23:30:44
11 апреля 2021 г.

ЖКХ – лидирует… по нарушениям

«По количеству нарушений бюджетной политики жилищно-коммунальное хозяйство, да еще, пожалуй, строительство занимают первое место». Об этом недавно сказал председатель московской Контрольно-счетной палаты Москвы Виктор Двуреченских. Вывод ожидаемый: где больше всего вращается денег, там больше нарушений и недостатков. Что же делается для их устранения в сфере ЖКХ? На эту тему беседуем с начальником инспекции контроля расходов в городском хозяйстве КСП Игорем Рябевым.

Свои и чужие

– Игорь Генрихович, слова Виктора Александровича Двуреченских подтверждает и число жалоб, приходящих на адрес Палаты, касающихся работы столичного ЖКХ – они исчисляются многими сотнями. Хотелось бы ознакомиться с характером этих писем. Ну, и, конечно, узнать дальнейшую их судьбу.

– Писем и в самом деле приходит немало, но скажу вам прямо: авторы большинства из них неправильно выбрали адрес своих корреспонденций, так как те недостатки, которые они отмечают – вне компетенции работы нашей Палаты. В большей части обращения касаются взаимоотношений конкретного жителя и организации, предоставляющей ему те или иные услуги. Но это не значит, что мы не реагируем на них. Однако, главная задача нашей организации – контроль правомерности и обоснованности составления проекта бюджета города Москвы, результативности и эффективности исполнения бюджета, а также оценка влияния расходов казенных средств, выделенных на социально-экономическое развитие города. Но это не значит, что мы не реагируем на письма граждан, посылаем их в компетентные органы, контролируем исполнение.

– Возможно, о работе вашей Палаты знают далеко не все москвичи. Думается, что есть резон познакомиться с ней ближе.

– Палата – внешний орган государственного финансового контроля, созданный Московской городской Думой. Учитывая значительные объемы бюджетных средств, направляемых на поддержку городского хозяйства, включая сферу ЖКХ, задачи контроля решаются в основном современными экспертно-аналитическими методами. Проверки в данной сфере, как правило, проводятся выборочным методом, а результаты их используются для дальнейших экспертно-аналитических работ. Если говорить об объемах расходов бюджета на поддержку того же ЖКХ, они, и в самом деле, не маленькие, занимают второе место после «социалки»: здравоохранения, образования, социального обеспечения и т.д. – в целом более 17% от общих расходов города.

– В год?

– Да, но на нашем календаре всегда трехлетка. Ведь в Палате одновременно проводится анализ мероприятий по трем бюджетам: исполненному, текущему и планируемому. Конкретные выявленные в ходе этой работы нарушения и недостатки позволяют вырабатывать более точную позицию по совершенствованию бюджетного процесса, информировать об этом мэра и депутатов Могордумы – чтобы избежать ошибок в дальнейшем.

– Бюджетный процесс… Но что это такое?

– Сложная и ответственная процедура. Она включает в себя распределение лимитов бюджетных обязательств, размещение городского заказа на основании конкурсных процедур, заключение договоров, приемку работ и материальных ценностей, составление отчетности по расходованию бюджетных средств и еще многое другое. Что касается ЖКХ, мы контролируем формирование и использование субсидий, которые выделяет город для снижения финансовой нагрузки на жителей города.

– Какие субсидии предусматривает бюджет?

– Они делятся на два потока: управляющим организациям на текущий ремонт и содержание общего имущества, а второй – субсидии теплоснабжающим организациям на отопление и горячее водоснабжение. Частично городской бюджет – в рамках государственной программы «Развитие коммунально-инженерной инфраструктуры» – участвует и в замене водопроводных труб.

– Из сказанного вами для читателей, думается, наиболее интересно расходование бюджетных средств на содержание многоквартирного дома.

– Формируются средства согласно известному постановлению правительства Москвы № 299-ПП. Каждый год утверждается планово-нормативная ставка на содержание общего имущества многоквартирного дома и тарифы для жителей на данные цели. Приводится примерный перечень работ, которые должны быть выполнены и профинансированы – как за счет средств, собранных с жителей, так и за счет бюджета. Как правило, тариф для жителей существенно ниже, чем планово-нормативная ставка. В этом году, например, на дома с лифтом и мусоропроводом затраты составляют 24 руб. 53 коп. на 1 кв.м. Жителям же (живущим выше 1 этажа) это обходится в 10 руб. 80 коп. На первом – чуть ниже. Разницу восполняет бюджет.

