23:30:44
11 апреля 2021 г.

Учесть все горести, болезни, нужды…

Жилищные программы4 февраля Мосгордума приняла в первом чтении законопроект «О приоритетах в предоставлении жилых помещений и безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилых помещений в 2004 году». 24 марта законопроект после доработки с учетом поправок редактора и парламентариев был принят во втором чтении.В проекте закона о приоритетах изменяется подход к их формированию. Квартиры будут предоставляться москвичам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, в зависимости от даты постановки на учет. В связи с этим, в законопроекте, представленном на первое чтение, были указаны даты и конкретные сроки постановки на учет категорий горожан, которые смогут получить квартиры в этом году. В документе, представленном на второе чтение, сроки и даты не указаны, так как решено, что в законе их быть не должно. Они перенесены в постановление правительства города. 21 апреля, когда газета готовилась к выходу в свет, должно было пройти третье чтение проекта закона о приоритетах. Так как наша газета была сдана в типографию до этого момента, мы, к сожалению, не успеваем вам рассказать о дальнейшей судьбе этого документа. Но в следующем номере обязательно сообщим.
Сегодня же мы публикуем два мнения – депутата Государственной Думы Галины Хованской и первого заместителя руководителя Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы Эдуарда Якушенко – о том, какой закон о приоритетах нужен городу.
Галина ХОВАНСКАЯ, депутат Государственной Думы: отрицательные социальные последствия не заставят себя ждать
Итак, главным критерием стала дата постановки на учет. В этом, 2004 году улучшить свои жилищные условия могут внеочередники, принятые на учет до 1 января 1996 года, первоочередники, вставшие в очередь до 1 июля 1987 года (для Зеленоградского административного округа – до 1 января 1995 года). А также инвалиды Великой Отечественной войны 1 группы (как внеочередники) и ветераны войны (как первоочередники), вставшие на учет до 1 июля 2001 года. Получается, что внеочередники должны ждать теперь 7 лет, а первоочередники – 15 лет.
Нарушены федеральные законы
Безусловно, это утверждение новой концепции. А между тем, документ грубо нарушает сразу несколько федеральных законов. В законопроекте не защищены права тяжелобольных туберкулезом в открытой форме. Федеральным законом «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» (№77-ФЗ от 18. 06. 2001 года) для них установлен срок получения жилья в пределах года со дня постановки на учет. Даже с поправками, сделанными в документе, теперь больные туберкулезом в открытой форме должны ждать 7 лет, чтобы улучшить свои жилищные условия.
Ущемлены права чернобыльцев, страдающих лучевой болезнью. По федеральному закону «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (№ 1244-1 от 15. 05. 1991 года) они должны быть обеспечены жильем в течение трех месяцев. В законопроекте же определен срок – 7 лет. Также по закону есть внеочередное право у семей граждан, погибших от лучевой болезни. И это имеет отношение к Чернобылю.
Когда комиссия Мосгордумы по жилищной политике ознакомилась с проектом закона, то решила направить свой вариант документа о приоритетах на 2004 год. И это повлияло в некоторой степени на первоначальный вариант документа. В законопроекте, представленном затем для обсуждения депутатам, была сделана некоторая подвижка: право на первоочередное предоставление жилья получили те, кто был принят на учет до 1 июля 1987 года (ранее было до 1 января 1986 года). Теперь человек должен ждать квартиры не 17, а 15 лет. Но что это значит – 15 лет ждать улучшения жилищных условий? Как известно, в плохих условиях тяжело больные люди долго не живут. Для людей, страдающих тяжелейшими заболеваниями (эти болезни перечислены в известных документах Минздрава, НКВД) улучшение жилищных условий – это вопрос жизни или смерти. 15 лет – слишком долгий для них срок. Вряд ли они смогут дождаться переселения в новые квартиры.
