23:30:44
11 апреля 2021 г.

Большая Москва на фестивале архитектуры

СтроительствоС выставкой лучших проектов международного конкурса по разработке концепции развития Московской агломерации мы познакомили читателей еще в сентябре («КР», №№ 34, 35). На прошлой неделе эта экспозиция переместилась в Центральный выставочный зал «Манеж». Здесь проходил Международный фестиваль архитектуры «Зодчество–2012». Самое время награждать победителей.

Юбилей с изюминкой

Московский фестиваль архитектуры является самой крупной выставочной площадкой в России, где можно одновременно увидеть результаты деятельности зодчих не только из многих городов и регионов, но и других стран.

«Этот фестиваль имеет особое значение, поскольку празднует в этом году свой юбилей. Союз архитекторов России организовывает его в 20-й раз. Выставка, представленная здесь, отличается своей оригинальностью», – отметил на торжественном открытии заместитель мэра Москвы по градостроительной политике и строительству Марат Хуснуллин.

Несомненно, демонстрация итогов конкурса «Большая Москва» стала главным событием на фестивале. Авторы лучших проектов развития мегаполиса получили награды московского правительства и вновь рассказали о своих разработках.

Как известно, 1 июля 2012 года территория Москвы увеличилась на 148 тыс. гектаров. В связи с присоединением новых земель потребовалось переосмыслить всю градостроительную модель мегаполиса. Для этого и был проведен конкурс среди урбанистов всего мира на разработку концепции развития Московской агломерации.

Конкурс объявили еще в начале года. Профессиональное сообщество проявило огромный интерес, на участие в нем было подано свыше 60 заявок. В конце февраля экспертная группа оставила десять претендентов, они и занялись разработкой проектов для Новой Москвы. В дальнейшем число участников сократилось до девяти – одна из команд выбыла.

Итоги конкурса международное жюри подвело 5 сентября. Однако награждение лауреатов было решено приурочить к 20-летнему юбилею фестиваля «Зодчество».

Согласно решению экспертов, победу сразу в двух номинациях – «Московская агломерация» и «Большая Москва» – одержала французская архитектурная мастерская Antoine Grumbach et Associes. А лучшим проектом по формированию административно-делового центра на присоединенных территориях названа идея американских урбанистов – творческого коллектива Urban Design Associates, Питтсбург.

Команды из Франции и США, разработавшие лучшие проектные решения, награждены дипломами победителей. Остальные проектные бюро, среди которых архитекторы и урбанисты из Италии, Нидерландов, Испании, Франции, а также три российские мастерские отмечены дипломами финалистов конкурса. На память все его участники получили от столичного правительства памятные призы – статуэтки Георгия Победоносца.

Витрина устойчивого развития

В «Манеже» презентовал проект, победивший в двух главных номинациях, французский архитектор Антуан Грумбах. Как выяснилось, он является еще и одним из авторов концепции «Большого Парижа», по которому этот мегаполис в настоящее время развивается.

На сцену выставочного зала Грумбах вышел с российским архитектором Сергеем Ткаченко. Архитектурная мастерская нашего соотечественника работала в составе французской команды. Они вместе и рассказали о разработке, которая удостоилась чести стать самым лучшим предложением по развитию Московской агломерации в целом и юго-западных территорий в частности.

В основе проекта лежит идея, которая заключается в повышении качества жизни. Как отметили разработчики, это во многом зависит от транспортной системы в мегаполисе. В большом городе очень проблематично быстро попасть из одной точки в другую. Поэтому данному аспекту было уделено главное внимание.

В этой связи предлагается протянуть из центра новую ветку метро. По мнению экспертов, москвичи и гости столицы должны добираться от Кремля до новых территорий за 20 минут. Лишь тогда можно будет сказать, что вопрос, связанный с необходимой мобильностью, которая очень важна в любом мегаполисе мира, окончательно разрешен, и в городе удобно жить.

По проекту основная застройка на присоединенных территориях должна вестись вдоль Калужского шоссе. То есть предлагается весьма традиционный линейный вариант, когда город развивается вдоль основных магистралей или железнодорожных путей. Здесь планируется сформировать целый комплекс новых градостроительных центров.

Одним из первых таких центров будет Коммунарка с ее Правительственным комплексом. Затем Десна, где предполагается создать на базе городских служб некое научно-исследовательское подразделение. Далее Троицк – Красная Пахра с образовательным и научным центрами. Потом Чириково, где разместится крупный центр логистики. И, наконец, Рыжово, это поселение должно превратиться в своеобразный город-курорт.