Вместе с тем хочу заметить, что распространяется субсидирование только на людей, зарегистрированных в данной квартире. Ведь на деле проживать там могут намного больше жильцов. Покупают квартиры и впрок ради вложения денег и там не живут, чаще всего сдают их. Так что одна из важных задач нашей Палаты – строгий контроль за выделяемыми субсидиями. Единица измерения – дом. По каждому дому заключается отдельный договор. Но, понятно, и сами живущие в доме должны следить, кто в нем находится. Кто свои, кто чужие.

На коротком поводке?

– Правильность расходования бюджетных средств – и это понятно – дело святое. На уровне района распоряжается ими ГУ ИСы, которые являются объектами вашего контроля. Но не делает ли инженерная служба района из своих полномочий кнут? Речь идет о ее взаимоотношениях с жилищными объединениями – ТСЖ и ЖСК. Чтобы выдать бюджетные средства, она требует от жилищных объединений такое количество справок, что те не рады, что связались с ней. Правильно ли это? Хотелось бы узнать ваше мнение.

– О каких документах вы говорите?

– Скажем, о договорах с энерго- и ресурсоснабжающими организациями, протоколах общих собраний, лицевом счете объединения и еще массе других. Кроме того, что эти документы составляют личную и коммерческую тайну как самих ТСЖ и ЖСК, так и его членов, у руководителей товариществ и кооперативов не остается времени на заботу о собственном доме. Все уходит на бумажную работу.

– Здесь я с вами не согласен. Да, расход казенных средств требует строжайшего контроля, чуть отпустишь вожжи – и сейчас же появляются охотники до чужого добра. Ряд судебных процессов, прошедших по Москве, в результате которых председатели ЖСК и ТСЖ получили реальные сроки наказания – тому пример. Чтобы получить субсидии на содержание общего имущества, а это деньги, замечу, немалые, нужно располагать точными сведеньями о жизни кооператива или товарищества: на что будут израсходованы государственные средства, в каких количествах. Необходимое условие: субсидии предоставляются лишь объединениям, работающим по ставкам и тарифам правительства Москвы. Логично? Вполне. Ведь богатые товарищества могут сделать и бассейн в своем доме. Если есть возможности – никто не запрещает. Но тогда, скажите, зачем ему еще помощь бюджета?

Короче, ГУ ИСу необходимо обладать всеми данными по финансовой деятельности объединения. С такой же целью надо ознакомиться и с решением общего собрания собственников, и договорными отношениями с монополистами, и еще рядом документов. В целом же их набор определен соответствующим постановлением правительства Москвы. Так что не надо нагнетать ситуацию: никто не покушается на жилищное самоуправление, оно необходимо городу. Точно так же, как и прозрачное, целевое расходование казенных денег. ГУ ИСы могут провести проверку объединений, обследование, послать разовые запросы, если это касается бюджетных средств. В хозяйственную же деятельность ТСЖ и ЖСК они не имеют права вмешиваться. И не вмешиваются.

Сук, на котором сидим

– Сейчас горячая и самая обсуждаемая тема – повышение тарифов на коммунальные услуги. Насколько правомерны, обоснованны тарифы? Ведь это тоже бюджетная сфера.

– Несомненно. Хотя, определяют тарифы правительственные организации, исходя из экономических и политических предпосылок. Что такое тариф? Для населения – это цена услуги, которая отразится в платежках, для предприятия – доход, за счет которого обеспечивается не только его содержание, но и развитие. В тарифном регулировании 90-х годов прошлого столетия инвестиционная составляющая, которая позволяла бы обновлять основные фонды и, в конечном счете, улучшать качество обслуживания, снижать его себестоимость, определялась по остаточному признаку – как разница между необходимой выручкой и той, что получена, исходя из тарифов, посильных для большей части населения. Но в результате это привело к существенному износу основных фондов (в Мосводоканале на 70%, только один износ труб чего стоит!).

Кроме того, на предприятиях коммунального сектора применяются отсталые технологии, увеличиваются объемы средств, направляемых на ликвидацию аварийных ситуаций. Но представьте, если ввести в тариф инвестиционную составляющую? Он поднялся бы до заоблачных высот. И все же я уверен: нельзя подходить только с обывательской точки зрения. Искусственное сдерживание тарифов может привести к необратимым потерям в нашем хозяйстве, в результате чего проиграет не только государство, но каждый из нас.

– Но еще в сентябре прошлого года Владимир Путин, говоря о предстоящем повышении тарифов на ЖКУ, сказал, что рост не должен превышать процента инфляции. Последняя составила в том году примерно 6%, а двойное повышение тарифов – в июле и сентябре – уже тянет на 12.

