Московская жилищная газета

ЖКХ

Опубликовано на сайте: 01 ноября 2012 г. 16:00
Публикация в газете: №41 (913) от 01 ноября 2012 г.

МФЦ: все справки под одной крышей

МФЦ: все справки под одной крышей

Прошел год, как в столице заработали первые многофункциональные центры предоставления государственных услуг. Стала ли жизнь москвичей легче и удобнее? Придет ли новая служба во все районы?

Новые центры вошли в нашу жизнь без шума и суеты. Первое время москвичи лишь гадали: что это за «зверь» такой? Для чего нужен?

В 2011 году по программе «Открытое правительство» заработали пять МФЦ, обслуживающие шесть районов. В нынешнем их число перевалило за два десятка. Только за два месяца (сентябрь-октябрь) открыто семь новых, до конца года еще семь примут посетителей. Всего же к 2014-му в столице будет создано 111 многофункциональных центров, которые станут обслуживать 125 районов «старой» Москвы. Также прорабатываются вопросы открытия МФЦ и на присоединенных территориях.

Для удобства москвичей

Напомним, основной принцип, заложенный в работу многофункциональных центров – максимальное сосредоточение государственных услуг городских органов власти, городских учреждений, территориальных подразделений органов исполнительной власти, территориальных органов федеральной власти в едином месте.

Необходимость организации новой структуры возникла не случайно. В столице как год назад, так и сегодня существует около полутора тысяч разрозненных служб «одного окна», всевозможных приемных в городских учреждениях, разбросанных по всему мегаполису. Услуги, которые там предоставляются, не всегда оказываются в комфортных условиях, люди вынуждены в узких коридорах по нескольку часов простаивать в очередях.

Новые центры призваны минимизировать неудобство. Все помещения строятся по единому принципу, причем как в стилевом отношении, так и в плане работы. Пришедших встречает консультант, он помогает разобраться, к какому специалисту следует обратиться, тут же – терминал, руководящий электронной очередью. Независимо от того, какого размера площадь в том или ином МФЦ, для посетителей есть удобные кресла для ожидания. Есть и точка общественного доступа в интернет. Установлены инфоматы, соединенные с порталом госуслуг.

В некоторых центрах есть терминалы по продаже напитков и бутербродов. Все помещения оборудованы для инвалидов. При этом люди с ограничениями физической жизнедеятельности обслуживаются в отдельном кабинете. Помещения МФЦ снабжены пандусами, широкими дверными проемами, табличками со шрифтом Брайля, световыми и голосовым табло, – в общем, всем, что может облегчить жизнь маломобильным гражданам. Как правило, во всех вновь открывающихся центрах есть комнаты или выделенные зоны, где могли бы поиграть, почитать книжки или порисовать, дети, пока родители занимаются оформлением документов.

За фамилией – в ЗАГС

В середине октября заработал МФЦ в районе Царицыно. Он разместился в пристроенном к многоэтажке помещении по улице Медиков (д. 1/1, стр.3). Теперь царицынцы могут «прописаться», получить новый паспорт – как российский, так и заграничный, и некоторые другие документы в одном месте. Как житель района решила воспользоваться ситуацией: хотела сменить девичью фамилию на фамилию мужа.

Но все оказалось не так просто: милая девушка, представитель Управления ЗАГСа сообщила, что «пока в центре оформляется только регистрация рождения и смерти». Ну, вот, не повезло! Девушка с табличкой «универсальный специалист» подбодрила: «Зато родителям малышей у нас будет удобно: выдадим свидетельство о рождении, зарегистрируем по месту проживания, поможем оформить материнский капитал. Еще охотничьи билеты у нас можно получить или аннулировать. Здесь же можете подать документы на приватизацию. Встать на учет по улучшению жилищных условий – как по малоимущности, так и по программе содействия города в приобретении жилья. Всего много!». Мне же посоветовали сначала получить справку из районного управления ЗАГСа, а потом уже – в паспортный стол многофункционального центра. Теперь стало понятно признание председателя Комитета государственных услуг города Москвы Алексея Степанова, который на одной из пресс-конференций, посвященной программе создания МФЦ в столице, сказал, что «за год накоплен богатый и интересный опыт», но нынешние центры – пока «не идеальная модель», требуется развитие и совершенствование.