Хочу напомнить, что в Москве встать на учет на улучшение жилищных условий может человек, который прожил в городе не менее 10 лет. Этот временной ограничитель существовал всегда. Больной человек мог получить квартиру, простояв в очереди 5 лет, если жил в отдельной квартире, и 3 года, если жил в коммуналке. Если же в семье было два тяжело больных человека, то срок сокращался до 4 лет. Так было указано в наших документах. Это было правильно, нормально, гуманно. При любом самом жестком радикальном рыночно ориентированном правительстве эта категория людей будет обеспечиваться жильем. Сейчас же, так записано в новом документе, они будут стоять в очереди значительно дольше.
Где жить семь лет без жилья?
В законопроекте нарушаются права военнослужащих, уволенных с военной службы. У них срок обеспечения жильем тоже определен законом. Правда, для инвалидов Великой Отечественной войны 1 группы сделаны послабления. Но даже это послабление противоречит федеральному закону «О ветеранах» (статья 14), закону города Москвы №67 от 27. 13. 2002 года. У инвалидов Великой Отечественной войны 1 группы есть внеочередное право. Это значит – вне всякой очереди, вне приоритетов, вне сроков постановки на учет. Как записано в Жилищном кодексе РФ (статья 37), внеочередная категория нуждающихся в улучшении жилищных условий обеспечивается в конкретные сроки вне очереди, в основном в течение года. Сначала необходимо обеспечить внеочередников, потом первоочередников, а затем уже всех остальных. Такая система зафиксирована на федеральном уровне. А по новому законопроекту в 2004 году должны получить квартиры внеочередники, которые встали на учет до 1 января 1996 года. Им надо простоять в очереди 7 лет. И это внеочередникам.
Помимо туберкулезников, чернобыльцев, получивших инвалидность вследствие работ по ликвидации Чернобыльской АЭС, к этой же категории относятся и дети-сироты. Их должны обеспечить жильем в этом году, если они встали на учет до 1 января 1996 года. Значит, любому молодому человеку, который вышел из детского дома, могут сказать: «Живи 7 лет, где хочешь. У нас такие сроки записаны в документе». А где он должен жить эти 7 лет? Куда ему пойти? Нарушена еще одна норма закона о дополнительных гарантиях детям, оставшимся без попечения родителей. То же касается и детей-инвалидов, пребывающих в стационарных учреждениях, если программа реабилитации предусматривает возможность самостоятельно жить. У них должно быть право внеочередного получения жилья.
А что делать гражданам, утратившим единственное жилое помещение в связи с чрезвычайной ситуацией? Они должны жить на улице, пополнять ряды бомжей? Ответа в документе нет.
Все хуже и хуже…
По новому положению реабилитированные лица и члены их семей, желающие вернуться на прежнее место жительства или нуждающиеся в улучшении жилищных условий, должны теперь ждать 15 лет. В предыдущем законе они могли получить жилье через 8 лет, и этот срок был слишком большой для них. И мы были согласны его уменьшить, потому что это были старые люди. Когда-то государство лишило их всего, многие годы они провели в тюрьмах и ссылках, потеряли здоровье. И теперь в конце жизни хотят вернуться в родные места. Но им предлагают ждать этого счастливого часа еще 15 лет. Доживут ли они? Здесь тоже нарушен закон РФ №1761-1 от 18. 10. 1991 года «О реабилитации жертв политических репрессий» (статьи 13, 16).
Нарушены также законы, касающиеся обеспечения жильем участковых милиционеров, которые имеют право в течение 6 месяцев получить квартиру, работников прокуратуры, суда и т. д. Все это предусматривалось в предыдущем законе. Было записано «И иные категории граждан, которые имеют право внеочередного обеспечения жильем». Обеспечивались жильем и родители ВИЧ-инфицированных детей. Они попадали в категорию людей с тяжелыми заболеваниями.