Все градостроительные центры также будут связаны новой линией Московского метрополитена. Расстояние между станциями не должно превышать 6 км. А поверх подземки предлагается пустить скоростной трамвай. К тому же, возле транспортной оси намечается проложить широкий бульвар с зелеными насаждениями. В результате новые районы, как утверждают проектировщики, станут витриной устойчивого развития.

Есть и другие новации. В проекте четко зафиксировано создание широкой сети транспортно-пересадочных узлов, где могли бы пассажиры в комфортных условиях пересаживаться из одного вида транспорта в другой. Все новые кварталы предполагается строить таким образом, чтобы рядом с ними находились остановки общественного транспорта. Наконец, преду-смотрено соединение четырех аэропортов (Внуково, Шереметьево, Остафьево, Домодедово) с кольцевой железной дорогой, по которой будут перемещаться скоростные поезда.

Что касается новой застройки, она должна быть непременно похожа на ту, которая находится в старой части города и придает мегаполису его неповторимый облик. Этого можно достигнуть, выделив своего рода ДНК города.

Французы определили, что российскую столицу отличает от других обилие зеленых насаждений и водных ресурсов. Поэтому один из главных принципов концепции их команды – «город в лесу», либо «лес в городе». Территория каждого жилого массива должна быть поровну поделена под зеленные насаждения и строительство зданий.

К тому же, предлагается реорганизовать большинство территорий вдоль Москвы-реки, используя ее как ось экологического развития. Здесь, вдоль набережных, можно обустроить парки, которые спускаются прямо к реке.

Будет не один центр

Большой интерес вызвала на фестивале презентация проекта американской команды Urban Design Associates, которая получила первое место за концепцию развития Коммунарки, где предлагается построить «город чиновников» и перевезти в него федеральные и столичные госструктуры.

Смещение федерального центра на новые земли позволит, по мнению авторов данной идеи, освободить дороги и здания в центре Москвы, многие из которых являются историческими памятниками. С этой задачей, надо сказать, у других участников конкурса возникли трудности. Не все из них одобрили идею создания отдельного города для чиновников. Он им казался не очень жизнеспособным, и это отразилось в представленных работах.

Американская команда разрешила все эти споры по своему, предложив построить в Коммунарке не один, а несколько центров: федеральный, инновационный, научный и логистический, главным из которых рассматривается, безусловно, правительственный.

В своем проекте американцы использовали радиальную схему транспорта, создали целую систему новых каналов, которые разделяли бы территорию на островки, где находились бы определенные комплексы зданий. Однако все эти центры, по замыслу архитекторов, должны быть расположены в пешеходной доступности.

В каждом таком «городке» возвышаются несколько высотных башен. Они должны стать доминантой всех остальных построек, структура которых образуется из восьми–десятиэтажных зданий. Калужское шоссе, которое проходит через новую Коммунарку, предложено превратить в просторный бульвар, а остальные дороги сделать мультимодальными, с широкими тротуарами и велодорожками.

В зонах жилой застройки американцы предусмотрели самые различные типы домов: от коттеджей на одну–две семьи и танхаусов до среднеэтажных домов. При этом все социальные объекты (детсады, школы, сервисные предприятия, магазины) должны находиться в радиусе 400–500 метров.

Кроме этого, команда предложила интенсивно развивать старую часть Москвы, особенно те территории, которые расположены в промышленных зонах, а также в местах, прилегающих к железнодорожным путям. Большое внимание победители в номинации «Федеральный центр» уделили также обустройству берегов Москвы-реки.

На десятилетия вперед

Вручая награды на фестивале «Зодчество», заместитель мэра Марат Хуснуллин подчеркнул:

– Этот конкурс имеет колоссальное значение для столицы. Усилия всех команд и профессионального сообщества российских архитекторов позволят сделать Москву комфортным, достойным мирового уровня мегаполисом. На эту амбициозную задачу сегодня работает и московское правительство, и весь наш Стройкомплекс.

Богатый опыт, наработанный участниками конкурса, ляжет в основу технического задания на корректировку Генерального плана Москвы.

Как сообщил М. Хуснуллин, мэр столицы принял решение о создании бюро «Новая Москва», которое будет заниматься развитием присоединенных территорий. В состав этого бюро войдут участники международного конкурса на разработку проекта концепции развития Московской агломерации и представители экспертного сообщества.

Причина формирования такого бюро объясняется тем, что градостроительное развитие новых территорий – это огромная работа на несколько десятилетий вперед. А все участники конкурса, по оценке заместителя мэра, глубоко вникли в проблемы столицы России, у них есть большой опыт в градостроительстве, поэтому совместную работу с ними необходимо продолжать.

Алексей Журавлев

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация