Служебная площадь: на что можно рассчитывать?
Служебная площадь существовала всегда, о ней говорится и в старом, и в новом жилищных кодексах. В советское время строилось ведомственное жилье, его в столице имели многие предприятия и учреждения. На сегодня эта площадь – лишь один из видов специализированного жилищного фонда, принадлежащего городу. «КР» решил выяснить, как используется этот жилищный ресурс.
От ордера к договору
По словам заместителя начальника отдела приватизации и оформления прав собственности Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в Северном округе Светланы Деветьяровой, суть служебной площади в том, что предоставляется она гражданам на время трудовых отношений. То есть, на время учебы, работы, прохождения службы. И только сотрудникам организаций, которые не обеспечены в столице жилыми помещениями. Прекращение трудовых отношений, увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Служебное жилье не может быть отчуждено, передано в аренду или наем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма жилого помещения определенным организациям.
Аренда по сути та же служебная площадь, но сейчас она не включена в специализированный жилищный фонд города. Договор аренды заключался между двумя организациями – жилищным департаментом как представителем собственника города Москвы и организацией непосредственно. И потом уже эта организация заключала договор субаренды с сотрудниками на время трудовых отношений.
Раньше служебное жилье предоставлялось по служебным ордерам, выдаваемым в основном исполкомами. Теперь по договору найма служебного жилого помещения, который заключается между департаментом и гражданином. Для заключения такого договора необходимы ходатайство организации и выписка из протокола либо заседания жилищно-бытовой комиссии, либо совместного заседания профсоюзного комитета и администрации.
Правовые основания
Главные документы, которые регулируют порядок предоставления и пользования служебной площадью, – это Конституция РФ, Жилищный кодекс РФ (статьи 92-109), а также московские правовые акты – Закон города Москвы от 14.06.2006 № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения».
Так называемая старая служебная площадь, предоставленная до 1 марта 2005 года, и аренда регламентируются постановлением правительства Москвы от 5.08.2008 №711-ПП (в редакции от 26.04.2011). Современное предоставление служебной жилой площади осуществляется в соответствии с постановлением правительства Москвы от 20.10.2009 №1128-ПП.
По отдельному списку
Список организаций, которым выделяется жилая площадь для предоставления своим сотрудникам по договору найма служебного жилого помещения, регламентируется постановлениями столичного правительства. Как правило, это сотрудники органов государственной власти, бюджетной сферы – работники управлений внутренних дел, образования и здравоохранения.
До 2005 года предоставлялись помещения на условиях аренды работникам ЖКХ, но касалось это лишь дирекций единого заказчика. Также были отдельные постановления по Мослифту, Мосгазу, федеральным организациям, которым выделялись арендные площади до 2007 года.
Закрепить как социальное
У человека, получившего служебное жилое помещение до 1 марта 2005 года, есть возможность вывести его из специализированного жилищного фонда и заключить договор социального найма. При этом должны быть соблюдены два основных условия: гражданин должен отработать не менее 10 лет в организации, финансируемой из бюджета города, которая предоставляла ему жилье. Если он уволился, тогда рассматривается его общий стаж работы в финансируемых из бюджета города организациях.
Второе условие – совокупная площадь занимаемого жилого помещения и суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых члены семьи обладают самостоятельным правом пользования либо правом собственности, не должна превышать норму предоставления жилья в соответствии со статьей 20 Закона города Москвы № 29.
К примеру, отец, мать и взрослый сын занимают служебную «однушку» 38 кв. м. Обратились в жилищное управление, чтобы заключить на нее договор соцнайма. Десятилетний стаж работы имеется. У родителей ничего в собственности нет, а сын женат, его супруга занимает на двоих с мамой однокомнатную квартиру 36 кв. м. Эта площадь тоже учитывается. В нашем случае на жену сына приходится 18 «квадратов» – это норма, а на семью из четырех человек (супруга сына является членом его семьи) положено как минимум 72 кв. м. Так что семья может оформить служебное жилое помещение по договору социального найма.
Выкупить и заменить
Если совокупная жилищная обеспеченность превышает норму, но на каждого члена семьи с учетом занимаемой площади в сумме приходится не более одной комнаты, служебное жилое помещение можно выкупить по договору купли-продажи с рассрочкой платежа. Если граждане состоят на жилищном учете, то имеют право на понижающие коэффициенты в зависимости от срока нахождения на учете.