Перепланировку упростили

Сегодня в многофункциональных центрах предоставляется 98 видов услуг, которые конвертируются более чем в 200 справок, свидетельств, сертификатов, лицензий и прочего. В центрах присутствуют 12 городских и 4 федеральных органов исполнительной власти. В общей сложности в районных МФЦ предоставляется 80 процентов всех госуслуг. По данным А. Степанова, самые востребованные – услуги инженерных служб, перерасчет коммунальных платежей, начисление субсидий, предоставление информации о жилищном учете, услуги Росреестра, получение документов из БТИ и миграционной службы.

Положительных моментов в работе новой службы много. К примеру, существенное упрощение согласования системы перепланировки привело к тому, что москвичи охотнее идут на оформление всех документов в соответствие с законом. Ранее по перепланировкам оформлялся 31 вид работ. Сегодня отменено согласование 13 видов работ, которые не затрагивают конструктивные элементы здания. Был внедрен механизм типовых перепланировок. Мосжилинспекцией подготовлены альбомы с вариантами перепланировок помещений в домах типовых серий. Ранее, если нужно было передвинуть не несущую стену или расширить ванную комнату, но при этом не менялись ни «мокрые места», не затрагивались конструктивные элементы (несущие стены и так далее), нужно было заказывать проект. Сегодня, если сделан ремонт с изменениями, согласно предложенным вариантам Мосжилинспекции, то и проблем нет. Прежде требовалось согласование во многих инстанциях, новый порядок оформления перепланировок уже внедрен в практику МФЦ.

В недавно открытом многофункциональном центре района Северное Медведково, где проводился пресс-тур для журналистов, наблюдала такую картину. Супружеская пара пришла в центр, чтобы узаконить перепланировку. Им разъяснили, какие документы для этого потребуются. «Боюсь очередей и напрасно потерянного времени, – призналась женщина. – А тут супруг буквально вытащил меня в этот центр. При входе получили билет по электронной очереди. Перед нами – всего один человек. Так что и время, и нервы сэкономили, а главное, наконец-то квартира по-человечески будет оформлена. И еще радует тот факт, что теперь не придется по району бегать в поисках кучи справок». Оформление документов на перепланировку займет 25 дней, и все документы из Мосжилинспекции будут переданы в центр.

Супруги оплатили госпошлину, которая взимается при запросе документов из БТИ тут же в банкомате. Дополнительные услуги, в том числе оплата госпошлины и других документов через банкомат, ксерокопирование, фотографирование, можно получить во всех работающих центрах города.

Как рассказал директор ГБУ МФЦ СВАО Иван Кулаков, всего в МФЦ района Северное Медведково – 35 окон, где ведут прием специалисты 12 городских и 3 федеральных учреждений. Среди них – управление социальной защиты населения, городские департаменты жилищной политики и жилищного фонда, семейной и молодежной политики, образования, природопользования, МосгорБТИ, отделение пенсионного фонда, а так же УФМС, УФНС, ЗАГС. Каждое подразделение оборудовано табло электронной очереди, а время ожидания ответа специалиста не превышает 15 минут.

«В перспективе здесь появятся универсальные специалисты, которые будут в состоянии помочь по максимальному количеству вопросов, – сообщил Кулаков. – Уже сегодня работают эксперты-консультанты, которые оказывают помощь по услугам 8 городских организаций: приватизация, перепланировка, постановка ребенка на очередь в детсад и прочее. В будущем появится служба одного окна, где человеку окажут помощь по всем вопросам».

