23:30:44
11 апреля 2021 г.

Как столичные власти решают транспортную проблему

В редакции «РГ» побывал на «Деловом завтраке» руководитель департамента транспорта и связи города Москвы Леонид Липсиц.Почти полтора часа шел обстоятельный разговор о том, куда же и на чем едет Москва и не настанет ли в ближайшее время момент, когда город просто остановится.
Российская газета: Леонид Моисеевич! За последние годы вы четвертый руководитель департамента транспорта и связи в правительстве Москвы. Чем объясняется, что это кресло оказалось таким горячим?
Леонид: Проблема всего российского транспорта состоит в том, что слишком отстала законодательная база, в соответствии с которой он работает. Она создавалась в других экономических условиях. Пришло время новых скоростей, нового парка, новых отношений, а законы остались те же. В частности, они не разрешают пользоваться теми инструментами контроля за движением, без которых в наши дни не выжила бы ни одна европейская страна. Я имею в виду прежде всего применение съемок нарушителей движения, фиксации правонарушений и затем выписки штрафов без остановки водителя и без составления протокола. В конце концов, солидарную ответственность водителя, управляющего автомобилем в момент нарушения, и его владельца. За границей если водителя невозможно установить, то за все прегрешения автоматически штрафуют хозяина машины. А как, скажем, остановить автомобиль на МКАДе, который идет, превышая скорость, в левом ряду, не останавливая весь поток? Никак. Поэтому чаще всего его водитель уезжает безнаказанным.
РГ: Госдума сейчас рассматривает поправку, чтобы фотофакт можно было считать доказательством в суде.
Липсиц: Это выстраданное предложение, инициированное столицей. Дело в том, что ежедневно на дорогах страны гибнет 120-130 человек. Это сравнимо с тем, как если бы каждый день падал самолет.
РГ:Сколько же по Москве будет установлено видеокамер?
Липсиц: Столько, сколько потребуется для безопасности движения. Но, учитывая напряженность движения в крупных городах, думаю, что было бы правильным, если бы кодекс дал право субъектам РФ применять более широкий спектр воздействия на нарушителей в зависимости от ситуации в конкретном регионе.
РГ: Не планируется в ближайшее время ввести административные меры, вроде платного въезда в центр города?
Липсиц: Считаю, что это будет последней мерой, на которую столица пойдет лишь тогда, когда все остальные будут исчерпаны. На первом же месте сейчас стоит упорядочение парковок, в том числе и за счет расширения числа платных. Как во всем мире.
РГ: Как отличить легальную парковку, организованную городом, от устроенной самозванцем, собирающим деньги с водителей в свой карман? Что-то пока никакие меры, вплоть до лимонных жилетов, предложенных гордумой для парковщиков, для любителей легкой наживы не помеха.
Липсиц: У законной парковки три отличительные приметы: разрешение префектуры на использование земельного участка, документ, удостоверяющий право данной организации заниматься этим видом деятельности, и форма парковщиков, в состав которой входит светоотражающий жилет с надписью, сколько стоит парковка в данном месте. Кроме того, обязательно должна быть соответствующая разметка на асфальте и правила пользования парковкой, вывешенные на видном месте.
РГ: Если надписи нет, то это левый парковщик?
Липсиц: Попросить предъявить документы не мешает.
РГ: А где обещанные перехватывающие парковки?
Липсиц: Этот вопрос недавно обсудило правительство Москвы. Решено, в частности, что их нужно построить примерно на 150 тысяч машино-мест. Первые 30 из 90 появятся в ближайшие три года. Остальные — к 2010 году.
РГ: Какой будет следующая мера города для разгрузки дорог?
Липсиц: На втором месте сейчас — автоматизация управления движением. Система «Старт», с помощью которой прежде пытались решить эту проблему, сейчас морально устарела. Поэтому принято решение правительства Москвы о ее модернизации и развитии.
РГ: И что же она, по-вашему, даст?
Липсиц: Приведу пример. Идут параллельно две магистрали — Ленинский проспект и проспект Вернадского. Часто по Вернадского едешь свободно, а на Ленинском все время стоишь по сорок минут в пробках. Система же должна помочь выбрать оптимальный маршрут движения, заранее предупредить о возможных затруднениях на пути, настроить на оптимальный режим работу светофоров. В итоге — обеспечить безостановочное движение. Предполагается, что действовать эта интеллектуально-транспортная система будет по всему городу. На Дмитровском и Волоколамском шоссе, Ленинском проспекте ее модернизация уже идет.
РГ: После возведения разделительного барьера между полосами встречного движения на многих дорогах исчезла возможность регулирововать пропускную способность за счет реверсной полосы. Кому пришло в голову это сделать? (Антон Иванов, г. Москва).
Липсиц: На том же Ленинском проспекте это вызвано хроническими аварийными ситуациями. Разделительный барьер существенно помог снизить гибель и травматизм участников движения на этом участке дороги. Реверсные полосы нужно внедрять очень осторожно.
РГ: В общем, чтобы не было проблемы, город решил просто избавиться от них? По принципу — лучшее лечение от головной боли — гильотина?
Липсиц: На самом деле число реверсных полос даже выросло.
РГ: Не раз звучала идея ввести выделенные полосы для общественного транспорта. Не кажется ли вам, что в условиях дефицита дорог для Москвы это непозволительная роскошь?
Липсиц: Так может судить лишь неграмотный человек. Выделенные полосы способствуют сокращению на дорогах числа автомобилей за счет того, что их владельцы, зная, что на автобусе или троллейбусе гарантированно доедут до цели к назначенному часу, предпочтут передвигаться на них.
РГ: Первую полосу собирались организовать на Волоколамке…
Липсиц: Она появится там в первом полугодии будущего года. Прорабатываются также для эксперимента участки на Ленинском и Ленинградском проспектах.
РГ: Где гарантия, что автовладельцы не будут ездить по этим полосам? В Париже, например, не помогают даже железные столбики, которыми их там огородили. Все стоят помятыми!
Липсиц: Чтобы призвать к порядку нарушителей, должна действовать целая цепочка эффективных мер. Но ситуация не такая уж безнадежная. Наши водители на Западе, например, водят машину совершено иначе, чем дома, в Москве. Более дисциплинированно и ответственно.
РГ: Как известно, столица испытывает дефицит электроэнергии. Не дай бог, случится очередное Чагино, что ждет светофоры? Все отключатся?
Липсиц: На подобный случай закуплены автономные электростанции. Но лучше бы они никому не потребовались.
РГ: Эксперты периодически предсказывают столице транспортный коллапс. Такая возможность просчитывается, что действительно в один не самый прекрасный момент город может вообще остановиться?
Липсиц: Этого просто не может быть. Все, что делается сейчас, направлено на улучшение нынешнего положения. Оптимизма добавляет и то, что ежегодно в Москве прибавляется по 150 тысяч автомобилей, а пределом ее насыщения, по мнению специалистов, является 500 тысяч. Правда, приходится считаться и с увеличением машин в Подмосковье и других близлежащих областях, так как многие жители оттуда едут на работу в Москву. Вот почему дорожная ситуация — вопрос не столько транспортный и не только городских властей. Когда у населения в других регионах будет дома работа, отпадет потребность искать ее в другом месте.
РГ: С соседними областями Москва, наверное, должна считаться и при развитии дорог. Как ни реконструируй, скажем, ту же Ленинградку, но без участия Московской области до аэропорта Шереметьево с комфортом все равно не доехать.
Липсиц: Столица и пытается состыковать транспортные потоки с правительством Подмосковья. Ведь совершенно очевидно, что большее количество полос из Москвы и меньшее в Москву создают узкие бутылочные горлышки на выезде из города. Есть ряд конкретных проектов, учитывающих этот фактор. Дороги по объезду Одинцова, Ногинска, Химок и другие. Активно участвует в решении проблемы и Минтранс России, финансируя строительство платной дороги Москва — Санкт-Петербург. Главное, чтобы новые подходы стали системой, и ни одного решения по улучшению движения в Московском регионе не принималось без увязки с Москвой.
РГ: Не раз вводились запреты движения грузовиков в пределах Третьего транспортного кольца в рабочее время. Откуда же они все-таки берутся на трассах?
Липсиц: Детей без питания в школах или пациентов больниц без лекарств не оставишь.
РГ: Но панелевозы и огромные фуры явно развозят не пилюли!
Липсиц: К сожалению, товарные станции находятся в центральной части города или поблизости к ней. Савеловская, Павелецкая, Рижская, Киевская… Это точки переработки грузов, без которых город не может обойтись. Вывод же их потребует времени.
РГ: А когда появятся нетрадиционные виды транспорта?
Липсиц: Соглашение о переоборудовании Малого кольца железной дороги с грузовых перевозок на пассажирские подписано мэром Москвы Юрием Лужковым и руководителем ОАО «РЖД» Владимиром Якуниным. Но и это работа не одного дня. Железнодорожникам придется менять всю схему движения грузов. А главное, нет электричества, и поезда по этому кольцу ходят только дизельные. Продолжается также проработка проекта скоростного трамвая для его пуска по шоссе Энтузиастов с выходом на МКАД.
РГ: Положа руку на сердце, надо ли было тратить бешеные деньги на строительство монорельсовой дороги от ВВЦ до станции метро «Тимирязевская»? Какую проблему она решила?
Липсиц: Кроме как обкатать систему и оценить возможности ее использования в городе, задачи и не ставилось.
РГ: Какой вывод?
Липсиц: Делать его рано, так как дорога все еще находится в опытной эксплуатации. До конца года ее должен принять метрополитен.
РГ: Лучше бы еще автобусов комфортабельных купили!
Липсиц: Других, кроме самых современных, низкопольных и скоростных, город и не закупает. Обновление парка происходит строго по нормативам.
РГ: Еще бы дожить до времени, когда автобус от метро «Рязанский проспект» до «Таганской» шел 35 минут, как было в советские времена, а не два с половиной часа, как сейчас!
Липсиц: У Института Генплана Москвы есть совершенно четкий критерий: самая продолжительная поездка из одной самой отдаленной точки Москвы до другой не должна превышать по времени 55 минут. Занимает же часто на 20-25 минут больше. Но волшебной палочки, которой можно махнуть и с завтрашнего дня дороги станут шире, нет.
РГ: Правда ли, что скоро на городском транспорте появятся вторые турникеты и поездки для пассажиров станут еще сложнее?
Липсиц: Почему же они станут сложнее, если вместо одной двери станут работать две? Очевидно другое: да, эта мера непопулярная и никого не радует. Но благодаря ей город собрал в год с бывших «зайцев» 3 миллиарда рублей и закупил дополнительно современные автобусы и троллейбусы.
РГ: На что будут потрачены 20 миллиардов рублей, которые выделит федеральный бюджет столице в будущем году?
Липсиц: Приоритеты города известны. Это Четвертое транспортное кольцо, строительство которого, как уже говорил мэр, в будущем году город начнет полным ходом сооружением хордовой магистрали входа в Москву со стороны севера, от Химок через створ Октябрьской железной дороги до Королева и далее на восток. В общем, были бы деньги!
Любовь Пятилетова
Российская газета

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация