Страна стукачей
На Западе, как известно, одной из серьезных статей коммунальных расходов является вывозка мусора. Кроме того, что определена постоянная, фиксированная сумма, и не такая, кстати, символическая, как у нас, отдельно надо рассчитаться еще и за то, что вам помогут избавиться от крупногабаритного старого хламья.
Вынес к контейнерам, скажем, старый холодильник – плати 20 долларов. Не всем охота раскошеливаться, кто-то выносит крадучись. Но мелких мошенников тут же выявляют. Рабочие пойдут по соседям, и кто-нибудь обязательно стукнет.
Такие вот странные отношения между людьми. Утром мило здороваются, обмениваются любезными словами, но – стучат! По любому поводу. Например, стоит кому-то увидеть, что машина соседа въехала на клумбу, и он тут же звонит в полицию. Те приезжают и штрафуют провинившегося. Никто при этом не возмущается и не вспоминает о павликах морозовых (или как там зовут ихних предателей?). Сосед, на которого стукнули, при случае сделал бы то же.
Попробовали было у нас прописать такую норму – в московском законе «Об общественных пунктах порядка». Но его сразу окрестили «законом о стукачах». Там, правда, речь шла всего лишь о том, что соседям рекомендуется сообщать обо всех «подозрительных элементах», которые появились в доме, но что это, как не слежка вообще!? Мы живем по другим принципам. А потому – не боимся никого! Перед началом летнего сезона вынимаем рамы с лестничных клеток – пригодятся на даче. Растаскиваем землю по квартирам, которую завозят для газонов. Выкапываем луковицы тюльпанов, которые с осени приготовили на весну. Если кто видит, молчит, как партизан – его не учили выдавать своих.
Простое объяснение «их нравов»: если сосед не заплатил за вывозку холодильника, если разворочена или растащена клумба, и ее придется устраивать заново – деньги за все это раскидают на всех. В том числе, на меня. С какой стати? Почему я должна расплачиваться за чужие грехи?
Но это – простое. На самом деле все сложнее. Речь идет о непонятном пока для нас гражданском обществе. Что это такое? Это, в том числе – когда именно социальные запреты определяют моральные нормы (а не наоборот, как у нас). Люди не только инициируют принятие тех или иных законов, но сами заботятся о том, чтобы они выполнялись. И тогда общество поневоле превращается в страну стукачей. Назвать ли это слежкой? Скорее вполне объяснимым желанием жить в спокойном, предсказуемом мире, где если что-то и может меняться, то только в сторону дальнейших приятностей. Хаос, непредсказуемость, конец порядку и уюту – такое может присниться только в страшном сне. А потому в борьбе за светлые мещанские идеалы люди будут стоять насмерть. Никому – даже любимому соседу – не позволят нарушить закон.
Хорошо это или плохо? Не нам судить. Тихого мещанского счастья на нашем веку мы не знали. Защищать нечего. При чем здесь избыточный комплекс порядочности? Нам все равно в каком обществе живем. Безразличию, кстати, есть еще одно объяснение: за все нарушения расплачиваемся не мы – бюджет. А ему, как известно, не больно.