Будущее – за МФЦ

В общем-то, на многофункциональные центры возлагают большие надежды не только горожане, но и московские власти. Городские структуры и ведомства переводят госуслуги в электронный вид. Без таких баз данных невозможно создание в будущем электронного документооборота.

Для справки. В России выдается около 300 различного вида документов. При этом в некоторых европейских странах их количество почти в три раза меньше. Именно поэтому московские власти стараются оптимизировать и минимизировать выдаваемые горожанам справки и другие бумаги. Так, уже отменена выдача 140 документов, которые сегодня передаются из ведомства ведомству в электронном виде. К примеру, для оформления приватизации квартиры, выписки из домовых книг, лицевые счета, экспликационный план из БТИ и другие документы уже не запрашиваются у москвичей – они в автоматическом режиме поступают в ту службу, которая занимается оформлением жилья в собственность.

Эксперимент в ЮВАО

Сегодня в МФЦ организован прием Росреестра. Оформление сделок с недвижимостью, оформление наследства и многое другое востребовано в обществе. Не в каждом районном центре возможно размещение подобных служб. Как рассказал А. Степанов, главная проблема на пути создания этих учреждений – нехватка помещений нужного размера. Поэтому в каждом округе есть всего одна, максимум три точки, где открыты «окна» Росреестра. Поскольку спрос на услуги ведомства велик, то возникают очереди. Горожанам приходится до полутора часов терять в ожиданиях. В Юго-Восточном округе столицы решили эту ситуацию изменить. В округе действует 9 центров, которые оказали более 700 тысяч госуслуг. Ежедневно обращается 400 заявителей. Есть и такие рекордсмены, как МФЦ районов Лефортово и Нижегородский, расположенные в одном здании: сюда приходят до 3 тысяч человек в день. Популярность центров как раз и вызвана тем, что там размещается служба Росреестра.

Как рассказала директор ГБУ МФЦ ЮВАО Светлана Авдошкина, прорабатывается вопрос, чтобы со следующего года этими вопросами занимались универсальные специалисты. С 1 ноября Росреестр будет проводить обучение универсальных специалистов. «Это необходимо сделать для того, чтобы снять нагрузку с трех центров, где в настоящее время представлены службы Росреестра. За год было 60 тысяч обращений, а это немало», – отметила С. Авдошкина.

В планах МФЦ – открытие окружных центров для предоставления государственных услуг юридическим лицам, а также создание центров на новых территориях.

Валерия Лященко

Другие статьи на тему: ЖКХ

  • Более 18 лет мы были вместе с вами
    Уважаемые читатели! К сожалению, мы сегодня в последний раз встречаемся на страницах нашей газеты. Ваш Управдом закрывается. По независящим от нас причинам правительство Москвы не нашло финансовых возможностей для дальнейшего выпуска «Квартирного ряда».
  • Прокурор тебе поможет
    Счетная палата в следующем году впервые вместе с Росфиннадзором проведет параллельные проверки в сфере ЖКХ, особенно по итогам зимнего отопительного периода, сообщил ее председатель Сергей Степашин на конференции «Взаимодействие органов внешнего и внутреннего финансового контроля».
  • Свершилось! Крайним назначили собственника
    14 декабря в третьем чтении, то есть окончательно, Госдума утвердила два важнейшие для россиян закона – о продлении сроков и определении основных направлений деятельности Фонда содействия реформированию ЖКХ и о создании системы финансирования капитального ремонта многоквартирных домов.
  • Альтернатива общему котлу
    На пленарном заседании Госдумы в третьем чтении были приняты поправки в Жилищный кодекс, касающиеся проведения капремонта в многоквартирных домах.
  • Так ли страшен реагент, как его малюют?
    Как только наступает зима, сразу начинаются разговоры об антигололедных реагентах. Этих борцов со снегом в народе недолюбливают. И ботинки калечат, и шубы, и собачьим лапам достается. Разберемся, насколько справедливы эти нарекания.