– Но разве здесь есть противоречие? Если бы тарифы, как обычно, повышались бы с начала года, мы бы имели как раз те 6%, о которых вы говорите. Но прошло еще шесть месяцев, именно с учетом этого произведен перерасчет коммунальных платежей. В среднем же по году рост тарифов ЖКХ в этот раз рекордно низкий за все последние несколько лет. И еще раз подчеркну: почти по всем видам коммунальных услуг (не считая газоснабжения) он не выходит за рамки инфляции, даже меньше ее. Сравните с ростом цен на бензин, и все станет ясно. Вместе с тем скажу, что мы сейчас – совместно с Контрольно-счетной палатой РФ – проводим проверку обоснованности повышения тарифов– с точки зрения динамики их роста, и, возможно, это окажет влияние на снижение такой динамики. Но объявим результаты не раньше марта следующего года.

Кап… кап… капремонт

– Мы начали говорить о капитальном ремонте, хотелось бы развить эту тему. Ведь на него уходит значительная часть бюджетных расходов Москвы. Что происходит в этой сфере?

– Как известно, к масштабному капитальному ремонту домов Москва приступила в середине 2008 года. Но уже в начале его наша Палата выступила с предупреждением: город к нему не подготовлен. Проектной документации на каждый дом не существует – ведь что ни строение, то свои больные места, свой перечень работ.

– Но все старые дома, перефразируя классика, «несчастливы по-своему».

– Нет, это не так. Мы провели выборочную проверку в Западном административном округе и убедились, что технические заключения, которые были по ним составлены, поверхностны, не аргументированы. Затраты, что называется, брались «с потолка»: определялась лишь средняя сумма ремонта одного кв.м. В целом же бюджетная сумма, которая была нужна каждому дому, так и не появилась. Подсчеты отдали на откуп окружным ДЕЗам.

– И появилась коррупциогенная составляющая…

– Несомненно. В том же ЗАО сталкивались мы с такими фактами, когда в смете были указаны определенные работы, но фактически их не делали, а жители, которые могли бы об этом сказать, в приемочную комиссию не приглашались. Часть средств в таком случае возвращалась в бюджет. Иногда – если выявлялись особо серьезные нарушения – дела направлялись в прокуратуру. Если же говорить о городе в целом, то где-то делался так называемый «выборочный» ремонт, где-то «комплексный», причем, значительно расширенный в сравнении с федеральными нормами. Включали даже бесплатную замену деревянных оконных рам на пластик. Потом вообще решили делать «комплексный» ремонт во всех домах. Ясно, что бюджет с этим не справился. В результате начали сдавать дома, где отсутствовали самые необходимые работы, касающиеся, например, замены инженерных систем, кровли. Но будем объективны: сокращался перечень работ все же по другой причине: из-за мирового финансового кризиса, который затронул и нас. В этом была основная проблема, из-за которой программа ремонта фактически захлебнулась.

– Но капремонт сейчас возобновился.

– С 2009 перешли на комплексный ремонт. И хотя перечень домов сократился, но были предусмотрены самые главные, жизненно-важные работы. Да и производятся они более грамотно, технически аргументировано. Тем не менее, четких данных физического износа каждого дома и в связи с этим необходимости выделения для него бюджетных средств нет до сих пор. В период с 2008 по 2011 годы расходы городского бюджета на капитальный ремонт жилищного фонда составили более 83 млрд рублей, из них в 2010 году – 11,2 млрд.

– Но сейчас введено так называемое «софинансирование», бюджету помогают сами жители.

– Что давно практикуется по всей Российской Федерации, только Москва оставалась в стороне, все делалось за счет города. Сейчас система проведения капитального ремонта значительно изменена – с целью улучшения его качества и экономии бюджетных денег. Ликвидированы отдельные звенья органов исполнительной власти, созданные под этот ремонт, причем, с филиалами во всех округах, финансирование работ идет через управляющие организации и жилищные объединения. В приемочную комиссию обязательно входят жители, они обращают внимание на недостатки в ходе ведения самих работ. И делают это подчас внимательнее и квалифицированнее специалистов.

– Больше всего жалоб – в том числе приходящих в нашу редакцию – касается именно качества ремонта.

– К сожалению, это так. Раньше главными требованиями к исполнителям были финансовые: чем меньшую сумму те брали за ремонт – тем лучше. Для бюджета вроде бы хорошо. А для жителей? Самые большие опасения в существенном снижении качества работ или отсутствии отдельных их видов вызывали подрядные торги с большим (более 40%) тендерным снижением. Кроме того, не в полной мере осуществлялся технический надзор.

– Но с 2014 года собственники будут полностью его оплачивать?

– Не будем забегать вперед. Ведь все зависит от возможностей бюджета, делать же длительные прогнозы – задача заведомо неблагодарная.

Игорь Гранкин

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация