жизнь становится тяжелее»
Первой на прием пришла женщина бальзаковского возраста. По ней было видно, что она вот-вот расплачется.
– Плакать я могу сколько угодно, – переходя на фальцет, начала свой рассказ женщина. – Стою на очереди с декабря 2002 года по состоянию здоровья. Наблюдаюсь у невропатолога. Живу в квартире с мужем и двумя сыновьями. С каждым днем жизнь становится тяжелее, болезнь обостряется. Что мне делать? Да и хочется, чтобы у сыновей все наладилось…
К таким людям нужен чуткий подход. Был в судьбе у Игоря Николаевича, в прошлом военного, начальник отдела кадров, который никогда не говорил «нет». Вот он-то и научил будущего жилищника лояльно подходить к проблемам людей.
– Решение вашего вопроса возможно с помощью приобретения жилья с рассрочкой платежа. Чтобы вы понимали, – обратился к посетительнице, не скрывающей своих слез, Шабалдин, – существует законодательство и по данному вопросу. Мы обеспечиваем приоритетно тех очередников, которые включены в план на текущий год. К сожалению, вы не попали в него.
– Знаете, нам бабушки могут с денежками помочь. А можно как-то ускорить этот процесс? А мне бы субсидию оформить? – настаивала женщина.
– Поймите, что по действующему законодательству льготные, как ваша, категории граждан, могут претендовать на субсидию, простояв в очереди не менее 5 лет, – терпеливо объяснял жилищник. – Хотя возможно и такое развитие событий. У вас есть два сына. Один 1975 года рождения. Если он создаст семью, то предложим ему вступить в программу «Молодой семье – доступное жилье». Сына, конечно, не следует насильно женить. Как только что-то будет подходящее для вас, мы вам поможем. В течение месяца дадим ответ.
– Я понимаю… Спасибо.
Комментарий:
– Эта семья живет в трехкомнатной квартире: около 60 метров, – рассказал Шабалдин. – Но с учетом того, что две комнаты смежные (получается, что у взрослых людей нет изолированного помещения), эта женщина по состоянию здоровья имеет право на дополнительную площадь. С учетом этого ее поставили в очередь на улучшение жилищных условий, но это произошло в 2002 году. Срок небольшой, поэтому пока она не может получить жилье на приоритетных основаниях. Бывают такие случаи, когда у людей совсем безвыходные положения. В этой ситуации пока мы не можем чем-то помочь.
Помогите разъехаться: дед бьет внуков!
Худенькая молодая женщина с голубыми глазами, полными безысходности и усталости, присела за стол общественной приемной. Она не первый раз обращается сюда…
Мать двоих детей не может ужиться с родителями-пенсионерами в двухкомнатной квартире со смежными комнатами. Пожилая хозяйка квартиры с трудным характером, наблюдается у психотерапевта. Хозяин не так давно вернулся из мест не столь отдаленных и вовсе не жалует свою взрослую дочь, а особенно внуков. По словам женщины, ее отец и с ножом на них бросался, и газом пытался отравить, и квартиру поджигал. Ситуация, как говорится, нарочно не придумаешь. Просто страшно становится за детей.
– Мне уже предлагали приобрести квартиру с рассрочкой платежа, – говорит посетительница. – А разве это можно сделать при зарплате 4200 рублей и двумя детьми на руках?! Они не только кушать хотят, но и одеваться.
Измотанная невзгодами женщина обращалась уже и в прокуратуру, и в милицию, но так и не смогла найти управу на родного отца. А тут еще одно обстоятельство, которое заставило в очередной раз прийти в общественную приемную. Ее мать забирает из психоневрологического диспансера свою престарелую сестру и ее собаку, чтобы за ними ухаживать.
– Терпению приходит конец! Когда все это началось, моему младшему сыну было четыре года, а сейчас дети выросли, и я не знаю, чем вся эта история завершится. Я просто боюсь там жить. Переселите нас хоть куда-нибудь!! – чуть ли не кричит отчаявшаяся женщина.
– В силу сложившихся обстоятельств вас устроило бы трудно заселяемое жилье?
– Да куда угодно!
– Вы работаете в Дирекции единого заказчика района Царицыно. Предлагали ли вам жилплощадь в субаренду?
– Мне сказали, что субаренды больше не существует.
– Это не так. Каждой управе для этих целей выделяется ежегодно по 50 кв. м жилья. Мы разберемся.
Сказав это, Игорь Николаевич тут же по телефону стал выяснять информацию о свободных квартирах, предоставляемых работникам коммунального хозяйства. Выяснилось, что в ДЕЗ Царицыно жилплощадь по плану этого года не выделена.