Во всех наших законах всегда учитывалось, в каких условиях живет семья, то есть тяжесть жилищных условий. В первую очередь жилье получали те, у кого было меньше 10 квадратных метров общей площади на человека в отдельной квартире и меньше 15 квадратных метров общей площади на человека в квартирах коммунального заселения. Ни для кого не секрет, что многие семьи стоят в очереди, имея по 17 квадратных метров общей площади на человека при норме предоставления 18. Им предлагают переехать в Южное Бутово, но они ехать туда не хотят. Они никогда не согласятся получить квартиру, где площадь будет на несколько метров больше, но при этом потерять обжитой район. Поэтому мы квартиры предоставляли тем, кто находился в самых тяжелых условиях.
Еще одно грубое нарушение. Разные условия предлагаются для обеспечения жильем людей, живущих в девяти префектурах Москвы и в Зеленограде (см. начало статьи. Прим. ред.). Если Зеленоград считается одним из районов Москвы, то у всех жителей города должны быть равные условия. И ссылка на то, что в Зеленограде нет таких очередников, не дает им преимущества.
Не стоит забывать, что не обеспечены жильем еще 2500 семей – те, кто должен был получить квартиры в прошлом году.
Ухудшается положение москвичей, которые претендуют на субсидии. Для льготников срок увеличен с 4 до 5 лет, а для тех, кто стоит в общей очереди – с 9 до 10 лет. При этом речь идет об оптимизации процесса: сколько за квартиру платит сама семья, а сколько оплачивает город. Реально эта поправка ухудшает пропорцию: чем дольше стоит человек в очереди, тем больше субсидия. В этом случае город берет на себя большую нагрузку.
В новом варианте законопроекта выброшена норма, учитывающая срок нахождения в общей очереди человека, который заболел и перешел в льготную очередь, получив право на первоочередное улучшение жилищных условий.
Еще одна категория москвичей оказалась ущемленной – многодетные семьи, в том числе с четырьмя детьми. Сначала эта категория получала квартиры через год, потом через два года, а сейчас будет получать через 15 лет. Сколько будет самому младшему ребенку, когда до этой семьи дойдет очередь? 16 лет. После этого семья будет переведена на общую очередь. При таких сроках обеспечения первоочередников в общую очередь перейдут и семьи, где растут близнецы.
Хочу сказать о кадровых врачах, учителях, которых раньше ставили на учет по месту работы. В предыдущем законе о приоритетах, который действовал до 1 января 2004 года, стаж нахождения в кадровой очереди учитывался. О ком идет речь? О тех работниках бюджетной сферы, кто до 1998 года, когда изменились нормы постановки на учет, жили в плохих квартирах, но у них приходилось на человека по 5,1 квадратного метра жилой площади. Их ставили в очередь по месту работы. К тому времени каждый из них уже проработал 15 лет. С 1998 года по 2003 прошло еще пять лет. На сегодняшний день эти люди по 20 и более лет отработали в школах и больницах, на них город держится. Какие заработки в бюджетных организациях, мы все знаем. Поэтому улучшить им жилищные условия – серьезное поощрение. Но теперь их стаж нахождения в профессиональной очереди учитываться не будет.
Была у нас одна московская льготная категория – долгожители квартир коммунального заселения. С большими ограничениями включали в приоритеты тех из них, кто имел инвалидность, жил в непригодных помещениях, был ветераном войны. Это были долгожители, которые свыше 40 лет, а иногда по 50 и 60, фактически всю жизнь прожили в коммуналках. Для них срок обеспечения жильем был один год. Коммуналки расселялись за счет переселения долгожителей. Теперь у них отобрали надежду выбраться из коммунальных квартир. В документе написано, что получают квартиры те, кто встал на учет до 1 января 1988 года. А эта категория возникла в 1988 году, до этого ее просто не было. О каком же равенстве перед законом идет речь? Долгожители коммуналок остались за бортом. Отрицательные социальные последствия таких документов не заставят себя ждать.
