23:30:44
11 апреля 2021 г.

Без частника нам не обойтись

Владимир Васильев последнее время возглавлял комиссию Мосгордумы по реформе ЖКХ. Недавно он избран депутатом Государственной Думы России. Проблемы столичного ЖКХ по-прежнему интересуют и волнуют депутата. Ниже мы публикуем его размышления о состоянии и путях совершенствования отрасли. «Утром деньги…»
Как-то мне был задан вроде бы простенький вопрос: « Какие законодательные инициативы в сфере ЖКХ были у Мосгордумы в 2003-м году?» А я задумался. И не вспомнил. Не было таких инициатив. Разве что подготовлена, но так и не принята (даже не вынесена на обсуждение!) программа развития жилищно-коммунального хозяйства города. Реформа, по сути, стоит.
В чем причина? Ни одно из предложений программы не обеспечено финансами, не подкреплено ресурсами. Нищета отрасли – главная ее беда, основной тормоз на пути каких-либо преобразований. И перспективы неутешительны.
Московский бюджет на 2004 год уже утвержден. На жилищно-коммунальное хозяйство выделено 53 млрд. руб. – почти шестая часть бюджета. Вроде немало, и это не считая средств на субсидии, которые выделяются малоимущим гражданам. Но выделенные деньги покрывают немногим больше половины потребности отрасли. Что это значит? Покрасили один подъезд, а другой оставили на следующий год? Нет, ситуация куда серьезнее. Старение жилищного фонда приближается к критической отметке, становится необратимым. И тогда уже поздно будет ремонтировать дома, их надо будет просто сносить…
Замечу, кстати, что сейчас Мосгордума собирается принять закон «О мониторинге жилищного фонда города». Сейчас эту работу по своей инициативе проводит Мосжилинспекция. Теперь наблюдение за состоянием жилых зданий Москвы, за каждым ее домом должно стать обязательным.

Надеемся на себя
В принципе есть три источника такого финансирования: средства населения (т.е. повышение тарифов на обслуживание и энергоресурсы), казна города и инвестиции. Основной – казна. Но что получилось? Возможности бюджета столицы резко ограничили федеральные законодательные акты – Бюджетный кодекс и Налоговый кодекс. Если раньше налоги между столицей и Федерацией делились половина на половину, то теперь у нас остается лишь третья часть всех сборов. Справедливо ли это? Только один факт. По последней переписи, в Москве живет примерно 10,5 млн. человек, при том, что зарегистрировано 8,7 млн. Значит, почти 2 млн. – гости столицы. Но они пользуются всеми столичными удобствами. Тем не менее, деньги на строительство метро переложили целиком на город, из-за чего, кстати, ряд линий стоят незавершенными. В бюджете нет средств.
Или отмененные с 1 января 2004 года налоги с продаж. Хорошо постаралось торговое лобби… Ладно, если речь идет о товарах первой необходимости, а если о роскоши? Такая отмена, кстати, вовсе не понизит цены, как об этом говорилось, а вот то, что столичный бюджет потеряет 25-27 млрд. руб., – уже ясно.
Понятно, что все это сказывается и на финансировании жилищно-коммунального хозяйства. Особенно остро стоит ситуация с капитальным ремонтом домов – мы выделили на него всего 8 млрд., а требуется, как минимум, 15. Причем, на те здания, которые обойтись без него уже не могут. К чему это ведет? Недавний страшный пожар в студенческом общежитии… Правда, это не городской фонд, но истинные причины трагедии очень понятны работникам комплекса городского хозяйства столицы: в здании долгое время не было капитального ремонта.
Изменится ли ситуация? Необходимо, на мой взгляд, внести изменения в Налоговый и Бюджетный кодексы РФ – в частности с тем, чтобы дать субъектам Федерации большую самостоятельность в распоряжении средствами.