– Но вы не расстраивайтесь! Мы подключим главу управы района, чтобы помог. Либо, как только освободится какая-нибудь квартира, мы вас временно переселим туда без снятия с учета на улучшение жилищных условий. А вы сейчас напишите заявление, в котором подробно опишите всю свою историю и особенно укажите отягчающие обстоятельства последнего времени: про сестру матери и так далее.
Комментарий:
– В этой семье очень тяжелая ситуация. Безусловно, женщине требуется помощь и поддержка, пускай даже в качестве исключения, – прокомментировал Шабалдин. – Ее судьбу будет решать общественная жилищная комиссия Южного административного округа. Скорее всего, сначала мы подыщем временную жилплощадь, так называемую трудно заселяемую квартиру, где иногда не бывает ванной, или квартира расположена на первом этаже, или кухня меньше 5 метров.
Переселенцы и очередники не хотят въезжать в такое жилье. Это и понятно. А вот у тех, кто оказывается в подобных ситуациях, и жизнь припирает к стенке, выбора зачастую не бывает. Тут следует подумать о детях. Им будет гораздо спокойнее жить вместе с матерью и подальше от такого дедушки.
К нам приходят разные люди, поэтому нужны и разные подходы к их проблемам. Не так давно к нам обращалась женщина, в жизни которой была своя трагедия. У нее была комната – 17 кв. м в коммунальной квартире. Вместе с ней жили двое взрослых детей: сын и дочь, да еще бывший муж. А в соседней комнате – сосед, который находился на лечении в психдиспансере. После возвращения он начал домогаться несовершеннолетней дочери своей соседки. Когда эта женщина обратилась к нам, нужно было оперативно принимать решение.
Вопрос был доложен начальнику управления Людмиле Ивановне Кофановой и после рассмотрения на жилищной комиссии был решен положительно. Женщину с детьми временно переселили в маломерную однокомнатную квартиру, не снимая с очереди. Люди будут жить спокойно и ждать, когда подойдет их очередь на нормальное жилье.
Семеро по лавкам
Потом в кабинет вошла энергичная брюнетка с короткой стрижкой. Она рассказала, что в трехкомнатной квартире со смежными комнатами живут всемером: они с мужем, двое их детей, родители, и брат мужа. Стояли на очереди в жилищно-строительный кооператив с 1993 года. Так случилось, что «коммерческая очередь» сама по себе испарилась вместе с ЖСК. В 1999 году по состоянию здоровья родителей их перевели на так называемую социальную очередь на квартиру.
– Получается, что мы больше десяти лет стоим на очереди. Хотела бы узнать, как нам можно все-таки улучшить жилищные условия?
– В вашей ситуации следует вести отсчет с момента постановки на «социальный наем», – сказал Игорь Николаевич. – Можно пойти по пути приобретения квартиры с рассрочкой платежа. Если вы на это дадите принципиальное согласие, и вас поддержит все та же жилищная комиссия, тогда вам нужно будет посетить Центр арендного жилья, чтобы познакомиться с условиями этой программы. Если вкратце говорить, то первоначально вы должны будете внести 30 процентов от стоимости квартиры. Рассчитаться должны в течение 5 лет. Стоимость квадратного метра 400-600 условных единиц, причем, цена фиксируется.
– А возможно ли нам получить субсидию?
– По закону субсидия предлагается очередникам в зависимости от года постановки на учет. От этого же будет зависеть сумма субсидии. Простояли 15 лет в общей очереди – получите 90 процентов. А если, как у вас – по инвалидности, тогда нужно простоять 7 лет по льготной очереди. Но для вас этот вариант не подходит: слишком мало времени прошло. Сами поймите, у нас есть люди, которые состоят на учете с 1983 года. Есть такие, которые ни разу не приходили к нам с вопросом: «Когда же дадите квартиру?» Понятно, что все люди разные и обстоятельства разные. Так что если вы не хотите ждать, то продумайте предложенный мною вариант.
– Спасибо, мы подумаем.
Вместо комментария:
– Многим людям, которые приходят к нам на прием, мы открываем глаза на разные жилищные варианты, – рассказал Игорь Николаевич. – Горожане мало знают о городских жилищных программах. Москвичам следует вступать в программы по приобретению квартир с рассрочкой платежа или получать квартиры по субсидиям. В последнее время все более популярной становится программа «Молодой семье – доступное жилье». Мне кажется, что все идет к тому, что бесплатного жилья в будущем не будет вообще. Поэтому следует уже сегодня задумываться о завтрашнем дне.
«Общественная приемная» работает в округе с конца 1999 года. За это время сотни людей получили здесь реальную помощь. Мне кажется, что многие приходят к нам, как к врачам: выслушаешь их, людям становится легче. Хотя бывают и такие, кто с помощью нас пытается поживиться. Есть такие, кто шантажирует детьми-инвалидами, престарелыми родителями. Но как бы там ни было, все, кто приходят к нам, получают квалифицированную помощь.