Раз ступенька, два ступенька…
Главной целью в организации жилищного самоуправления в Москве по-прежнему остаются товарищества собственников жилья (ТСЖ). Какова сейчас ситуация с товариществами? Какие предпринимаются меры для их дальнейшего развития? Об этом по просьбе нашего корреспондента рассказывает начальник управления координации деятельности ТСЖ и паспортизации жилищного фонда Департамента жилищной политики Виталий АКИМКИН.И снизу, и сверху
В Москве насчитывается 1065 ТСЖ. Клишируется утверждение, что это, мол, капля в море по сравнению с количеством домов, которых в городе десятки тысяч. Ведь товарищества собственников в столице начали создаваться еще в 1993 году.
Хочу возразить оппонентам: вовсе не мало! По сути, это 2,5 процента от всех домов. Да, в странах со сложившейся экономикой их от 20 до 50 процентов. Но ведь там этот процесс идет десятилетиями! В некоторых – с начала прошлого века. Мы же только начинаем. И если в ближайшие годы мы выйдем на цифру 10 процентов (что, на мой взгляд, реально), то будем считать, что с задачей справились.
Наибольшее число товариществ – около 30 процентов – в центре Москвы. Понятно, почему. Здесь наиболее старые дома, и жильцы (большей частью – коренные москвичи), став собственниками, стараются сохранить привычное и престижное место жительства. А угроза переселения реальная: жилищный фонд стареет, дома требуют реконструкции, а потому вполне возможно, что их жителям предложат переселиться. Не хотят! Объединившись в товарищество, они берут содержание домов в свои руки (либо контролируют этот процесс) и тем самым сохраняют жилищный фонд.
А вот на втором месте – Юго-Восточный округ: 20 процентов по Москве. В данном случае инициатива идет сверху. В округе много домов-новостроек. Префектура жестко обязывает инвесторов при заключении контракта создавать в домах ТСЖ. Нет – не получите право на застройку. В результате заказчики-застройщики стали проводить активную разъяснительную работу с будущими собственниками, став, по сути, конструктивными проводниками городской политики жилищного самоуправления.
Сама же политика себя оправдала безусловно. Зайдите в обычное муниципальное строение – и в дом, где создано товарищество. Уже в подъезде вы почувствуете разительный контраст. Чистые стены, коврики, цветы, в кабинке лифта – зеркало. Для них, жильцов, своя квартира начинается не за дверью, а сразу при входе в дом. А то и за калиткой во двор. Одно слово – хозяева!
В ожидании «жареного петуха»
Существует мнение: товарищество – только для состоятельных! Будете сами оплачивать свое обслуживание – будете жить хорошо. Не захотите – получите тот же набор услуг, что и в муниципальных домах, причем на том же уровне. Какой тогда смысл создавать объединение?
Возражу: ТСЖ – не для «богатых», а для собственников. Для владельцев жилых помещений. А их, как известно, половина в Москве. Выгодно ли это им? Безусловно. Почему? Для этого надо понять отличие в подходе к обслуживанию дома со стороны дирекций и самоуправляемых жилищных структур.
Как работают ДЕЗы? По сути – в аварийном режиме. Пока не случилось ЧП, пока не объявится тот самый «жареный петух» – дирекция ни за что не выполнит ту или иную работу.
Не то в товариществе. Люди понимают: их имущество! А потому берегут его, загодя думают о его сохранности. Да и деньги считают. Если необходимо – делают планово-предупредительный ремонт. Получается и дешевле, да и надежнее.
А теперь скажите: причем здесь финансирование? В жилищно-коммунальном хозяйстве – вопреки опять-таки расхожему мнению – вращаются не такие уж маленькие деньги. На них – еще даже до перехода на 100%-ю оплату услуг ЖКХ – вполне можно содержать дом в хорошем состоянии. Все дело в том, как они тратятся. Не хочется все дирекции обвинять в нерадивости, но ведь они сразу обслуживают 150-200 домов, а товарищество – это одно или два строения. Почувствуйте разницу… Впрочем, даже если ТСЖ останется на попечении дирекции, оно имеет право контролировать его работу: требовать отчет в расходовании денег, определять приоритеты тех или иных ремонтных работ. А это тоже улучшает обслуживание дома.
Бывает ли, что расходы в товариществе все же больше, чем в муниципальных домах? Конечно. Но это только тогда, если сами жильцы хотят получить какие-либо дополнительные услуги, связанные, скажем, с благоустройством дома или двора и не предусмотренные нормативами. Короче, если есть возможность – идут на это, нет – ограничиваются существующим бюджетом дома. Никто их не неволит.
Но в любом случае – повторю это – распоряжаются бюджетом более экономно и эффективно, чем это делает дирекция.
Решим без суда
Конечно же, приведенная цифра – тысяча с небольшим ТСЖ на весь город – нас не устраивает. Могло быть больше товариществ в городе? Могло. И дело не только в пресловутой инертности жителей (а она, конечно, еще есть), но и в дискриминации со стороны ряда городских структур товариществ собственников жилья. Именно потому часто не спешат их создавать.
О чем речь? О тех же расходах жителей. В ТСЖ они могут быть даже меньше, чем в муниципальных домах! Кто-то возразит: ну, да – теоретически… По закону о ТСЖ те могут извлекать прибыль и из нежилых помещений, и из земельных участков, которые даются им бесплатно в собственность, и из рекламы, размещенной на стене их дома. По закону! Но попробуй все это получи…
Все так, действительно трудно. Но это и свидетельство того, что жилищная политика города все более поворачивается лицом к самоуправлению – с каждым годом становится все легче. Если есть еще споры о нежилых помещениях (причем, даже не для коммерческого использования, а просто для служебных целей), то, скажем, право на рекламу и прилегающие к дому участки земли, передаваемые ТСЖ, уже никто не оспаривает.
Дело в другом – в дискриминации дирекциями тех домов, которые отказались от их услуг, стали независимыми от муниципального обслуживания, ушли, как говорится, в «свободное плаванье». Ведь так или иначе, но от некоторых городских служб (диспетчерской, аварийных бригад) товарищества отказаться не могут. Вопреки всякой логике, более того, нарушая городское законодательство, дирекции переводят дома ТСЖ в разряд «частников», «коммерческих предприятий». А это означает, что расценки на работу этих служб необоснованно повышаются вдвое, а бывает и в десятки раз. Квартирные расходы у жильцов при этом, конечно же, растут. Пойди, уговори в этом случае людей создавать жилищные объединения…
Такая же ситуация – в смысле равенства муниципальных домов и тех, что принадлежат ТСЖ, в отношении дотаций. Последние получают их на тех же основаниях и в тех же размерах, что положены всем. Но тут есть одна особенность. Если в доме – наряду с собственными – есть квартиры, принадлежащие городу, то дотации поступают в дирекцию.
Если же городской собственности в доме нет, то бюджетные добавки ТСЖ получат через Мосжилкооперацию.
Не все знают этот механизм, и в случае возникающих недоразумений, чаще всего товарищества обращаются в суды. Процедура длительная, да и дорогая – ведь надо оплачивать услуги адвоката. Но зачем суды? Если ТСЖ сталкиваются с дискриминацией в отношении бюджетной помощи, им достаточно поставить в известность окружное управление нашего департамента. Или, в крайнем случае, написать письмо в сам департамент. Вопрос будет решен буквально в считанные дни.
Сохранять традиции!
Новое направление в развитии жилищных инициатив – создание домкомов. Мне уже приходилось говорить, но повторю еще раз – это вовсе не подмена товариществ. Не отказ от политики города по их расширению. Более того – домкомы должны явиться школой жилищного самоуправления, ступенькой к организации высшей его формы, какой и являются товарищества. Сначала домкомы, которые – согласно подготовленному нашим департаментом проекту постановления правительства Москвы – получат право контролировать ДЕЗы, участвовать в приемке ремонтных работ по дому. Затем – территориальные общины, у которых будет еще больше прав – все денежные средства, поступающие от населения, зачисляются на их счет. И тогда сама община сможет рассчитываться с ДЕЗом. Не выполнена работа, сделана плохо – денег дирекция не получит.
Подготовлен проект постановления (о домкомах) давно, но пока – по разным причинам – он еще не принят. Но вот что хотелось бы сказать. За основу проекта взято старое постановление Совмина и ВЦСПС, вышедшее еще в 1968 году, в котором были вполне разумные предложения. Там есть, к примеру, такие слова: постановление принимается «в целях привлечения населения к управлению жилищным фондом». Разве это не современная терминология? И, сколько помнится, эти комитеты и в самом деле сыграли немалую роль в жизни своих домов. Почему бы не возродить традиции?
Как разъяснили нам в правовом управлении мэрии – старое постановление никто не отменял, оно действует и поныне! Так что не надо ждать, пока появится новый документ, жильцы уже сейчас могут приступать к созданию домовых ячеек. А там, глядишь, набравшись опыта, войдя во вкус самостоятельного ведения хозяйства, они смелее и активнее будут создавать товарищества.