«Частный случай» с домофоном
Больше месяца жительница дома 20 по улице Высокой Галина Лосева не может беспрепятственно войти в свой подъезд. В результате путаницы с оплатой домофона пенсионерке заблокировали входной код.Из квитанций по оплате коммунальных услуг Галина Лосева вполне могла бы собрать небольшую коллекцию. За минувший год к наиболее древним ее «экспонатам» – абонентским книжкам, добавились новые – единые платежные документы (ЕПД) и расчеты по субсидии. Введение в оборот последних сильно облегчило жизнь пенсионерке, ведь в ЕПД было включено практически все – и газ, и тепло, и домофон. При этом оплата запирающего устройства появилась в ее платежке лишь после очередного перерасчета в мае 2003 года. Это обстоятельство ничуть не смутило Галину, ранее оплачивающую услугу по специальной книжке. Скорее обрадовало, так как с учетом субсидии платить за домофон предстояло почти в два раза меньше. Однако радость была недолгой.
– В ноябре мне позвонила старшая по дому 20 по улице Высокой Тамара Жучкова, – рассказывает Галина Лосева, – и сообщила, что я должна заплатить за домофон. К телефону подошел сын и объяснил, что все коммунальные услуги я оплачиваю, как положено, по единой платежке. В ответ она повесила на первом этаже объявление, чтобы я погасила долг за несколько месяцев.
Выяснять отношения со старшей по дому Галине Лосевой не хотелось. Она была уверена в своей правоте и продолжала платить по ЕПД. А в середине января, возвращаясь из аптеки, пенсионерка не смогла открыть дверь в подъезд. Код на домофоне был заблокирован, а ключа, увы, не имелось. Промерзла на улице более двадцати минут, дожидаясь, пока кто-нибудь из соседей пройдет мимо. С тех пор старается как можно реже выходить из дома.
– Я не случайно храню все платежки и докажу любому, что долгов у меня нет, – говорит Лосева. – На каком основании старшая по дому следит за оплатой коммунальных услуг? И разве она имеет право блокировать входной код?
Тамара Жучкова уверена, что поступила правильно. Она рассказала, что в 1998 году жители подъезда частным порядком заключили договор на установку домофона и его обслуживание с ООО «Квентин-С». В то время это была распространенная практика, так как расшевелить ДЕЗы было непросто, и москвичам приходилось действовать самостоятельно.
– Я пыталась объяснить этой женщине, что оплачивать домофон надо, как раньше, по абонентской книжке, – говорит Тамара, – но она и слышать ничего не хочет. Ее сын считает, что я нахожусь в сговоре с организацией, обслуживающей домофон и обираю людей. У меня есть договор, на основании которого я собираю деньги. Наши жильцы не могут постоянно выплачивать долги из своих карманов, поэтому я пошла на крайнюю меру и заблокировала код.
Выходит, что сотрудники ЕИРЦ по ошибке рассчитали оплату домофона в единой платежке Галины Лосевой. Ведь если договор заключен между подрядчиками и жильцами напрямую, то и оплачиваться он должен «из рук в руки». Но законно ли это?
– Мы работаем на основании постановления правительства Москвы № 872 от 12.08.1997, – опровергает все сомнения Виктор Егоров, исполнительный директор ООО «Квентин-С». – Согласно этому документу договор на установку и обслуживание домофонов заключается при согласии 80 процентов жильцов подъезда. Деньги мы получаем по наличному и безналичному расчету. Доверенным лицом при этом является старшая по дому.
До начала 2003 года сотрудники компании порой бывали снисходительны к заказчикам: прощали «недоимки» и исполняли работу лишь по факту получения средств. Сейчас сумма указывается в тексте договора, и собирать ее приходится целиком. Возможно, это и вынудило Тамару Жучкову пойти на крайности.
– Отключение кодов, – говорит Виктор Егоров, – достаточно распространенная мера воздействия на жильцов. Однако в том же самом распоряжении правительства отмечено, что никто не может лишить человека права доступа к жилищу. Поэтому всем жителям необходимо выдать хотя бы ключи.
Старшей по дому сделать это, видимо, оказалось недосуг. Более того, она написала заявление местному участковому, в котором обвинила сына Тамары Лосевой в хулиганстве и этим еще больше усугубила конфликт. Казалось бы, самое время вмешаться районным властям, дабы решить все вопросы миром. Но, увы…
– Мы ничего не можем сделать, – сказала специалист по работе с населением ДЕЗ «Нагатино-Садовники» Наталья Рябова. – Я лично беседовала и с той, и с другой жительницей, но переубедить не смогла. Приглашала специалиста из муниципалитета, – результат тот же. Тамара Лосева уверена, что платит как положено, а старшая по дому уверяет в обратном. Уступать не хочет никто, а у нас нет рычагов воздействия.
Обе женщины никогда не разговаривали между собой, но абсолютно уверены, что тратить на это время – бесполезно. Но если это частный конфликт, как считают в ДЕЗе, так ведь и решать его нужно именно частным порядком. Чем писать кляузы, жаловаться в вышестоящие инстанции, лишать человека права войти в свой дом, не лучше ли встретиться, поговорить и снять все вопросы? Неужели это так сложно?