Эдуард ЯКУШЕНКО, первый заместитель руководителя Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы: дата постановки на учет – главный критерий
В нашем законопроекте дана новая концепция: обеспечивать жильем в этом, 2004 году горожан в порядке очереди. Главный критерий – год постановки на учет на улучшение жилищных условий. 400,9 тысячи квадратных метров общей площади выделено для очередников, около 9 тысяч семей смогут переехать в этом году в новые квартиры. К сожалению, обеспечить всех очередников невозможно, поэтому приходится принимать закон о приоритетах.
Как говорят, новое – это хорошо забытое старое. Еще в 1998 году, когда принимали первые приоритеты, мы выдвигали концепцию обеспечения жильем в порядке очередности, исходя из времени принятия на учет и предъявления документа о праве на льготу. Так установлено в статье 33 Жилищного кодекса РСФСР. Действующие до 2004 года приоритеты ущемляли права граждан, состоящих на учете на общих основаниях, то есть не имеющих льгот и получавших жилье по остаточному принципу. Они ждали улучшения жилищных условий по 20 и более лет. Получалось, что имеющиеся у города ресурсы жилья расходовались в основном на семьи, у которых были льготы.
Мы не нарушали федеральных норм
В наш адрес несправедливо брошено обвинение, что в проекте закона грубо нарушены федеральные законы. Федеральный закон, обязывающий предоставлять жилье тяжело больным туберкулезом в открытой форме в течение года, вышел в 2001 году. В новом законопроекте мы и прописали в приложении 1 право тяжело больных туберкулезом на внеочередное обеспечение жилой площадью. Но отдельно мы не выделяли категорию больных, у которых отрытая форма болезни с выделением туберкулезной палочки. На ближайшее время наметили провести анализ и выяснить, сколько стоит в очереди таких больных.
Во внеочередном списке также значатся и чернобыльцы, страдающие лучевой болезнью. В федеральном законе написано, что им должны предоставлять квартиры в течение трех месяцев. Мы всегда им предоставляли жилье и будем предоставлять, но при условии, что федеральный бюджет это профинансирует, как и предусмотрено законом. К сожалению, эти расходы федеральное правительство городу не компенсирует. И между тем, эта категория включена в первое приложение, то есть имеет право внеочередного улучшения жилищных условий. Если посмотреть по графику, в этом году будут обеспечены те из них, кто встал в очередь в 1996 году. Но когда проанализируем очередь, постараемся, чтобы чернобыльцы быстрее получали жилье.
От комиссии по жилищной политике Мосгордумы официально мы никаких вариантов законопроекта о приоритетах не получали. А то, что нам довелось увидеть – повторение предыдущего: опять идет субъективная выборка отдельных категорий.
Опираясь на Жилищный и Гражданский кодексы, мы сделали законопроект о приоритетах более логичным. У очередников, когда вывесят списки, будет возможность самим проследить, как движется их очередь. Разумеется, здесь надо учитывать потребности очередников в площади и возможности строителей. Одной семье нужна трехкомнатная квартира, другой – двухкомнатная или однокомнатная. Нам надо определиться, какие наборы квартир строить. Сегодня в основном нужны одно– и двухкомнатные квартиры. Но для того, чтобы сделать заказ строителям на будущее, прогнозировать, надо знать состав очереди. Этим и предстоит заняться.
В настоящее время ведется учет граждан по 63 категориям. Из них 15 категорий имеют право на внеочередное обеспечение жильем, 41 категория – на первоочередное обеспечение. Остальные категории – очередники на общих основаниях. Возможно, надо сократить количество делений, категорий, сделать очередь более «понятной». К примеру, многодетные семьи подразделяются на три категории: тех, у кого трое детей, четверо, пятеро и более Хотя по закону многодетной считается семья с тремя детьми. Очень много льготников, которые имеют по 2-3 документа, дающие право на первоочередное получение жилья и на дополнительную площадь.
Мы не можем обещать, как это было в предыдущих приоритетах, что семья, где два инвалида, получит квартиру, например, через четыре года. Это нереально. Ресурсы ограничены, невозможно обеспечить всех. Поэтому и решено предоставлять квартиры в порядке очереди.
Все равны перед законом
Что касается военнослужащих, которых необходимо в течение трех месяцев после постановки на учет обеспечить жильем, то это положение из старого закона. Сейчас в законе о статусе военнослужащих записано, что обеспечение жильем идет за счет федерального бюджета, так как действует федеральная программа жилищных сертификатов. Мы ставим на учет военнослужащих, уволенных из армии, в соответствии с законом. И обязаны это делать, потому что тогда у них есть возможность получить жилищный сертификат. Таких семей в городе 870. Раньше мы не могли предоставлять им квартиры, средств не хватало. 200 семей бывших военнослужащих стоят в очереди, но не имеют сертификаты. В прошлом году Министерство финансов выдало на Москву всего чуть более 40 сертификатов.
Инвалиды Великой Отечественной войны I группы также имеют внеочередное право на предоставление жилья. Будут обеспечиваться те из них, кто встал на очередь до января 2002 года. Но здесь надо сказать, что некоторые инвалиды льготу используют и вторично. К 55-летию Праздника Победы мы обеспечили всех, а через пять лет некоторые пришли к нам повторно.
Детям-сиротам мы даем жилье по договору безвозмездного пользования на 5 лет. Они идут отдельной статьей. За три года 1 тысяча детей-сирот получила квартиры. В этом году 471 человек из этой категории будет обеспечен жильем.
300 семей реабилитированных граждан стоят в очереди. Раньше через 8 лет нахождения в очереди получали жилье те реабилитированные, кто возвращался в Москву. Прокуратура обратила наше внимание на то, что и те реабилитированные, кто приезжает в столицу из других мест, и реабилитированные москвичи, находящиеся в очереди, имеют равные права. А в предыдущих приоритетах преимущество было у тех, кто возвращался в Москву. В новом законопроекте вернулись к тому, что требует закон.
Мы составили таблицу, где сравнили, какие категории льготников были включены в прежние и какие – в нынешние приоритеты. В прежних приоритетах право внеочередного предоставления жилья не имели родители, дети которых были ВИЧ-инфицированными, граждане, уволенные с военной службы, судьи, прокурорские работники, участковые инспектора милиции, хотя закон требовал этого. Там была сделана запись: что жилье предоставляется вне очереди «и иным, указанным в законе». Мы всегда делали ссылку на эти слова. А сейчас перечислили в приложении все категории. У первоочередников полностью совпали только пять категорий. Остальные были сделаны выборочно. Причем, это ничем не обосновывалось.
У всех льготных категорий одинаковые права. Кто сказал, что семья, где два инвалида, должна получить жилье в течение двух лет? А семья инвалида-колясочника через шесть лет? У них равные права. Учитывается только дата постановки на учет и дата возникновения льготы. Есть льготники, которые сначала стояли в общей очереди, затем заболели, и их перевели в льготную очередь. Если два человека одновременно встали на очередь, то первым получит квартиру тот, у кого раньше появилась льгота. Мы по-прежнему будем учитывать время нахождения в общей очереди.
В постановлении правительства, как уже говорилось, указаны сроки обеспечения жильем граждан. Что касается Зеленограда, то указаны иные сроки, которые отличаются от других округов. В Зеленограде сложилась особая ситуация: жилье строится, но такого количества очередников, как в остальных округах, там нет. Поэтому сроки сдвинуты.
2500 семей – переходящий остаток с прошлых лет. Это люди, которым новые квартиры предлагались, но они отказались переезжать по разным причинам. Посмотрим цифры. 1,5 тысячи семей – это очередники 1982-1983 годов. Из них имеют льготы на первоочередное обеспечение 220 семей. Эти семьи отказались переезжать в новый для себя район. Они предпочли остаться жить в старой квартире. Жилищные условия у них не такие уж плохие. Например, в двухкомнатной квартире общей площадью 45 квадратных метров осталось три человека. Снять их с очереди мы не имеем права, а сами они согласия на это не дают.
О субсидиях. За счет средств городского бюджета будет выделено 1 миллиард 120 миллионов рублей на субсидии. И здесь речь идет об оптимизации процесса. Если взять предыдущие годы, люди брали субсидии и покупали квартиры. Причем, получалось в итоге, что город платил 43 процента, а сами граждане – 57 процентов от стоимости жилья. Сейчас соотношение другое: 82 процента платит город и 18 процентов – сами горожане. Произошло это потому, что субсидию выдают по рыночной цене, составляет она 24 200 рублей за квадратный метр. Затратная стоимость строительства нашего муниципального жилья – 17 тысяч рублей за квадратный метр. Город переплачивает более 7 тысяч рублей за квадратный метр. Если бы на эти деньги строили мы, то жилья было бы больше. Но с другой стороны люди покупают то, что им нужно и где им нужно. Мы же строим, где есть возможность.
Почему мы должны брать хвост очереди?
40 процентов очередников, которые получают субсидии, покупают жилье в Подмосковье, там оно дешевле. И наши субсидии полностью оплачивают их квартиры, они не добавляют ни рубля.
Хочу пояснить позицию Департамента по обеспечению жильем многодетных семей. Почему мы должны обеспечивать семьи с пятью детьми, а не с тремя, как записано в законе? Многодетной считается семья, в которой не менее трех детей. У нас таких семей 6 480, с четырьмя детьми – 857, с пятью и более – 210 семей. Они все многодетные и равны перед законом. Но почему мы должны брать хвост очереди? 210 семей поставлены на учет в 1998-2003 годах. Они только встали, а другие стоят уже с 1982 года. Позиция Департамента – мы ставим всех в одну очередь, главный критерий – срок ожидания в очереди. В 2002 году по прежним приоритетам обеспечили жильем 364 семьи из 8600. В прошлом году получили квартиры 494 семьи из 8400. А наши предложения, если приоритеты будут приняты, в этом году обеспечить 713 многодетных семей. Приоритет дан семьям, где трое, как правило, маленьких детей, ведь постановка на учет возникла, когда родился третий ребенок.
Что касается очередников, которые стояли в кадровой очереди, а это врачи и учителя, то в приоритетах не было записано, что время нахождения в кадровой очереди учитывается. Такая запись была в законе «Об улучшении жилищных условий жителей города Москвы», где пытаются подвинуть бюджетную сферу на льготы. Мы бесплатное жилье не даем никому, кроме очередников по месту жительства. В нашем постановлении указано, что выделяется площадь Департаментам образования, здравоохранения, Комитету по культуре. Они могут приобрести жилье по договору коммерческого найма или по договору купли-продажи с рассрочкой платежа. Департаменты сами определяют, кому из кадровых сотрудников предоставлять такое жилье, мы не можем за них это делать.
В 1988 году мы сами ставили на учет группу долгожителей столицы и предлагали внести ее в приоритеты. Опосредованно тем самым решали другую задачу – программу ликвидации коммуналок. Когда посмотрели, что же получается, увидели: результат не достигает цели. Он был в два раза ниже, чем планировали, из-за того, что были введены всякие ограничения. Решили не выделять долгожителей в приоритетах, а программу ликвидации коммунальных квартир сделать отдельно и под нее получить ресурсы. Программа ликвидации коммуналок есть, постановление об этом тоже есть. Но под нее ресурсы не выделялись, а выделялись только под приоритеты. Этот вопрос будет еще рассматриваться отдельно. Сейчас нужны новые подходы к решению этой проблемы.
Одна из важных задач на сегодня – проинвентаризировать очередь, в которой стоят 196 тысяч семей, выяснить, в каких условиях они живут. И тогда принимать решение.

Светлана Амелехина

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация