22:22:31
25 июля 2024 г.

Прибамбасы важнее комфорта

Что такое «элитное жилье»? Как его воспринимают обычные москвичи? Какие здесь проблемы – для инвесторов и застройщиков, для риэлторов и их клиентов, наконец, для всех нас? Об этом наш корреспондент беседует с управляющим отделением «Арбатское» корпорации «Инком-недвижимость» Даниилом РАЗДОЛЬСКИМ.– Сегодня строится много элитного, дорогого жилья. Диковинные башни и башенки радуют глаз. Правда?
– Трудно сказать. По-честному, мне, как москвичу, было бы приятнее, если бы строилось больше дешевого жилья, долларов так по 600 за квадратный метр. Очень сочувствую людям, которые, как ни бьются, не в состоянии решить жилищную проблему. Таких еще очень много.
– Как москвич вы за дешевое жилье. А как риэлтор?
– Как риэлтор – тоже. Вы думаете, основной доход нам толстосумы приносят? Нет, наш основной клиент, наша опора – «средний класс». Подчеркиваю – по российским меркам «среднего класса». То есть люди среднего достатка.
– Не любите богатых?
– Просто перекоса не хочу. От правительства мы ждем, чтобы оно учитывало интересы разных категорий граждан. Жилья сегодня строится много, но стоимость квадрата-то какова?! И я не верю, что снизить ее невозможно. После кризиса 1998 года кое-где квадратный метр до $300 опускался. Могли ведь дешево строить? Значит, какие-то резервы тут есть.
– А правда, что элитное жилье годами не продается? Говорят: посмотри вечером – в таких домах редкое окно светится… Что называется – «понастроили…»
– Элитные квартиры, конечно, не «улетают» со скоростью малогабариток, но чтобы совсем «зависали», вводя в убыток застройщиков и инвесторов, – такого я не слышал. Уходит все. Года полтора с момента начала рекламы – и элитный дом распродан. Много, наверное, при этом на рекламу тратится. Как послушаешь радио – по всем каналам рекламные блоки, со стихами…
– И какой в этом смысл? Если у меня, потребителя, нет денег – хоть в стихах мне расписывай, хоть без стихов.
– Не скажите. Во-первых, богатых людей у нас сегодня немало. Во-вторых, большие деньги не всегда бывают у самых интеллектуальных людей. Бывает такой клиент, который скорее отзовется на чисто эмоциональное воздействие, чем на рациональные расчеты. На такого и рассчитаны красоты рекламного стиля.
– Поделитесь личными впечатлениями: каковы они, наши «новые русские», приобретающие дорогое жилье? Отличаются чем-то от обычных клиентов?
– Пора малиновых пиджаков, конечно, миновала. Культуры у наших богатых сограждан сегодня побольше. Но от западных богатых российские по-прежнему отличаются. Во-первых, «понта» больше. В Нью-Йорке я порой встречал в ресторане весьма известных людей, одетых крайне просто: буквально шорты-майка да часы какие-нибудь пластмассовые. Отечественный богатый себе такого не позволит. Он и квартиру нередко по тем же критериям выбирает: престиж, «прибамбасы» всякие важнее, чем функциональность.
– Что значит «функциональность»?
– Знаю ситуацию с загородными коттеджами. Ведь застройщики часто стремятся получить максимальную прибыль, не думая о том, каково людям будет в таких домах жить. Строят, например, внешне броские коттеджи, пленяющие винтовыми лестницами с этажа на этаж. И горе клиенту, который «клюнет» на такую красоту: ведь подниматься по таким лестницам крайне неудобно. А если в семье есть пожилые люди?
«Наш» богатый человек стремится иметь квартиру в центре, западный же его собрат давно сделал выбор в пользу жилья за городом, то есть в пользу лучшей экологии. Впрочем, россиянин, может быть, не только из-за престижа в центр рвется: просто с дорожным движением у нас проблем избыток. Также российские богатые часто покупают недвижимость, чтобы просто вложить деньги. В произведения искусства, скажем, капитал пока что вкладывать у нас не принято. Да толстосум лучше еще одну дачу купит – такую, что заблудиться в ней можно, чем потратит деньги на подлинник известного мастера …
– Мы немного уклонились от темы ликвидности. Вы считаете, что дорогое жилье продается довольно-таки быстро, застройщики убытков не несут?
– Думаю, что бывает по-разному. Вообще, экономической эффективностью проекта надо заниматься на стадии его подготовки к реализации. Застройщики часто не анализируют для себя ситуацию с ликвидностью того, что они строят. Опираются на информацию о реальных продажах, имеющуюся на текущий момент. А есть ведь и общая тенденция. Скажем, квартиры площадью 230 кв. м продаются по цене $1500 за кв. м, при метраже же 130–150 кв. м цена одного квадрата составляет уже $1900. Ясно, что можно было бы из одной квартиры в 230 кв. м еще на стадии проектирования сделать две – с большей ликвидностью. Это самый простой пример, можно идти и дальше. Я, в общем-то, практик-риэлтор, по этому вопросу вам больше расскажут аналитики рынка недвижимости.
– Давайте тогда уточним критерии «элитного» жилья. Особенно интересна динамика. Хорошие квартиры были во все времена. Но разные. С чего начиналась «хорошая квартира» лет 10–15 назад?
– С кухни… Нет, серьезно, эти шестиметровые кухни портили нервы не одному поколению: общепит людей не баловал, а готовить еду для семьи на таком пятачке… Сегодняшнее элитное жилье, конечно, отличается от жилья доперестроечного периода, даже самого добротного. Стоимость одного метра элитного жилья доходит сегодня в Москве до $12 тысяч (причем нередко внутренняя отделка съедает львиную долю цены). А, например, в высотном доме на Котельнической набережной – предел мечтаний советского гражданина! – квадратный метр сегодня стоит «всего» $3–4 тысячи.
Перечень сегодняшних критериев элитного жилья начинается с «географии» (местоположения). В самом деле, предложите квартиру сколь угодно высокого качества, скажем, в Балашихе – она будет элитной для балашихинцев, но не для москвичей. Следующий критерий – тип дома (кирпич, разумеется, никакой «панели»). Далее идет парковка, без этого об элитности и речи быть не может. Ведь сейчас в семье часто две-три машины. Далее. Очень желательна свободная планировка. Что еще? Наличие консьержа, а лучше – военизированной охраны. Все больше клиентов, которые хотят, чтобы в квартире было две спальни. Очень важно, какие соседи (они должны быть людьми «своего» социального круга). Ценится, когда в доме не очень большое количество квартир. Далее – вид из окна, внутренняя отделка и многое другое. Атриум, бассейн, солярий, пентхаус, – много чего можно потребовать. И предложить.
– Так радуют наш глаз эти диковинные башни и особняки или нет?
– В цивилизованном мире считается, что наличие в обществе большого процента богатых людей – это благо. В конце концов, налоги, которые они платят при покупке квартиры, идут в казну. Да и микросреду хорошие дома облагораживают. По крайней мере, хотелось бы так думать. Известный пример – ухоженная набережная в районе тех же «Алых парусов». Вообще, надо ведь нам всем учиться жить по-настоящему, а не просто выживать. Хорошие дома – как наглядный образец перед глазами…
Сказать вам, какое жилье по цене квадратного метра идет сразу вслед за элитным? Нищие «малогабаритки» с коридорной системой, не претендующие на комфорт. Цена квадрата здесь доходит до $1500. Почему их покупают (и еще как!)? Просто ни на что другое у многих граждан средств не хватает…

Людмила Пирожкова

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация