Если вам предлагают переехать… Что делать? Знать свои права!
Окончание публикации. Начало в номере 13 за 2004 год.
Закон города Москвы о гарантиях города Москвы лицам, освобождающим
жилые помещения (в редакции закона города Москвы от 14.01.2004 № 1)ГЛАВА 4.
ОСВОБОЖДЕНИЕ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ, ЗАНИМАЕМЫХ ЛИЦАМИ ПО ДОГОВОРУ СОЦИАЛЬНОГО НАЙМА, НАЙМА ИЛИ АРЕНДЫ.
(название в ред. закона г. Москвы от 14. 01. 2004 № 1)
Статья 9. Освобождение жилого помещения, занимаемого гражданином по договору социального найма (в ред. закона г. Москвы от 14. 01. 2004 № 1).
Переселение граждан, занимающих жилые помещения по договору социального найма, осуществляется с их согласия путем предоставления благоустроенного жилого помещения по договору социального найма или найма (коммерческого найма) или по договору краткосрочного найма, поднайма, другим договорам в маневренном жилищном фонде на время проведения реконструкции, капитального ремонта.
Жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в виде отдельных квартир в жилищном фонде социального использования в пределах городской черты. Размер общей площади предоставляемого жилого помещения должен соответствовать социальной норме для семьи данной численности на дату принятия Решения. При этом учитываются все жилые помещения, имеющиеся у граждан и членов их семей на праве собственности, а также гражданско-правовые сделки, совершенные гражданами и членами их семей с жилыми помещениями после принятия Постановления, но не более чем за пятилетний период до принятия Решения.
Гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющим право на дополнительную площадь по состоянию здоровья, жилое помещение предоставляется по установленным законодательством нормам с учетом их права на дополнительную площадь по состоянию здоровья.
Порядок и условия предоставления жилых помещений нанимателям, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, определяются законодательством города Москвы об улучшении жилищных условий жителей города Москвы.
Нанимателю, имеющему излишнюю площадь, жилое помещение предоставляется в размере не менее установленной социальной нормы на одного человека, а нанимателю и членам его семьи, имеющим право на дополнительную площадь и фактически пользовавшимся ею, – с учетом дополнительной площади, находящейся в их пользовании.
При отказе от предоставленного жилого помещения в жилищном фонде социального использования нанимателю по соглашению сторон может быть предоставлена субсидия на приобретение жилого помещения.
Размер субсидии равен нормативной стоимости жилого помещения, предоставляемого в жилищном фонде социального использования.
В случае невозможности предоставления жилого помещения в соответствии с нормами настоящего Закона гражданам, занимающим жилые помещения по договору социального найма, может быть предоставлено жилое помещение большего размера:
– по договору социального найма при превышении нормы предоставления на семью не более чем на 9 квадратных метров общей площади;
– по договору найма (коммерческого найма) при соблюдении общих положений и превышении нормы предоставления на семью более чем на 9 квадратных метров общей площади.
Вселение нанимателей в жилое помещение после принятия Решения допускается с согласия наймодателя при условии соблюдения требований законодательства о норме площади на одного человека, за исключением случаев вселения несовершеннолетних детей.
После принятия Решения не допускаются обмен жилых помещений, изменение договора социального найма жилого помещения без согласия наймодателя.
Статья 10. Освобождение жилого помещения, занимаемого гражданином по договору найма (коммерческого найма) (название в ред. закона г. Москвы от 14. 01. 2004 № 1).
Освобождение жилого помещения, занимаемого гражданином по договору найма (коммерческого найма), осуществляется путем предоставления другого жилого помещения по договору коммерческого найма на условиях ранее заключенного договора либо по соглашению сторон. (в ред. закона г. Москвы от 14. 01. 2004 № 1)
Статья 11.Освобождение арендуемых жилых помещений.
Досрочное расторжение договоров аренды жилых помещений с юридическими лицами и освобождение жилых помещений производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации, города Москвы и договором.
ГЛАВА 5.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ВОЗМЕЩЕНИЯ (КОМПЕНСАЦИИ)
Статья 12. Сделки в отношении освобождаемого жилого помещения, занимаемого на праве собственности
После принятия Решения допускаются сделки, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в отношении освобождаемого жилого помещения. (в ред. закона г. Москвы от 14. 01. 2004 № 1)
После заключения предварительного договора допускаются сделки, если иное не предусмотрено предварительным договором. (в ред. закона г. Москвы от 14. 01. 2004 № 1)
Статья 13. Сроки освобождения жилых помещений
Лица, обладающие самостоятельным правом пользования жилыми помещениями в освобождаемом строении, уведомляются о принятом Решении письменно в течение двух недель после даты принятия Решения.
(в ред. закона г. Москвы от 14. 01. 2004 № 1)
Предварительный договор с собственником жилого помещения заключается в указанные в Решении сроки. Основной договор заключается в сроки, указанные в предварительном договоре.
Жилое помещение освобождается нанимателем не позднее чем через месяц после заключения договора найма на предоставляемое жилое помещение, собственником – в сроки, определенные в основном договоре, но не позднее чем через месяц после получения документа о праве собственности на жилое помещение либо после получения денежного возмещения (компенсации) в полном размере.
Переселение граждан в маневренный жилищный фонд для временного проживания осуществляется не позднее чем через месяц после заключения договора краткосрочного найма, поднайма, других договоров. (в ред. закона г. Москвы от 14. 01. 2004 № 1).
Статья 14. Оценка стоимости освобождаемых и получаемых собственниками в порядке натурального возмещения (компенсации) жилых помещений (название в ред. закона г. Москвы от 14. 01. 2004 № 1)
Оценка рыночной стоимости освобождаемых и получаемых собственниками в порядке натурального возмещения (компенсации) жилых помещений производится по единому стандарту оценки, утвержденному в установленном законодательством порядке, по инициативе одной из сторон профессиональными оценщиками за счет отселяющего лица. (в ред. закона г. Москвы от 14. 01. 2004 № 1).
Споры, возникающие в связи с произведенной оценкой рыночной стоимости жилого помещения, а также в связи с установленным размером возмещения (компенсации), решаются в судебном порядке.
Статья 15. Освобождение жилых помещений гражданами при производстве в строениях капитального ремонта
Освобождение жилых помещений при производстве капитального ремонта строений в случае, когда проведение ремонта невозможно без освобождения жилых помещений, может производиться путем предоставления проживающим в этих помещениях гражданам жилых помещений в маневренном жилищном фонде.
Жилые помещения в маневренном жилищном фонде предоставляются гражданам для временного пребывания на срок капитального ремонта строения, определенный в Решении, в размере не более социальной нормы по договору краткосрочного найма, поднайма, другим договорам. (в ред. закона г. Москвы от 14. 01. 2004 № 1)
Место расположения жилого помещения в маневренном жилищном фонде определяет отселяющее лицо.
По истечении срока договора краткосрочного найма, поднайма, иного договора в случае незавершения работ по капитальному ремонту договор подлежит заключению на тех же условиях на срок, необходимый для завершения капитального ремонта (реконструкции). (в ред. закона г. Москвы от 14. 01. 2004 № 1)
Споры, возникающие в связи с отказом гражданина от переселения в жилое помещение маневренного фонда, а также от освобождения жилого помещения на срок проведения капитального ремонта на иных условиях, предусмотренных настоящим законом, решаются в судебном порядке. (в ред. закона г. Москвы от 14. 01. 2004 № 1).
ГЛАВА 6.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРАВА ЛИЦ, ОСВОБОЖДАЮЩИХ ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ
Статья 16. Права лиц, получивших субсидию, денежное возмещение (компенсацию)
Гражданам, получившим субсидию, денежное возмещение (компенсацию), гарантируется продажа жилых помещений в жилищном фонде города Москвы, а также преимущественное право приобретения жилого помещения в районе расположения отселяемого строения при наличии его у отселяющего лица.
(в ред. закона г. Москвы от 14. 01. 2004 № 1).
