Ирина Бальзамова: «Если потребуется, то и компаньонку вашей бабушке найдем»
Приватизированные квартиры беспомощных одиноких стариков и инвалидов «пасут» криминальные структуры. Созданное правительством Москвы ГУП Моссоцгарантия пытается оградить этих людей от посягательств на принадлежащее им жилье, предлагает им достойный, гарантированный властью вариант взаимовыгодного обмена. О том, как работает Моссоцгарантия со своими подопечными сегодня и что собирается предложить им завтра, рассказывает генеральный директор Моссоцгарантии Ирина БАЛЬЗАМОВА.
Квартирный ряд: Одно из основных направлений работы Моссоцгарантии – заключение с пожилыми людьми договоров пожизненного содержания с иждивением. Договор заключается при условии, что пенсионер или инвалид передает свое жилье в собственность города. При этом жить он остается в своей квартире. Что приобретает подписавший такой договор?
Ирина Бальзамова: Прежде всего – защиту от посягательств на их жилплощадь и возможность получить необходимую помощь. На обслуживании у нас более 3000 человек. С таким количеством владельцев жилья не работает ни одна коммерческая структура. У них ведь одна цель – извлечение прибыли, и, стало быть, чем больше лет клиенту, тем лучше. И чтоб принадлежащее ему жилье было элитное. Моссоцгарантии подходит любая пригодная к проживанию площадь.
Договор заключается с инвалидами первой группы в возрасте 55 лет и старше, второй группы – в возрасте 60 лет и старше, с не имеющими группы – с 65 и старше. Но бывают и исключения. Недавно, например, к нам обратился 57-летний инвалид второй группы. У него букет болезней, одинокий, ухаживать некому. Ему разрешили заключить договор, не дожидаясь 60-летия.
К.Р.: Вашим подопечным ежемесячно выплачивается денежная компенсация. От чего зависит ее размер?
И.Б.: От возраста, от наличия группы инвалидности. Чем старше человек, тем больше компенсация. Инвалид получит больше, так как у него большие затраты на лечение и услуги. В среднем получаемая сумма составляет около полутора тысяч рублей. Максимальный размер – 2546 рублей.
В принципе, от жилища ничего не зависит, учитывается только количество комнат. Но если квартира расположена в хорошем районе, в экологически чистой зоне, или планировка, скажем, улучшенная, можно подать заявление в комиссию департамента соцзащиты и попросить о повышении компенсации – не более, чем на 20 процентов. Каждый год размер компенсации индексируется на 20-30 процентов. Плюс к этому выплачивается сумма для частичного погашения коммунальных платежей.
К.Р.: Кроме выплат Моссоцгарантия еще чем-то помогает своим подопечным?
И.Б.: Естественно. У нас есть возможность помочь в быту, оплатить дорогую операцию или прописанные врачом лекарства, которые не входят в список бесплатных препаратов, купить слуховой аппарат. Приведем врача, патронажную сестру, даже круглосуточное дежурство сиделки организуем, если это необходимо. Можем провести косметический ремонт квартиры, отремонтировать сантехнику…
Все это делается сверх договора, на основании личного заявления. Если вышел из строя холодильник, телевизор, электроплита, обогреватель, телефон, стиральная машина – все, что входит в перечень необходимого, – мы обеспечим.
К.Р.: Чем еще отличается от вашей деятельность коммерческих фирм?
И.Б.: Они в основном занимаются посредничеством. Находят старушку, говорят: мы с вами заключим договор. Договор же заключается не между ней и риэлторской фирмой, а между двумя физическими лицами. Хозяйка квартиры обнаруживает это довольно поздно: договорные условия не выполняются, а фирма, которой надо предъявлять претензии, в договоре, оказывается, никак не фигурирует.
Проблема в том, что в 2001 году отменили лицензирование риэлторской деятельности. Раньше все эти фирмы были под контролем, обязаны были представлять необходимые документы, отчитываться, а мы имели право проверить, как обстоит дело с каждым из их подопечных. Теперь это невозможно. Моссоцгарантия оказывает помощь людям в расторжении договора, если он не исполняется.
К.Р.: Второй вариант, чтобы быть на старости лет обеспеченным всем необходимым, – это переезд в социальный жилой дом. Расскажите о нем.
И.Б.: Передав городу свою площадь, наш подопечный переезжает в новую квартиру – в обычный жилой дом-новостройку. Сейчас у нас таких домов четыре – три в Митине и один в Марьине (он начал заселяться в мае). В них проживают около 400 человек. Пожилому человеку трудно поменять место жительства, но рабочие и наши сотрудники помогают собраться, переехать и обустроиться на новой квартире. Компенсация проживающим в соцдомах выплачивается меньше суммы, получаемой по договору пожизненного содержания. Но их жители полностью освобождены от коммунальных платежей и получают практически бесплатно разнообразнейшие услуги. Пенсия сохраняется полностью.
К.Р.: Какими благами может воспользоваться житель подобного дома?
И.Б.: Во-первых, удобно уже то, что практически все необходимое расположено в самом здании. Есть магазин, где продаются товары со скидкой, прачечная, ремонт обуви, парикмахерская, актовый зал для культмассовых мероприятий, зал для занятий лечебной физкультурой. Медсестра круглосуточно дежурит, социальные работники, диспетчеры, охрана, уборщицы, врач приходит на осмотры. Все это бесплатно, платная только столовая.
К.Р.: В социальные дома стремятся попасть одиночки?
И.Б.: Не только. Живут здесь и супружеские пары, и одинокие люди, которые имеют дальних родственников и даже детей. Бывает, дети живут в другом городе и не могут помочь родителям. И на квартиру в столице не претендуют, лишь бы быть спокойными за близкого человека. Опять же каждый такой случай рассматривается на комиссии Департамента социальной защиты города Москвы, чтобы потом не было проблем, судебных тяжб.
К.Р.: Ирина Юрьевна, расскажите, пожалуйста, о новой форме работы с пожилыми людьми, – так называемом, «доме повышенной комфортности».
И.Б.: В Зеленограде, в прекрасном месте, в зеленой зоне был построен социальный дом. Московское правительство решило на его базе создать нечто новое, чего в Москве еще никогда не было. Он перепрофилируется в «жилой дом повышенной комфортности» для престарелых и инвалидов.
Часть квартир предназначена для тех, кто так же, как и живущие в социальных жилых домах, передает свое жилье в собственность города. Остальные же помещения станут использовать как платную социальную гостиницу для пенсионеров и инвалидов, которые ничего не сдают в собственность города и имеют родственников. Дети их, предположим, вынуждены уезжать в длительную командировку или просто в отпуск… Когда у вас на руках тяжело больной, вы не можете позволить себе вообще ничего, вся жизнь как бы закрывается. Если вы обладаете средствами, можно своего родственника временно поместить в этот платный пансионат и таким образом решить и свои, и его проблемы.
К.Р.: В чем будет заключаться «повышенная комфортность»? Какова планировка дома, квартир?
И.Б.: Девятиэтажный дом на 73 квартиры. Он разноуровневый – на разных этажах разное количество квартир. Например, со второго по пятый – по одиннадцать, а на девятом только четыре.
Первый этаж – весь для административно-хозяйственных служб. Здесь же кабинеты физио– и аромотерапии, массажа, лечебной физкультуры, врачей самых разных профилей, бассейн, соляная пещера… Стоимость проживания будет зависеть и от услуг, которые клиент закажет. (Разрабатываются специальные тарифы). Можно будет, например, заказать компаньонку, которая будет постоянно находиться с подопечной – читать ей книги, газеты, сопровождать ее на прогулках.
Наша задача – выйти на западный уровень. Там подобные пансионаты уже давно существуют и, безусловно, имеют успех. И здесь, у нас, эта идея возникла не случайно. Проводились исследования, выяснилось, что потребность в подобной форме несомненно есть. Люди говорили: мы обеими руками за! Старенькая родственница совсем одна, а мы не можем помочь – сутками работаем. Скинулись бы всей семьей и поместили ее в этот платный пансионат.
К.Р.: На какой стадии сейчас проект?
И.Б.: Дом полностью построен, идет отделка, внутренние работы. В ближайшее время мы должны разработать положение о доме, штатное расписание, начать подбор кадров, найти директора. Проект находится под жестким контролем правительства, в частности, первого заместителя мэра Москвы в правительстве Москвы Людмилы Швецовой. Очень заинтересован идеей префект Зеленограда Анатолий Смирнов, он помогает сейчас с подбором профессиональных кадров. Работы море, ведь все функции по содержанию и эксплуатации этого дома будут возложены на Моссоцгарантию. Как дело пойдет, покажет жизнь. Планируем открыть двери дома для первых постояльцев ко Дню города.
О НАШЕМ СОБЕСЕДНИКЕ:
Ирина БАЛЬЗАМОВА коренная москвичка. Окончила МИИТ и аспирантуру в МИСИ. Работала в ЦНИИ транспортного строительства. Кандидат экономических наук. Семья – муж, дочь. В Моссоцгарантии с 1995 года. В 1999 стала директором.