Мебель для курильщиков
Когда-то сенсацией стал дом, целиком построенный из… пластмассы. О нем писали восторженные репортажи, сняли документальный фильм. Но скоро победные фанфары сменила оглушительная тишина. Забыли о доме. Как будто его и не было. Дело в том, что уже через месяц после его ввода в строй стало ясно: жить в нем нельзя. Люди задыхались от изобилия синтетики. И дом снесли.Было это в 60-е годы, но увлечение химией не проходило еще долго. Жертвами ее стали жители так называемых фенольных домов, в бетонных стенах которых в качестве утеплителя использовалась вата, пропитанная этим составом. Но водный раствор фенола — это обычная карболка! Проблемой расселения жителей из этих зданий город занимался несколько лет…
Казалось, второй раз на грабли не наступят. Но вот в последнее время в органы санэпиднадзора стали поступать тревожные сигналы: в помещениях вновь стали ощущаться фенольные «ароматы»… Люди чувствуют недомогание, головные боли, затрудненное дыхание и даже боли в сердце. В чем же дело?
Фенол и формальдегид входят во множество строительных материалов, являясь необходимым их компонентом. Есть они в подвесных потолках, плинтусах и даже ручках дверей и окон. Насыщены ими иногда и синтетические ковровые покрытия. Самая большая их концентрация наблюдается в первый период эксплуатации помещений. В дальнейшем по мере их проветривания, влажной уборки эта концентрация уменьшается и постепенно приходит к допустимым нормам.
Но бывает и так, что строители используют недоброкачественные или нелицензионные материалы при возведении дома. В подобных случаях необходимо заключение компетентных служб о наличии в воздухе вредных веществ, превышающих предельно-допустимую величину. Если такое заключение получено, то в квартирах должен быть сделан ремонт за счет строительной организации.
Немало неприятностей жильцам может принести мебель. Красивая, современная, она тем не менее нередко является источником ядовитых испарений. Дело в том, что шкафы, кровати и т.п. производятся в основном из древесностружечных плит, в которых деревянные опилки (стружка) скрепляются фенолформальдегидными смолами. Понятно, что количество их строго ограничено санитарными нормами. Но иногда их нарушают. А потому, приобретая гарнитур либо какой-либо из предметов обстановки, познакомьтесь с его гигиеническим сертификатом. Там должны обязательно стоять буква «Е» и цифра 1, 2 или 3.
Е1 – из такого материала делается детская мебель, в ней минимальное количество смол. Допустимо и Е2. А вот если указано Е3 – такую мебель не покупайте. Ее материал явно не предназначен для бытовых помещений. Обратите также внимание, хорошо ли закрашены или оклеены фанеровкой торцевые поверхности предметов. Это тоже гарантия того, что вредные химические вещества не вырвутся наружу.
Кстати сказать, мебель опасна не только смолами, но и большим количеством используемого в ней поролона, а также синтетических материалов. Сами по себе они не страшны, но вот при горении выделяют крайне опасные вещества, в частности, цианистый водород. Именно потому мак часто гибнут курильщики, которые засыпают, забыв затушить сигарету. Правда, в современной мебели в состав поролона часто включают антипирин, еще одно химическое вещество, которое как раз препятствует его возгоранию. Но вот есть ли оно именно в том предмете, который вы приобретаете? Это тоже можно узнать – в тех же гигиенических сертификатах. А курильщикам не просто можно, а нужно!
Впрочем, иногда вызов санитарного врача бывает напрасен. Да, запахи в квартире есть, но источник их находится вне помещения. Это могут быть и вредные выбросы промышленных предприятий, и выхлопы машин на чересчур напряженных трассах. Специалист, к сожалению, лишь зафиксирует этот факт, но поможет вряд ли. Необходимо оздоровление общей экологической обстановки в Москве. Но это, как говорится, другая песня.