Собственники, получившие денежное возмещение (компенсацию) за жилое помещение, имеют преимущественное право инвестирования в строительство нового строения на месте сносимого, в реконструкцию или капитальный ремонт с переустройством или перепланировкой строения, в котором расположены освобождаемые жилые помещения.
Условия долевого инвестирования, устанавливаемые для лиц, освобождающих жилые помещения, не могут быть ухудшены по сравнению с общими условиями инвестирования по отселяемому строению.
Размер помещений, получаемых дольщиком в результате долевого инвестирования, не может быть уменьшен по сравнению с ранее освобожденными им помещениями без его согласия. (часть вторая в ред. закона г. Москвы от 14. 01. 2004 № 1).
Статья 17. Право граждан, освобождающих жилые помещения, на приобретение жилого помещения большего размера
Граждане, освобождающие жилые помещения, вправе приобрести в собственность жилое помещение большего размера при наличии его у отселяющего лица.
В случае приобретения жилого помещения большего размера в районах массовой застройки доплата осуществляется по себестоимости, если в приобретаемом жилом помещении на каждого гражданина приходится до 25 квадратных метров общей площади жилья (для одиноко проживающих граждан – до 40 квадратных метров). При этом учитываются все жилые помещения, имеющиеся у граждан и членов их семей на праве самостоятельного пользования. (в ред. закона г. Москвы от 14. 01. 2004 № 1)
Статья 18. Право на оплату расходов, связанных с переселением граждан
Отселяющее лицо осуществляет переселение граждан или возмещает расходы по переезду граждан в предоставляемое жилое помещение. (в ред. закона г. Москвы от 14. 01. 2004 № 1).
ГЛАВА 7.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОТСЕЛЯЮЩЕГО ЛИЦА С ГРАЖДАНАМИ, ОСВОБОЖДАЮЩИМИ ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ
Статья 19. Информирование лиц, освобождающих жилые помещения, об их правах и обязанностях
Лица, освобождающие жилые помещения, получают от отселяющего лица Решение об освобождении данного строения, текст настоящего закона, другие нормативные акты, касающиеся прав и обязанностей отселяемых лиц, образцы договоров, информацию о возможных местах расположения жилых помещений, предоставляемых лицам для переселения.
(в ред. закона г. Москвы от 14. 01. 2004 № 1).
Товарищества собственников жилья, жилищные и жилищно-строительные кооперативы, иные объединения собственников в жилищной сфере (далее – Объединения), расположенные на территории, в отношении которой готовится проект Постановления, информируются правительством Москвы (уполномоченным им органом) о содержании Постановления не позднее чем за месяц до рассмотрения проекта Постановления на заседании правительства Москвы. (в ред. закона г. Москвы от 14. 01. 2004 № 1).
Статья 20. Участие лиц, освобождающих жилые помещения, в реализации Решения
Лица, освобождающие жилые помещения, имеют право участия в реализации Решения.
Граждане и юридические лица, занимающие жилые помещения в освобождаемых строениях, имеют право создания общественного совета освобождаемого строения (далее – Совет). Совет избирается большинством голосов семей и юридических лиц, занимающих жилые помещения в освобождаемом строении, при этом каждая семья и каждое юридическое лицо имеет один голос. Совет регистрируется органом, принявшим Решение, на период, установленный Решением для освобождения строения.
В строениях, управляемых Объединениями, функции Советов выполняют органы, руководящие в соответствии с уставом Объединений их деятельностью.
(в ред. закона г. Москвы от 14. 01. 2004 № 1).
Совет имеет следующие права:
– получать полную информацию по всем вопросам, касающимся выполнения Постановления, определившего необходимость сноса, реконструкции или капитального ремонта строения и освобождения жилых помещений в нем;
– направлять своего представителя в состав общественной жилищной комиссии административного округа, на территории которого расположено строение, с правом решающего голоса при рассмотрении вопросов граждан, имеющих самостоятельное право пользования жилыми помещениями в отселяемом строении; (абзац в ред. закона г. Москвы от 14. 01. 2004 № 1)
– направлять в орган, принявший Решение, свои предложения, касающиеся сноса, реконструкции, капитального ремонта строения и освобождения жилых помещений в нем.
Статья 21. Право Объединений на предложение об исключении строения из числа освобождаемых (название в ред. закона г. Москвы от 14. 01. 2004 № 1)
Объединение имеет право до принятия Решения обратиться в Правительство Москвы с предложением о внесении изменений в Постановление в части, касающейся данного строения. (в ред. закона г. Москвы от 14. 01. 2004 № 1).
Строение может быть исключено из числа освобождаемых при выполнении следующих условий:
– в случае принятия Объединением на себя всех эксплуатационных затрат, а также всех затрат на работы, выполнение которых необходимо для того, чтобы строение было исключено из числа освобождаемых; (в ред. закона г. Москвы от 14. 01. 2004 № 1);
– если исключение строения из числа освобождаемых не затрагивает обозначенных в Постановлении или заключенных на его основе договорах интересов города и третьих лиц или при возмещении Объединением убытков городу или третьим лицам. (в ред. закона г. Москвы от 14. 01. 2004 № 1).
В случае принятия решения об исключении строения из числа освобождаемых условия исключения оформляются договором между Объединением и правительством Москвы. Указанный договор может быть заключен также до принятия Постановления, определяющего необходимость освобождения строения.
(в ред. закона г. Москвы от 14. 01. 2004 № 1).
Мэр Москвы Ю.М. ЛУЖКОВ
Москва, Московская городская Дума
9 сентября 1998 года № 21-73
Комментарии к закону города Москвы «О гарантиях города Москвы лицам, освобождающим жилые помещения»
Окончание. Начало в номере 13 за 2004 год.
Наш комментатор – депутат Государственной Думы Галина ХОВАНСКАЯ.
Статья 9 рассказывает о переселении жителей, занимающих квартиры по договору социального найма.
При переселении наниматель по договору социального найма должен получить отдельную квартиру в черте города. В некоторых случаях выгодно быть нанимателем, а не собственником. Если вы собственник и не стоите на учете как нуждающийся в улучшении жилищных условий, но у вас на каждого члена семьи приходится меньше, чем полагается по социальной норме, то при переезде вам дают такую же площадь, исходя из ее стоимости. А если бы вы были нанимателем, то вам предоставили бы квартиру по социальным нормам (при этом учитываются все жилые помещения, имеющиеся у нанимателя и членов его семьи на праве собственности, а также гражданско-правовые сделки с жильем в течение пяти лет).
Поэтому люди идут на то, чтобы деприватизировать жилье, хотя понимают, что лишаются права повторной приватизации. Зато они получают жилье по социальным нормам (по 18 квадратных метров общей площади на человека). Они понимают, что на ту компенсацию, которая им положена, даже с учетом компенсации за непроизведенный капитальный ремонт дома, им не удастся и в местах массовой застройки, где сейчас предоставляют социальное жилье, купить квартиру на свою семью по нормам. Потому что, если сейчас у них квартира 45 квадратных метров на четверых, то постановке на учет они не подлежат. (Напомним, норма постановки на учет, если семья живет в отдельной квартире — 10 квадратных метров общей площади на человека). И они готовы отказаться от своей собственности, чтобы жить в просторной квартире, поскольку на четверых по нормам предоставления им полагается 72 квадратных метра общей площади. Хотя есть и другой вариант: добиться признания вашей семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в связи с непригодностью дома для постоянного проживания. Например, если речь идет о домах серии К-7.
Если же людей, в связи с обрушением, обвалом переселяют в пожарном порядке, а очередниками они не являются, то дают такую же по площади квартиру, какая у них была. Хотя при всех прочих условиях, если речь идет действительно о непригодном жилье, и если человек живет в Москве более 10 лет, он может считаться очередником.
На кого не распространяется эта норма? На тех, кто живет в городе недавно, хотя у них непригодное для постоянного проживания жилье.
Тяжелобольным, которые стоят на учете нуждающихся и имеют льготы, предоставляют квартиру по нормам с учетом права на дополнительную площадь. Если у нанимателя были излишки площади, при переселении он получает квартиру в размере не менее установленной социальной нормы на человека. Если же наниматель отказывается от предоставления жилья в жилищном фонде социального использования, ему может быть выплачена 100-процентная субсидия на покупку квартиры по нормам.
Бывают случаи, когда из-за планировки квартиры нет возможности нанимателю дать площадь по социальным нормам. Тогда может быть предоставлено жилое помещение большего размера по договору социального найма при превышении нормы на семью не более, чем на 9 квадратных метров общей площади. По договору коммерческого найма можно получить площадь больше нормы, но жилищно-коммунальные услуги в такой квартире придется оплачивать полностью, поэтому нужно будет доказывать, что доходы семьи это сделать позволяют.
Статья 15. В тех случаях, когда планируется капитальный ремонт или реконструкция дома, и это нельзя провести без освобождения помещений, жителей тоже отселяют. Им предоставляют благоустроенное жилое помещение для временного проживания по договору краткосрочного найма, поднайма или другим договорам. Естественно, гражданин тогда платит только за ту квартиру, в которой проживает. Если срок договора истек, а ремонт не закончен, снова заключают договор на тех же условиях. После окончания ремонта или реконструкции жители возвращаются опять в свои квартиры.
Статья 16. Если семья получила субсидию или денежную компенсацию, ей гарантируют преимущественное право на приобретение квартиры в районе, где была их прежняя квартира, конечно, если такая возможность имеется у отселяющего лица. Также можно вложить полученные средства (компенсацию) в инвестирование строительства нового дома на месте снесенного. Но где вы будете жить во время строительства, придется решать самим.
Статья 17. Есть еще одна важная норма для собственников жилья – о возможности доплаты. Человек хочет приобрести квартиру большей площади. Если такая возможность имеется у отселяющего лица, ему могут пойти навстречу. Причем норма такая: если в приобретаемом жилом помещении на каждого гражданина приходится до 25 квадратных метров общей площади жилья (для одиноко проживающих граждан — до 40 квадратных метров), то превышение нормы (18 квадратных метров общей площади) оплачивается по себестоимости, а сверх этого – по рыночной цене. Естественно, учитывается общая площадь всех жилых помещений, принадлежащих на праве собственности.
В отношении нанимателей, к сожалению, теперь после изменений, внесенных в закон об улучшении жилищных условий, может идти речь о предоставлении квартиры только по нормам плюс максимум до 9 квадратных метров общей площади на семью, которые могут дать бесплатно. Если хотите приобрести больше, берите субсидию и решайте проблему сами.
Статья 18. Существенный момент: все вопросы, связанные с переселением — предоставление машины, либо оплата ее, осуществляются за счет отселяющего лица.
Статья 20. У домовладельцев, которых переселяют, есть еще одна возможность заявить о своих предложениях. Они могут создать общественный совет и направить в общественную жилищную комиссию административного округа, где расположен их дом, своего представителя с правом решающего голоса по вопросам отселения граждан. Это поможет избежать многих конфликтных ситуаций, связанных с переездом, когда начинают ходить слухи, которые разрастаются, как снежный ком, о том, куда переселят, в какой дом. И слухи часто не соответствуют действительности. Жители получат достоверную полную информацию от человека, которому доверяют, а представитель общественного совета объяснит жилищной комиссии, что у Марии Ивановны астма, а Петр Иванович боится высоты. Не будет лишних волнений, нервотрепки, разбирательств в суде.
Статья 21. Есть норма в нашем законе, по которой товарищества собственников жилья, жилищные и жилищно-строительные кооперативы, другие объединения собственников в жилищной сфере вообще могут выйти из программы по переселению, если она не связана с серьезными государственными нуждами, а только с ветхостью дома. Такая возможность есть. Но в этом случае и отвечают за последствия подобного решения и все финансовые обязательства по компенсации они берут на себя. Об этом тоже не следует забывать.
Записала Светлана АМЕЛЕХИНА