Как бы не вышла прихватизация
На прошлой неделе премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, выступая на совещании с главами рабочих групп предпринимательской инициативы, отметил, что землю в стране необходимо приватизировать «максимально быстро».
Казалось бы, земля и так уже вовсю приватизируется. Взять, к примеру, Подмосковье. Там в собственности федерального правительства осталось, наверное, не более 5% земли: практически все привлекательные участки под коттеджное и жилищное строительство уже распроданы. Дело в том, что закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» позволяет оформлять право собственности на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимости. Между тем, по данным Госкомзема, территория России – это 1709 млн гектаров земли (12,5% мировой территории) и 420 млн гектаров континентального шельфа. Это 55% черноземных почв мира, 50% запасов пресной воды и 60% запасов древесины хвойных пород. Разведанные запасы энергоносителей составляют около 30% мировых запасов. При этом порядка 70% всех земель отнесено к федеральной собственности. И премьер предполагает массовую приватизацию этих земель – вне зависимости от наличия на них объектов недвижимости.
Действительно, сложилась парадоксальная ситуация: во всем мире пространства, пригодные для жизни, все больше перенаселяются, землю для застройки отвоевывают у моря, у нас же огромные территории пустуют, не приносят доход, не облагаются налогом. И глава правительства предлагает решение – приватизация. Но! Разве мы это уже не проходили? В свое время власти отвели приватизации главную роль в преодолении упадка в производстве. И в одно прекрасное утро мы обнаружили, что все энергоресурсы и средства производства принадлежат кучке олигархов. Упадок же производства благополучно продолжился. И вот опять собственнику земли – государству – не хватает средств, времени и возможностей, чтобы разобраться с проблемой, но очень хочется ее решить – чужими руками.
Другой вопрос – решится ли проблема заселения пустующих земель, эффективного использования сельскохозяйственных угодий, поступления солидных налоговых сборов? Сомнительно, учитывая опыт прежней приватизации. Мировая практика показывает, что массовая продажа земли, как правило, сопровождается волной спекуляции и резко усугубляет социальное неравенство, что никак не соответствует сути социального государства, провозгласившего целью рыночной экономики преодоление социального неравенства.
Землепользование на основе ежегодной уплаты земельного налога, поступления от которого идут на решение социальных задач, как это происходит в развитых странах, больше соответствует условиям рыночной экономики, нежели когда собственность на землю выкупается посредством однократной уплаты покупной цены.