В случае, когда нормативы площади превышены, а денег на выкуп нет, семья может обратиться с просьбой о замене жилья по норме. Другое дело, что это не всегда возможно. Ту же «однушку» нельзя заменить на другую, меньшую по площади.
Исключения из правил
Договор социального найма может быть заключен в исключительных случаях, даже когда гражданин не отработал 10 лет в организации, если:
– был уволен на пенсию по старости, то есть физически не мог отработать 10 лет;
– стал инвалидом первой или второй группы по причине трудовой деятельности;
– предприятие ликвидировалось, либо было сокращение штатов;
– работник умер. В этом случае родственники, проживавшие с ним, могут подать документы на закрепление служебной площади.
Не могут быть выселены…
Так называемая новая служебная площадь предоставляется только в виде отдельных квартир. Помещения не подлежат приватизации, передаче в собственность по договору купли-продажи или оформлению по договору соцнайма. Их предоставляют строго на период трудовых отношений. И организация обязана оповестить жилищный департамент, если такие отношения с гражданином прекращены. После этого сотрудник должен освободить жилую площадь.
Правда, и здесь есть исключения. Не могут быть выселены из служебных жилых помещений без предоставления другой площади при прекращении трудовых отношений граждане, которые состоят на жилищном учете, не имеют никаких жилых помещений на праве собственности или пользования в городе Москве и являются:
– членами семей военнослужащих, сотрудников УВД, погибших или пропавших без вести при исполнении служебных обязанностей;
– пенсионерами по старости;
– членами семьи работника организации, которому была предоставлена служебная жилая площадь, а впоследствии умершего;
– инвалидами первой и второй групп, получившими инвалидность в результате трудовых отношений.
Этим категориям граждан предоставляются взамен жилые помещения по договору найма до подхода очереди по нормам общежития – 6 кв. м жилой площади на человека.
Для продления договора найма служебного жилого помещения гражданину надо ежегодно подтверждать то, что он состоит в трудовых отношениях с организацией, предоставившей жилье.
Исчезающая аренда
Сейчас в Москве жилую площадь в аренду не дают, но помещения, которые предоставлялись ранее сроком на пять лет, переоформляются. Аренда начиналась в 1998–1999 годы и предоставлялась вплоть до 2007-го, так что последние договоры будут переоформляться в 2013 году.
По окончании срока договора аренды гражданин, занимающий помещение, обязан представить документы на переоформление. Потому что законность его проживания в данном помещении заканчивается вместе со сроком окончания договора.
В дальнейшем эта площадь может быть либо закреплена по договору социального найма, либо выкуплена в зависимости от оснований. В случае сохранения трудовых отношений гражданина с организацией может быть заключен договор найма служебного жилого помещения.
Приватизация без «автомата»
Основные проблемы в отношении служебной площади касаются, как правило, помещений, предоставленных до 1 марта 2005 года. Граждане подают заявление на приватизацию со старыми ордерами, полученными в 60–70-е годы, а им отказывают. Площадь-то, оказывается, служебная и не подлежит приватизации. Люди приходят в жилуправление и растерянно разводят руками, говорят, что родители, которым давали это жилье, давно умерли, дети думали, что площадь автоматом стала муниципальной, и ее можно приватизировать.
Никакого «автомата» по служебной площади нет. Если служебный ордер выдавался на основании решения исполкома, то жилое помещение отнесено к специализированному жилищному фонду. Статус его может измениться только на основании официального документа. Раньше нужно было распоряжение префекта, а сегодня – распоряжение Департамента жилищной политики и жилищного фонда города.
Другая проблема – смена собственника служебного жилого помещения. Прежде ведомственные дома строили во многом предприятия оборонки, имеющие федеральное подчинение. Дома в конечном итоге передают в собственность города Москвы, и люди считают, что после такой передачи им сразу должны дать договор социального найма. Однако при смене собственника статус жилого помещения не меняется. И чтобы гражданам успеть приватизировать свое жилье, с заключением договора соцнайма надо поторопиться.
На заметку
Прием по вопросам служебной площади и аренды проводится сотрудниками Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы в Северном округе по адресу: Волоколамское шоссе, 7, каб. 13 по понедельникам и четвергам – с 8.30 до 17.00, обед с 12.15 до 13.00. Телефон: 8-499-158-10-63.