Наследницы
Перед законом вроде бы все равны. Тогда почему один собственник недвижимости может лишить другого возможности не только переступить порог общего жилища, но и помешать продать свою долю?
Холодная война
«Выручи по-дружески, я что-нибудь придумаю и отдам, – услышала Катя из глубины коридора голос соседки. – Кредит мне не дают, с моей зарплатой-то, а мне бы только с этой нахалкой разобраться, из квартиры ее побыстрее спровадить. Что, ты тоже без копейки сидишь? Так бы сразу и сказала! Ладно, буду дальше знакомых обзванивать…».
Застыв на кухне с чашкой в руке, Катя вся обратилась в слух. Этот голос принадлежал ее дальней родственнице Ирине – настолько дальней, что не виделись до недавнего времени, как говорится, лет сто, и не встречались бы еще столько же.
Показавшись на пороге кухни, Ирина чуть было не споткнулась, увидев соседку. Но, быстро взяв себя в руки, прошествовала, не удостоив Катю приветствием, к плите, Что ж, и на том спасибо: после нескольких месяцев ожесточенных споров, взаимных обвинений и разбирательств в суде нынешняя холодная война казалась сущим пустяком.
Но случайно подслушанный разговор не сулил Кате ничего хорошего, хотя она и смирилась с тем, что спокойно уживаться под одной крышей с этой дамочкой не получится. Продать свою часть Катя пока не могла. Эх, знал бы дед, какие бои развернутся за жилье после его смерти…
Мужчины в ее жизни
С дедушкой по отцовской линии Екатерина общалась крайне редко. Да и с отцом не чаще – родители развелись давно, Катя лишь изредка созванивалась с отцом, да и только – папенька был большим любителем заложить за воротник и делал это не так уж и редко. А вот претендовать на его и дедову «двушку» Катя тогда и не думала, однако…
Сначала умер отец, завещания не оставил, так что его 1/2 доли наследники (то есть Катя и дед) разделили, что называется, по закону – девушка стала обладательницей 1/4 доли. Хотя даже оформив документы, в квартире старалась не появляться – отношения с дедом не ладились, да к тому же теперь тут все время крутилась дальняя родственница Ирина: ухаживала за стариком, наверное, рассчитывая на наследство. И дождалась – свои 3/4 доли квартиры дед завещал именно ей.
После его похорон Екатерина предложила Ирине созвониться – обговорить судьбу теперь уже их общей квартиры. Та записала телефон, неохотно кивнула, но ни сама не позвонила, ни на звонки Екатерины отвечать не собиралась. Пришлось Кате наведаться в квартиру – и реакция наследницы была, мягко говоря, странной.
«А в чем, собственно, дело? – удивилась родственница. – Продать квартиру и поделить деньги? Нет, меня, милая, меня это не устраивает! У тебя жилье есть – ведь ты живешь с матерью? Так что потерпи немножко, месяц-другой, а я твою долю потом выкуплю».
Катя согласилась
Ирина перевезла в квартиру вещи и, похоже, забыла об обещании выкупить долю. «Ушами-то не хлопай, не дождешься ты от нее денег! – напутствовала Екатерину мать. – Ты что, не понимаешь, она же время тянет! Надеется, что ты отстанешь. Надо тоже какие-нибудь вещи туда завезти, обозначить, так сказать, свое присутствие».
Но Катя вещи не перевезла, а когда снова появилась на пороге «двушки», услышала: «Сказала же, скоро выкуплю!» – и Ирина с грохотом захлопнув дверь прямо перед ее носом. Все другие попытки прорваться в квартиру тоже оказались тщетными – ключа у Кати не было, а вызванный участковый посоветовал решать дело цивилизованно – в судебном порядке.
Когда девушка обратилась в суд с иском о нечинении препятствий в пользовании жильем, ответчица завела «старую пластинку»: мол, у дальней родственницы и доля-то незначительная, и жилье свое есть, пусть немного подо-ждет, будут ей деньги…
Суд встал на сторону девушки, подтвердив ее права на пользование квартирой.
Так Катя обрела свою маленькую комнатку. Свою долю. Но, как оказалось, ненадолго – стоило ей отлучиться из квартиры, смекалистая соседка тут же замки и сменила. Пришлось Екатерине прибегнуть к помощи приставов.
Ответный ход
«Что ж, раз так – пойдем другим путем! – наконец решилась Екатерина и засела за ноутбук. – Жизни ты мне здесь все равно не дашь, а долю мою не купишь. Продам-ка я ее кому-нибудь другому!».
Екатерина вышла на риелторов, которые подобрали ей два неплохих варианта, посетила ближайшую нотариальную контору, где ей помогли составить для Ирины уведомление о продаже доли – все, как того требует закон. Но тут-то дело и застопорилось – заказное письмо с уведомлением сособственница ну никак получать не желала! Время шло, а почтальонша не могла вручить ей важную бумагу: то Ирина не открывала, то хлопала дверью прямо перед носом письмоносицы.
Катя, похоже, была на грани отчаяния: первый из покупателей, устав ждать, согласился на другое предложение, второй уже начинал терять терпение… Что делать? Тогда-то Екатерина и объявила Ирине: доля вот-вот уйдет на сторону – ведь с момента вручения уведомления прошло больше месяца. На что сособственница лишь усмехнулась: «А ты докажи, что уведомление мне месяц назад вручала!».
Действительно, в расписке не была указана Ириной дата. Не подумала об этом тогда и Катя, да и неопытный нотариус сплоховал, не вписав в уведомление число, до которого Ирине нужно было дать согласие на приобретение доли. Так и вышло, что драгоценное время было потеряно, а доказать факт уклонения Ирины от получения уведомления было просто нечем.
Екатерине ничего не оставалось, как обратиться к другому нотариусу – составить грамотное уведомление, четко указав дату ответа сособственницы.
Но, как и прежде, от заказных писем Ирина «бегает», а история с продажей доли, похоже, снова грозит затянуться.
Комментарий
Александра Бузина, юрист:
– Ст. 250 Гражданского кодекса обязывает собственника при продаже доли в праве общей собственности постороннему лицу соблюсти преимущественное право покупки других собственников. Это означает, что продавец доли должен известить в письменной форме остальных участников долевой собственности о намерении продать свою долю постороннему лицу с указанием цены и других условий продажи.
Если сособственники откажутся от покупки или не приобретут продаваемую долю в течение месяца, продавец вправе продать свою долю «на сторону». Нередко у других собственников не находится денег на приобретение доли, а уступать ее чужим людям не хочется. Поэтому они нередко начинают уклоняться от получения уведомления и откровенно тянуть время.
Чтобы свести риск подобных проблем к минимуму, нужно грамотно составить и направить уведомление. Этот документ можно оформить произвольно, закон не требует заверять его у нотариуса, однако прибегнуть к помощи специалиста нужно – он поможет не только составить, но и отослать уведомление.
Проследите, чтобы в документе были указаны фамилия, имя и отчество собственника продаваемой доли, адрес недвижимости, цена, за которую продается доля, дата составления уведомления. Можно включить в уведомление иные условия, например, способ расчетов по сделке.
Продавец может лично вручить документ другим собственникам, взяв с них расписку с указанием даты получения уведомления. Также можно отправить заказное письмо или телеграмму с уведомлением о вручении. Если сособственники откажутся получать уведомление, работник почты должен сделать соответствующую пометку – настаивайте на этом, проверяйте, как вручаются документы. Также можно попытаться вручить уведомление в присутствии свидетелей.