Все ладно в Датском королевстве
В Дании самые высокие налоги в мире и одна из самых сильных экономик в Европе. На референдуме о введении евро датчане проголосовали «против». Сегодня один евро равен приблизительно 7,5 датской кроны. В 2002 году датчане заплатили органам фиска сумму, равную половине ВВП. Это дает жителям страны право пользоваться чрезвычайно широкой системой социальной помощи. В Дании бесплатное образование, медицина, обязательная пенсия, которая выплачивается каждому человеку старше 65 лет и дает возможность вполне сносного существования, и масса других социальных льгот.Тем не менее, пришедшее к власти в ноябре 2001 года новое правительство (сформировано из представителей Либеральной партии и Народной консервативной партии) объявило о замораживании налогов. Теперь, чтобы найти средства для субсидирования одних социальных программ, оно вынуждено их забирать у других проектов.
Дания – конституционная монархия. Она до сих пор живет по Конституции 1848 года (в нее внесены многочисленные поправки). Король в сегодняшней Дании – связующее звено между сменяющими друг друга правительствами, посредник между законодательной и исполнительной властью. Ныне любимой народом действующей королеве Маргрет II 63 года. Но она больше увлекается театральным искусством, чем политикой.
Любители объединений
По состоянию на начало 2003 года в Дании насчитывалось почти 5,4 миллиона жителей (это 2,5 миллиона семей). Семья – основная «жилищная единица» в стране. Датчане любят объединяться в различные ассоциации. Так, в сфере социального жилья действуют 700 жилищных некоммерческих ассоциаций, разных по величине и охвату территории. Они управляют более 500 тысячами социальных домовладений. Существуют три вида ассоциаций: кооперативы, автономные объединения, некоммерческие общества с ограниченной ответственностью.
С 1970 года каждая ассоциация имеет правление, представляющее большинство жильцов. Кстати, подобное образование уже не существует в Великобритании и Нидерландах и никогда не существовало во Франции. Каждое домовладение ассоциации рассматривается как отдельная финансовая единица и имеет свой собственный жилищный комитет. Чтобы принять какие-либо серьезные решения, необходимо набрать большинство голосов жильцов при голосовании.
Местные власти обеспечивают жилищные ассоциации начальным капиталом, субсидиями и гарантиями, они утверждают схемы найма и аренды, и вообще – играют ключевую роль в регулировании деятельности ассоциаций. В функции местных властей входит также и контроль за состоянием жилищ.
Три кита социальной помощи
Основные направления, по которым сейчас развивается система социальной жилищной помощи это – «инвестиции в камень»; помощь населению; налоговые льготы.
«Инвестиции в камень», – это вложение денег в строительство социального наемного жилья некоммерческими жилищными организациями. С 1998 года «раскладка» этого финансового потока выглядит следующим образом: 91% – частные инвестиции, 7% – помощь муниципалитетов, 2% – взносы самих жильцов или нанимателей.
Местные власти могут финансировать малоимущих: 80% субсидий предоставляется центральным правительством и 20% – самими муниципалитетами.
Индивидуальная или жилищная субсидия доступна арендаторам и нанимателям, независимо от того, кто они и какое жилье снимают. Для граждан Дании нет ограничений по получаемым доходам, чтобы претендовать на социальное жилье. Впрочем, и по возрасту тоже: в так называемом «листе ожидания» могут зарегистрироваться даже молодые люди от 15 лет. Социальная жилищная система, таким образом, является чрезвычайно открытой.
Молодежь, старики, инвалиды
Политическая стабильность – характерная особенность датской жилищной политики последние двадцать лет. Ежегодно датский парламент Folketing принимает около 200 новых законов. 14 округов и 271 коммуна, которые не имеют права принимать законы, тем не менее, могут повышать налоги и обладают значительной автономией: в регионах проводятся выборы в местные органы власти, действуют местные администрации.
В 2001 году, в связи с приходом к власти нового правительства, изменились приоритеты в жилищной политике. Все большее внимание уделяется увеличению возможностей для участия частного капитала в этой области, проводится реформа финансирования государственного сектора и особенно кооперативов, часть жилищного фонда продается для того, чтобы полученные средства направить на инвестирование новых жилищных проектов.
Сейчас жилищная политика сфокусирована на двух основных направлениях: строительстве и усовершенствовании жилья для молодежи и пенсионеров и обновлении жилищного фонда.
В 2000 году 11% пенсионеров (старше 75 лет) жили в специально построенных для них домах. В настоящее время все больше пожилых датчан получает бесплатную помощь на дому, так как сейчас государство старается, наоборот, предоставить возможность старикам жить как можно дольше в родных квартирах и домах. А жилища пенсионеров – оборудовать в соответствии с их запросами.
Сегодня большинство датских пенсионеров живет преимущественно в домах с муниципальным обеспечением различными вспомогательными службами и системами сигнализации. Однако в Дании есть и большое количество домов, плохо приспособленных к нуждам пожилых людей. Так что датское государство еще с девяностых годов стремится переселить народ из аварийных или просто старых домов в приюты или субсидируемые дома престарелых.
Подобная политика ведется и в отношении инвалидов. Им создаются удобства в их собственных домах. За это, как и за переобучение и занятость инвалидов, ответственны муниципалитеты. Инвалидам, неспособным обходиться собственными силами, предлагают переселиться в небольшие коммуны или индивидуальные дома со всеми удобствами и предоставить им всевозможные услуги.
Интересно проследить, как варьировалась государственная жилищная политика с начала девяностых годов. Сперва был принят «жилищный план», основной целью которого было облегчение доступа к жилью людей, которые не могли найти себе жилье на рынке. В конце девяностых, в очередном плане, власти решили усовершенствовать механизмы финансирования жилья, его строительства и эксплуатации, причем особый акцент был сделан на обновление. План на 2002–2005 годы примущественно ориентирован на социальное обеспечение.
Назад, на природу
До 1970 года население страны сосредотачивалось в больших городах. В семидесятые годы тенденция изменилась – произошел отток населения в маленькие городки. В частности, увеличилось население Ютландии, в то время как численность жителей столицы Копенгагена уменьшилась. В настоящее время эта тенденция сохраняется, правда количество сельских жителей увеличивается уже медленнее.
Происходит это потому, что в семидесятые годы, вследствие коммунальной реформы, в новых больших коммунах (на сегодня их насчитывается более 270) увеличилась доля социального жилья. В маленьких городах стала развиваться промышленность, начали строиться индивидуальные дома.
В течение восьмидесятых-девяностых годов значительно увеличилось население больших коммун провинциальных городов. Людей удалось привлечь строительством нового жилья в центральных городских районах. Строительство развивалось, в свою очередь, благодаря смягчению налогового бремени.
Таким образом, Дания демонстрирует, как разумно выстроенная жилищная политика, вплотную увязанная со всей экономической и социальной жизнью государства, оказывает на нее влияние. Благотворное.