Третья ковка
Прошу вас, господа, быстренько проходим в следующий зал, где продолжим осмотр шедевров Третьяковской галереи. Вот перед вами картина великого художника Сурикова «Меншиков в Березове». Мы видим интерьер очень модной – в древнерусском стиле – бревенчатой избы, куда приехал отдохнуть крутой коммерсант Меншиков. Точнее, очень крутой, если судить по обилию икон XIII-XV веков и по дорогим тканям ручной выработки. С ним юные дамы. Искусствоведы не установили, кто они такие. Но легко догадаться. Однако отпуск не удался: все печальны и встревожены. Отчего же? Выдающийся живописец ясно указывает нам причину – одна из девочек читает вслух биржевую сводку, и в тишину уединенного дома врывается страшная весть: курс рубля снова упал на девять пунктов. Мы будто слышим вздох коммерсанта: «Эх, Петя, Петя, ты же обещал, что не упадет!»… Проходим дальше, господа.
Это полотно художника Пукирева «Неравный брак». Взгляните, идет венчание, столь модное в наше время. Юная невеста, полная неизбывной тоски, и чопорный старик-жених, отмеченный многими орденами. Конечно же, господа, сразу ясна причина печали девушки: она, преуспевающая работница шоптурово-коммерческой нивы под нажимом мафии, поставившей ее на счетчик (мафия – на заднем плане, счетчик еще дальше), вынуждена вступить в брак всего-навсего с академиком, живущим на одну зарплату и выезжающим за границу не более пяти-семи раз в год. Таким образом мафия хочет открыть в академии малое предприятие и продавать секреты огранки угля-антрацита за границу.
Зато совсем другое настроение, как вы видите, в картине живописца Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге». Это буквально апофеоз современного радостного капиталистического труда. Чтобы понять оптимистический смысл полотна, надо вспомнить, что на самом деле подразумевается, когда говорится, к примеру, о «реформах», «стабилизации экономики», «повышении жизненного уровня». Так и «ремонтные работы» выбраны автором во избежание конфликта с отсутствующей у нас цензурой. На самом деле мы видим участок железной дороги (предположительно Китай – Россия), где только что прошел товарный состав. Жители окрестных мест с энтузиазмом восприняли это событие. Мы можем лишь догадываться, что происходило на полустанке во время остановки эшелона, но теперь жители развозят на тачках нагр… ну, да – нагруженное из вагонов добро по домам. Скоро пути будут свободны, и на них опять смогут сесть шахтеры.
В соседнем зале, господа, вы видите замечательные полотна Петрова-Водкина «Смерть комиссара» (подстрелив комиссара, все побежали срочно жечь партбилеты), Грекова «Тачанка» (шестерки-курьеры мчатся через границу, перевозя наркотики) и Иогансона с аллегорическим названием «На старом уральском заводе» (новая подпольная лаборатория по переплавке вор… ну, да – воркутинского золота и ковке-чеканке из него под… ну, да – подлинных монет евро). Поскольку достаточно качественные оттиски получились у героев картины не с первой, а лишь с третьей ковки, искусствоведы полагают, что именно от этого полотна и получила свое название вся галерея.
Как известно, господа, все эти шедевры с начала XXI века находятся в лучших музеях и частных собраниях Запада. Вы же можете теперь самостоятельно пройти по залам и продолжить осмотр замечательных фотокопий.