Вам делать деньги, а нам тут жить!
Как-то незаметно вошло в норму отводить первые этажи новостроек под нежилые помещения. И владельцы квартир в таких домах воспринимают это как само собой разумеющееся. На самом же деле, в стоимости квадратного метра «сидят» и эти этажи, и социальная инфраструктура – покупатели квартир все это оплатили.
Однако застройщик оформляет коммерческие площади в свою собственность, продает или сдает в аренду, а людям навязывает не всегда приятное соседство под одной крышей с магазинами, парикмахерскими, офисами.
В старых же домах ситуация другая. Обычные квартиры на первых этажах переводятся в нежилой фонд. При этом ущемляются права жителей: прорубаются отдельные входы в капитальных стенах, являющихся элементами общего имущества всех собственников дома, во дворах устраиваются автостоянки для посетителей, при расчете коммунальных услуг возникает путаница, потому что принципы начислений за ЖКУ для коммерсантов и для граждан разные.
Если в Москве бизнес, в основном, довольствуется первыми этажами в старых домах, то в Санкт-Петербурге, особенно в центре, давно оккупированы и вторые, третьи. При этом коммерсанты, имея в сумме больше площадей, могут провести через общее собрание любое выгодное им решение. Голос собственников жилья в их же домах роли не играет.
Масштабы перевода квартир в нежилой фонд и протесты населения послужили поводом для проверки городской прокуратурой районных администраций. Чиновникам было указано на нарушения. В частности, по мнению прокуратуры, создание отдельных входов с улицы нарушает правила эксплуатации жилищного фонда, которые запрещают манипуляции в капитальных стенах блочных и панельных зданий (постановление Госстроя № 170 от 27.09.2003).
Также в процессе перевода квартир происходит уменьшение общедолевого имущества, что согласно Жилищному кодексу невозможно без согласия всех его собственников. В итоге с середины мая в Санкт-Петербурге полностью остановлен перевод квартир в нежилой фонд. И не только в блочных или панельных домах, но и в кирпичных.
Довольны жители в старых домах, председатели правлений ТСЖ в новостройках. От таких соседей, считают они, одни проблемы. Платят за помещение как обычные собственники квартир, а электричества и воды потребляют гораздо больше, и не все хотят ставить счетчики. Страдают жильцы: где продукты, там и крысы, а еще шум, лишний транспорт во дворе и разбитые газоны.
Зато как возмутился малый бизнес Санкт-Петербурга, который счел решение властей спланированной против него акцией! Обиженными себя сочли и «малые бизнесмены», которые как раз специализируются на переводе квартир в нежилой фонд. Один предприниматель, на счету которого, начиная с 2002 года, 20 подобных сделок, пожаловался прессе: «Я всегда делал хорошие проекты, расселял наркоманов и алкоголиков, вкладывал деньги в ремонт и благоустройство».
Такие дельцы есть и в Москве. Нина Стефановская, председатель домкома (Средний Тишинский пер., 3) рассказала:
– Несколько лет не можем призвать к порядку некую предпринимательницу, которая незаконно, без решения общего собрания, перевела в нежилой фонд квартиру на первом этаже в нашем доме. Прорубила отдельный вход в стене, по сути лишив каждого собственника части общего имущества. Тем не менее, суды она выигрывает. А недавно продала это помещение (видимо, жители доставляли много хлопот) и – была такова.
Мы выяснили, что на счету этой дамы уже 5 или 6 аналогичных сделок. Коммерсанты любят жаловаться на притеснения, но нужен ли нам, гражданам, такой малый бизнес? Почему бы коммерсантам не объединяться, не строить за свой счет бизнес-центры, отдельные офисы? Но это невыгодно, потому что очень дорого…
Большие опасения вызывает продолжающийся перевод квартир в нежилой фонд у члена экспертной группы Комитета по жилищной политике и ЖКХ Госдумы Татьяны Варской:
– У коммерсантов и жителей в многоквартирных домах цели разные. У первых – извлечение прибыли, у вторых – комфортное и безопасное проживание. Печальный пример продемонстрировал Санкт-Петербург. Постепенно коммерсанты занимали первые этажи, потом вторые, потом третьи. И вот уже жители домов в центре города держат оборону на двух последних этажах. И не понять, то ли дом жилой, то ли нежилой. А ведь начиналось все с перевода квартир в нежилой фонд на первых этажах.
Или ситуация с газовыми трубами. При переводе жилого помещения в нежилое требуется вынос из него газовой трубы. В одном из домов трубу тянули с уличной стороны фасада в муниципальную квартиру аж на шестой этаж, поскольку пять нижних этажей занял бизнес.
Надо ли говорить, насколько это уродует архитектурный облик домов и города в целом? Возникает масса конфликтов между жителями и владельцами или арендаторами нежилых помещений из-за парковочных мест, из-за непрозрачных расчетов с коммерсантами за коммунальные услуги. Может быть, и нам пора последовать примеру «северной столицы», прекратив эксперименты в жилых домах?