Казне надо помочь
Что касается перекладывания на москвичей всех забот о содержании домов, то я считаю это просто безнравственным. Да и ни к чему хорошему это не приведет. Примеры уже есть в Воронеже: резкое повышение тарифов привело к тому, что люди вышли на улицы. Камчатка – когда даже коммунальщики взмолились: «Вернитесь к прежним ценам. Раньше мы получали хоть что-то. А теперь граждане вообще отказались платить».
Кстати, была попытка перейти к такой же – полной – оплате услуг ЖКХ и в Москве. Проект соответствующего постановления уже был подготовлен. Но в последний момент депутаты его приостановили. В результате выбрали добровольный вариант. Помните, висели плакаты по Москве: «Если ты любишь свой город на 100 процентов…»? Чем это кончилось – известно. Платежи остались на прежнем уровне.
И все же я должен со всей определенностью сказать: без увеличения плат населения (при безусловной защите интересов малоимущих) нам не обойтись. Жилищно-коммунальные, да еще медицинские расходы в развитых странах самые большие. И люди уже как бы настроены на это. У нас еще нет. Но с ростом доходов населения придем к такому пониманию и мы. А привыкать к этой мысли надо уже сейчас. Так что проблема перераспределения приоритетов семейного бюджета еще впереди.
Возьмите, например, такую знакомую и привычную часть оборудования нашего дома, как лифт. Это по сути самый важный и загруженный социальный «транспорт» столицы: в день он «перевозит» 10 млн. человек! Но ситуация с лифтами складывается катастрофическая: многие из них исчерпали свой 25-летний технический ресурс, часто останавливаются. На замену и модернизацию всех таких подъемников – самого дорогого инженерного сооружения подъезда! – требуется 2,5 млрд. руб. Таких средств у города нет. Придут ли на помощь сами граждане? Мы посчитали: если каждая семья будет платить помимо тех сумм, которые заложены в «техобслуживание», хотя бы 10 рублей в месяц, но целевым назначением: «на лифт», проблему можно решить. Я уж не говорю о том, что и вандализма станет меньше. В состоянии ли? Думаю, да. Это гораздо меньше той суммы, которую мы платим за радио (которое не слушаем) или за домофон (часто не работающий). Но ведь платим! А лифт гораздо важнее.
Госстрой РФ сейчас выступает с инициативой, чтобы в платежные документы собственников жилья вошли отчисления на капитальный ремонт. Ведь согласно ГК РФ эта категория граждан должна полностью содержать свои жилища. Пока такое невозможно, в массе своей собственники ничуть не богаче нанимателей, но позаботиться о будущем капремонте зданий они все же должны.

Приходите и управляйте
Без того, что на рынке жилищно-коммунальных услуг не создается конкурентная среда (а это не только улучшение их качества, но и снижение стоимости самих услуг), ничего не получится. Но сейчас ДЕЗы – практически единственные монополисты. Причем, далеко не самые лучшие. Никакой связи с населением у них нет. Получая гарантированные деньги из бюджета, они заботятся лишь о том, чтобы их полностью потратить. Улучшать качество обслуживания не является их обязанностью. Кто составит им конкуренцию? Частные управляющие компании. Надежные и ответственные фирмы, определенные по результатам конкурсов-тендеров – это главная надежда ЖКХ. Они не только улучшат обслуживание населения, но и защитят его интересы (и тем самым свои) в споре с поставщиками услуг. Иными словами, снизят наши коммунальные платежи.
Одна беда – не идет бизнес в жилищно-коммунальную сферу. Низкие нормативы делают его невыгодным. А тут еще поговаривают, что бюджет прекратит дотации… Кто ж возьмется за убыточное дело?
Как заинтересовать компании? Ответ на это вопрос должны дать муниципальные власти. Привлечение частного бизнеса в ЖКХ, по сути, одна из главных ее задач. Трудно? Конечно. Если прогорающий магазин, чтобы выжить, может сменить профиль, то жилищно-коммунальным фирмам деваться некуда: другой работой они заниматься просто не могут. Вот и надо именно в этой сфере поискать для них выгодные работы: асфальтирование дорог, капитальный ремонт и реконструкция зданий, перестилка кровли, и тому подобное. В общем, как-то заинтересовать их (и закрепить это нормативными актами!), чтобы вместе с этими работами они занимались и обслуживанием зданий, и в целом работали рентабельно.
И еще. Известно, что один из путей повышения рентабельности работ – это их механизация. Да и дворников не хватает… Но разве заинтересована частная компания в приобретении, скажем, газонокосилки, малой снегоуборочной техники, удобных и гигиеничных контейнеров для мусора, если знает, что через год она сдаст полномочия? Что она будет делать с этим оборудованием? Год – слишком малый срок для того, чтобы компания смогла утвердиться на новом месте, развернуть там работу, которая даст ощутимые результаты. 3-5 лет – оптимальное время, на которое с компанией надо заключать договор. А станет работа выгодной – она привлечет и инвестиции в жилищно-коммунальную сферу. Одно, как видите, связано с другим.

И щуку бросили в реку
Сколько мы каждый день тратим на себя воды? Даже при самом сильном воображении нельзя представить, чтобы одному человеку в сутки понадобилось 40-50 ведер. Включая утоление жажды, приготовление пищи и разные гигиенические процедуры. А между тем Мосводоканал заложил именно такую цифру потребления влаги на каждого из нас – 380 литров.
Как приструнить монополиста? Рецепт известный – счетчики. Они-то уж точно покажут, сколько мы тратим воды, и если это пока будет не средний показатель для Европы – 120-180 л, то и не та несусветная цифра, которую нам навязали, и за которую мы обязаны платить.
Говорят о счетчиках уже много лет, только почему-то их не вводят. Почему? Ответ простой: их установку дали на откуп… все тому же Мосводоканалу.
Сейчас в Москве установлено порядка 400 тыс. счетчиков, но они либо не работают вообще, либо по ним не рассчитываются. Отговорки разные: нет правовой базы, нет расценок, нет организации, которая будет проверять счетчики, и тому подобное. Можно ли относится ко всему этому серьезно? Просто водоснабжающая организация не заинтересована, чтобы счетчики работали. В оправдание своей позиции она нередко приводит такой аргумент: «Дело не в счетчиках, а в нашей психологии. Не научили нас еще экономить воду. Как показал опыт других «щедрых» стран, берегут воду только первые 2-3 месяца после установки счетчиков, а потом возвращаются к прежним привычкам».
Да не так это! За рубежом я бывал в домах многих наших бывших соотечественников. Подходил по привычке к раковине, пускал струйку, отвлекался… И тут же слышал: «Ты что – разорить нас хочешь? Можно и прикрыть бы кран…» Психология меняется скоро – стоит только почувствовать связь между ней и собственным карманом. Так что уговаривать людей не надо. Сами будут знать, что делать. В данном случае – беречь влагу.

Построили и… забыли
В 2003 году в Москве было благоустроено 7,5 тыс. дворов. Контроль осуществляла Административно-техническая инспекция, и проводила его очень строго. Но когда я слышу такое, всегда думаю: «Когда закончили последнюю проверку – надо, наверно, начинать все снова. Ведь от первого до последнего двора прошло столько времени. В первых обязательно надо что-то подкрашивать и переделывать». Но по второму разу контролеры не идут.
Строить, облагораживать участки научились, а вот беречь то, что уже стоит, что сделано – не умеем. Или не хотим. Когда говорят: «Мой двор, мой подъезд», мне невольно хочется продолжить: «Мой автомашину… Мой руки перед едой». Благоустройство – не одноразовое действие, это норма жизни. Естественная потребность. Приказ. Наш святой и никогда не убывающий долг перед городом.
Дворы за последнее время, действительно, преобразились. Появились детские и спортивные площадки, разбиты клумбы, газоны, высажено много деревьев. Но проходит какое-то время, и все это благообразие приходит в упадок. Отказывают шарниры в качелях, ломаются скамеечки, рушатся домики, вытаптываются цветы… Бессмертная галочка! Наша неистребимая преданность к различным кампаниям! Смотр прошел, и вот уже во двор страшно зайти – такой он стал неряшливый, неприглядный. Зато вовремя отчитались (в том числе, кстати, за потраченные деньги): «В мероприятии участвовали!» А дальше – хоть трава не расти. Иногда в буквальном смысле. Относится это и к нам, жильцам, и к районным управам – они просто не выделяют деньги на содержание тех территорий, которые в свое время благоустроили.
Почему не бережем? Да потому что равнодушны, безразличны к городу. Не чувствуем его своим, родным. «По одежке» встречают не только людей. О качестве, надежности, бесперебойности работы всех муниципальных служб судят также и по внешнему виду дворов и улиц. И пока будет такое отношение, пока чистота, красота, благоустройство столицы будет считаться не кровным делом каждого, а «мероприятием», реформа жилищно-коммунального хозяйства не начнется.

Илья Гордон

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация