02:12:57
10 декабря 2024 г.

Раз ступенька, два ступенька…

Главной целью в организации жилищного самоуправления в Москве по-прежнему остаются товарищества собственников жилья (ТСЖ). Какова сейчас ситуация с товариществами? Какие предпринимаются меры для их дальнейшего развития? Об этом по просьбе нашего корреспондента рассказывает начальник управления координации деятельности ТСЖ и паспортизации жилищного фонда Департамента жилищной политики Виталий АКИМКИН.И снизу, и сверху
В Москве насчитывается 1065 ТСЖ. Клишируется утверждение, что это, мол, капля в море по сравнению с количеством домов, которых в городе десятки тысяч. Ведь товарищества собственников в столице начали создаваться еще в 1993 году.
Хочу возразить оппонентам: вовсе не мало! По сути, это 2,5 процента от всех домов. Да, в странах со сложившейся экономикой их от 20 до 50 процентов. Но ведь там этот процесс идет десятилетиями! В некоторых – с начала прошлого века. Мы же только начинаем. И если в ближайшие годы мы выйдем на цифру 10 процентов (что, на мой взгляд, реально), то будем считать, что с задачей справились.
Наибольшее число товариществ – около 30 процентов – в центре Москвы. Понятно, почему. Здесь наиболее старые дома, и жильцы (большей частью – коренные москвичи), став собственниками, стараются сохранить привычное и престижное место жительства. А угроза переселения реальная: жилищный фонд стареет, дома требуют реконструкции, а потому вполне возможно, что их жителям предложат переселиться. Не хотят! Объединившись в товарищество, они берут содержание домов в свои руки (либо контролируют этот процесс) и тем самым сохраняют жилищный фонд.
А вот на втором месте – Юго-Восточный округ: 20 процентов по Москве. В данном случае инициатива идет сверху. В округе много домов-новостроек. Префектура жестко обязывает инвесторов при заключении контракта создавать в домах ТСЖ. Нет – не получите право на застройку. В результате заказчики-застройщики стали проводить активную разъяснительную работу с будущими собственниками, став, по сути, конструктивными проводниками городской политики жилищного самоуправления.
Сама же политика себя оправдала безусловно. Зайдите в обычное муниципальное строение – и в дом, где создано товарищество. Уже в подъезде вы почувствуете разительный контраст. Чистые стены, коврики, цветы, в кабинке лифта – зеркало. Для них, жильцов, своя квартира начинается не за дверью, а сразу при входе в дом. А то и за калиткой во двор. Одно слово – хозяева!

В ожидании «жареного петуха»
Существует мнение: товарищество – только для состоятельных! Будете сами оплачивать свое обслуживание – будете жить хорошо. Не захотите – получите тот же набор услуг, что и в муниципальных домах, причем на том же уровне. Какой тогда смысл создавать объединение?
Возражу: ТСЖ – не для «богатых», а для собственников. Для владельцев жилых помещений. А их, как известно, половина в Москве. Выгодно ли это им? Безусловно. Почему? Для этого надо понять отличие в подходе к обслуживанию дома со стороны дирекций и самоуправляемых жилищных структур.
Как работают ДЕЗы? По сути – в аварийном режиме. Пока не случилось ЧП, пока не объявится тот самый «жареный петух» – дирекция ни за что не выполнит ту или иную работу.
Не то в товариществе. Люди понимают: их имущество! А потому берегут его, загодя думают о его сохранности. Да и деньги считают. Если необходимо – делают планово-предупредительный ремонт. Получается и дешевле, да и надежнее.
А теперь скажите: причем здесь финансирование? В жилищно-коммунальном хозяйстве – вопреки опять-таки расхожему мнению – вращаются не такие уж маленькие деньги. На них – еще даже до перехода на 100%-ю оплату услуг ЖКХ – вполне можно содержать дом в хорошем состоянии. Все дело в том, как они тратятся. Не хочется все дирекции обвинять в нерадивости, но ведь они сразу обслуживают 150-200 домов, а товарищество – это одно или два строения. Почувствуйте разницу… Впрочем, даже если ТСЖ останется на попечении дирекции, оно имеет право контролировать его работу: требовать отчет в расходовании денег, определять приоритеты тех или иных ремонтных работ. А это тоже улучшает обслуживание дома.
Бывает ли, что расходы в товариществе все же больше, чем в муниципальных домах? Конечно. Но это только тогда, если сами жильцы хотят получить какие-либо дополнительные услуги, связанные, скажем, с благоустройством дома или двора и не предусмотренные нормативами. Короче, если есть возможность – идут на это, нет – ограничиваются существующим бюджетом дома. Никто их не неволит.
Но в любом случае – повторю это – распоряжаются бюджетом более экономно и эффективно, чем это делает дирекция.

Решим без суда
Конечно же, приведенная цифра – тысяча с небольшим ТСЖ на весь город – нас не устраивает. Могло быть больше товариществ в городе? Могло. И дело не только в пресловутой инертности жителей (а она, конечно, еще есть), но и в дискриминации со стороны ряда городских структур товариществ собственников жилья. Именно потому часто не спешат их создавать.
О чем речь? О тех же расходах жителей. В ТСЖ они могут быть даже меньше, чем в муниципальных домах! Кто-то возразит: ну, да – теоретически… По закону о ТСЖ те могут извлекать прибыль и из нежилых помещений, и из земельных участков, которые даются им бесплатно в собственность, и из рекламы, размещенной на стене их дома. По закону! Но попробуй все это получи…
Все так, действительно трудно. Но это и свидетельство того, что жилищная политика города все более поворачивается лицом к самоуправлению – с каждым годом становится все легче. Если есть еще споры о нежилых помещениях (причем, даже не для коммерческого использования, а просто для служебных целей), то, скажем, право на рекламу и прилегающие к дому участки земли, передаваемые ТСЖ, уже никто не оспаривает.
Дело в другом – в дискриминации дирекциями тех домов, которые отказались от их услуг, стали независимыми от муниципального обслуживания, ушли, как говорится, в «свободное плаванье». Ведь так или иначе, но от некоторых городских служб (диспетчерской, аварийных бригад) товарищества отказаться не могут. Вопреки всякой логике, более того, нарушая городское законодательство, дирекции переводят дома ТСЖ в разряд «частников», «коммерческих предприятий». А это означает, что расценки на работу этих служб необоснованно повышаются вдвое, а бывает и в десятки раз. Квартирные расходы у жильцов при этом, конечно же, растут. Пойди, уговори в этом случае людей создавать жилищные объединения…
Такая же ситуация – в смысле равенства муниципальных домов и тех, что принадлежат ТСЖ, в отношении дотаций. Последние получают их на тех же основаниях и в тех же размерах, что положены всем. Но тут есть одна особенность. Если в доме – наряду с собственными – есть квартиры, принадлежащие городу, то дотации поступают в дирекцию.
Если же городской собственности в доме нет, то бюджетные добавки ТСЖ получат через Мосжилкооперацию.

Не все знают этот механизм, и в случае возникающих недоразумений, чаще всего товарищества обращаются в суды. Процедура длительная, да и дорогая – ведь надо оплачивать услуги адвоката. Но зачем суды? Если ТСЖ сталкиваются с дискриминацией в отношении бюджетной помощи, им достаточно поставить в известность окружное управление нашего департамента. Или, в крайнем случае, написать письмо в сам департамент. Вопрос будет решен буквально в считанные дни.

Сохранять традиции!
Новое направление в развитии жилищных инициатив – создание домкомов. Мне уже приходилось говорить, но повторю еще раз – это вовсе не подмена товариществ. Не отказ от политики города по их расширению. Более того – домкомы должны явиться школой жилищного самоуправления, ступенькой к организации высшей его формы, какой и являются товарищества. Сначала домкомы, которые – согласно подготовленному нашим департаментом проекту постановления правительства Москвы – получат право контролировать ДЕЗы, участвовать в приемке ремонтных работ по дому. Затем – территориальные общины, у которых будет еще больше прав – все денежные средства, поступающие от населения, зачисляются на их счет. И тогда сама община сможет рассчитываться с ДЕЗом. Не выполнена работа, сделана плохо – денег дирекция не получит.
Подготовлен проект постановления (о домкомах) давно, но пока – по разным причинам – он еще не принят. Но вот что хотелось бы сказать. За основу проекта взято старое постановление Совмина и ВЦСПС, вышедшее еще в 1968 году, в котором были вполне разумные предложения. Там есть, к примеру, такие слова: постановление принимается «в целях привлечения населения к управлению жилищным фондом». Разве это не современная терминология? И, сколько помнится, эти комитеты и в самом деле сыграли немалую роль в жизни своих домов. Почему бы не возродить традиции?
Как разъяснили нам в правовом управлении мэрии – старое постановление никто не отменял, оно действует и поныне! Так что не надо ждать, пока появится новый документ, жильцы уже сейчас могут приступать к созданию домовых ячеек. А там, глядишь, набравшись опыта, войдя во вкус самостоятельного ведения хозяйства, они смелее и активнее будут создавать товарищества.

Исаак Глан

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация