Вопросы жилищнику
Отвечает Ольга Долгушина, заместитель руководителя Департамента жилищной политики и жилищного фонда города МосквыМОРОКА С ВЫМОРОЧКОЙ
Как сейчас в Москве обстоят дела с выморочным имуществом? Ранее комнаты и квартиры, на которые нет наследников, поступали в собственность субъекта Российской Федерации, то есть Москвы. С 1 марта 2002 года, с момента вступления в силу 3-й части Гражданского кодекса РФ (которая, в том числе, регулирует вопросы наследования), они – собственность Российской Федерации, как государственный жилищный фонд.
Как вам известно, около 40% жилищного фонда столицы – это городское имущество. И ранее, действительно, после смерти собственника и в случае отсутствия наследников, проблем, что делать с этим жильем, не возникало, так как оно поступало в распоряжение города. Однако, после принятия 3-й части ГК РФ город уже не имеет права свободно распоряжаться этим имуществом.
Представьте положение людей, у которых квартира оформлена в долевую собственность и появляется выморочная доля. Либо в коммунальной квартире после смерти соседа комната стала выморочным имуществом. Они практически оказались в «подвешенном» состоянии. У кого выкупать? РФ не принимала собственность, так как не имела ни механизма, ни организаций, чтобы этим заняться (объем был достаточно большой – около 400 квартир ежегодно), а Москва уже не могла (по закону) этим заниматься. Такая ситуация продолжалась около года.
Но летом 2003 года Департамент жилищной политики и жилищного фонда подписал соглашение с территориальным управлением Минимущества РФ «Агентством федерального имущества по г. Москве». У этого агентства есть все права по управлению федеральным имуществом, и по этому договору, как только департамент получает уведомление из налоговой инспекции о выморочном имуществе, он сам от лица Федерации реализует это имущество. Пока это касается только комнат в коммунальных квартирах и долей в праве. Вопрос с квартирами, к сожалению, решается не так быстро.
Сейчас у нас есть ряд выморочных квартир, на которые претендуют наши очередники. О каждой из этих квартир мы отдельно договариваемся с агентством, и решение в каждом конкретном случае принимается индивидуально. Ведь РФ, как собственник, может принять любое решение по этим квартирам, в том числе оставить их у себя для решения определенных задач.
На сегодня, я думаю, Федерация не готова распоряжаться и управлять своим имуществом в Москве. Слишком широкий круг проблем с этим связан. Первоначально его необходимо зарегистрировать, потом создать соответствующие службы и инфраструктуру, чтобы им управлять. В Москве подобные структуры по распоряжению городской собственностью уже давно действуют, и сама процедура достаточно отлажена.
РЕГИСТРАЦИЯ УСКОРЯЕТСЯ
Почему возникают сложности по регистрации прав города на квартиры, получаемые по договору с инвестором?
Ситуации, когда не регистрируются права города на квартиры в домах, построенных по инвестиционному контракту, действительно, случаются. Ведь это договор обеих сторон: с одной стороны уполномоченное лицо от города (например, префект), с другой – инвестор. И бывают ситуации, когда они не могут прийти к соглашению. Например, инвестор может потребовать, ссылаясь на понесенные им затраты, увеличения своей доли. И это может длиться очень долго. В результате такой тяжбы не подписывается акт реализации контракта. Отсутствие же документа является основанием для отказа со стороны Мосрегистрации в регистрации прав города. Хотя фактически люди уже живут в этих квартирах, так как существуют определенные сроки заселения, а юридически оформить им ту же приватизацию очень сложно.
Права города на новостройки сегодня, можно сказать, отлажены. 25 ноября 2003 года правительство Москвы приняло постановление о сокращении сроков оформления права собственности города Москвы на жилые помещения, где все четко прописано. Так что ситуация должна улучшиться.