Закон города Москвы
«Основы жилищной политики города Москвы»
(в редакции законов города Москвы от 12 мая 1999 г. № 23-52, от 10 июля 2002 г. № 40)Настоящий закон определяет основные принципы реализации конституционного права жителей города Москвы на жилище в условиях проведения жилищной реформы, становления различных форм собственности и видов использования недвижимости в жилищной сфере и обеспечивает защиту прав граждан на жилище.
Целью жилищной политики города Москвы является развитие различных форм улучшения жилищных условий москвичей; установление гарантий предоставления в пользование малоимущим гражданам и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, жилых помещений бесплатно или за доступную плату в жилищном фонде города Москвы; создание системы поддержки в жилищной сфере, обеспечивающей реальную возможность приобретения гражданами жилых помещений в собственность; обеспечение условий проживания в жилище, отвечающем требованиям стандартов качества.
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Обеспечение права на жилище
1. Право на жилище граждан Российской Федерации – жителей города Москвы обеспечивается органами государственной власти города Москвы путем предоставления гражданам жилых помещений в жилищном фонде города Москвы по договорам социального найма, найма и иным договорам путем содействия гражданам в приобретении, строительстве жилища за счет собственных или заемных средств.
2. Гражданам, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, органы государственной власти города Москвы оказывают содействие в улучшении жилищных условий путем:
бюджетного финансирования жилищного строительства;
предоставления безвозмездных субсидий, кредитов на строительство или приобретение жилища;
выпуска и погашения жилищных облигационных займов;
развития и поддержки различных форм инвестирования средств физических и юридических лиц в жилищную сферу;
использования иных способов, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством города Москвы (далее – законодательство).
Статья 2. Жилищное законодательство города Москвы и правовые акты города Москвы, регулирующие жилищные отношения
Законодательством города Москвы, регулирующим жилищные отношения, являются Устав города Москвы, настоящий Закон и иные законы города Москвы.
Жилищные отношения могут регулироваться иными правовыми актами города Москвы, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, законодательству города Москвы.
Статья 3. Принципы жилищной политики города Москвы
Основными принципами жилищной политики города Москвы являются:
обеспечение исполнительными органами государственной власти города Москвы учета жилищного фонда, учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений;
обеспечение доступности для населения условий найма жилых помещений, а также покупки жилых помещений путем предоставления гражданам безвозмездных субсидий, займов на строительство или приобретение жилища, а также путем привлечения инвестиций, кредитных ресурсов и иных источников на развитие жилищного строительства и объектов коммунальной инфраструктуры, установления государственного контроля за их использованием;
обеспечение дальнейшего развития жилищного строительства за счет бюджета города Москвы и иных, не запрещенных законом источников, с внедрением новых экономических и финансовых механизмов в жилищном строительстве;
обеспечение проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства и управления жилищным фондом и коммунальной инфраструктурой жилищного сектора с дальнейшим разграничением функций собственника и функций управления и обслуживания, внедрения договорных отношений в сфере услуг и обслуживания;
создание условий для долгосрочных жилищных накоплений и установления государственного контроля за различными формами привлечения средств населения для финансирования жилищного строительства и приобретения жилища;
установление обязательных платежей за жилищные, коммунальные и иные услуги и порядка предоставления компенсации (субсидий) гражданам по платежам;
содействие организации и деятельности в жилищной сфере объединений собственников, органов территориального общественного самоуправления и иных объединений граждан.
Статья 4. Жилое помещение
1. Под жилым помещением понимается квартира, комната (комнаты), расположенные в жилом доме или ином строении, предназначенные и пригодные для проживания.
2. Жилое помещение должно отвечать санитарным и техническим требованиям и быть благоустроенным применительно к условиям города Москвы.
3. Использование помещений в жилых домах для нужд промышленного характера запрещается.
4. Размещение организаций в жилых помещениях допускается после перевода такого помещения в установленном порядке в нежилое.
Статья 5. Жилищный фонд
1. Жилищный фонд города Москвы включает все жилые помещения, принадлежащие на праве собственности городу и находящиеся как на территории города, так и за его пределами.
2. В жилищный фонд города входят:
1) фонд социального использования, состоящий из жилых помещений, занимаемых гражданами по договору социального найма;
2) фонд коммерческого использования, состоящий из жилых помещений,
предоставляемых лицам на основании договора найма (коммерческого найма), договора аренды, иного договора,
передаваемых лицам в собственность по договору купли-продажи;
3) фонд специализированного использования, состоящий из жилых помещений, предоставляемых отдельным категориям граждан.
3. Формирование жилищного фонда города осуществляется путем нового жилищного строительства, реконструкции существующего жилищного фонда города, иными способами, предусмотренными законодательством.
Статья 6. Обязанности и ответственность лиц по сохранности и использованию жилища
1. Физические и юридические лица несут обязанности по сохранности и использованию жилища, предусмотренные федеральным законодательством, настоящим Законом, иными правовыми актами города Москвы.
2. Физические и юридические лица обязаны:
использовать жилище в соответствии с его назначением;
не нарушать права и законные интересы иных лиц;
бережно относиться к жилищу, обеспечивать его сохранность;
соблюдать правила пользования и содержания жилища и прилегающей к нему территории, выполнять предусмотренные законодательством санитарно-гигиенические, экологические, архитектурно-градостроительные, противопожарные и эксплуатационные требования;
нести расходы по содержанию и ремонту жилища;
своевременно оплачивать фактически предоставляемые коммунальные услуги;
исполнять иные обязанности в соответствии с законодательством.
3. Физические и юридические лица, невыполняющие обязанности, предусмотренные настоящей статьей, несут ответственность в соответствии с законодательством.
ГЛАВА 2. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ, ПРИОБРЕТЕНИЕ И ПОЛЬЗОВАНИЕ ЖИЛЫМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ
Статья 7. Предоставление жилых помещений
1. Жилое помещение в жилищном фонде города предоставляется гражданам по договору:
— социального найма;
— найма;
— безвозмездного пользования;
— иному договору.
Юридическим лицам жилое помещение предоставляется по договору аренды, иному договору.
2. Приоритеты предоставления гражданам жилых помещений в жилищном фонде города по договорам социального найма, найма, безвозмездного пользования, иным договорам, выделения гражданам безвозмездных субсидий, ссуд на возвратной основе на строительство или приобретение жилых помещений, продажи жилых помещений на льготных условиях (далее – Приоритеты) ежегодно утверждаются Московской городской Думой в первоочередном порядке по представлению мэра Москвы.
Статья 8. Норма предоставления жилых помещений в жилищном фонде города Москвы
1. Жилые помещения предоставляются гражданам в жилищном фонде социального использования города Москвы в пределах нормы предоставления, если законом или договором не предусмотрено иное.
2. Норма предоставления соответствует социальной норме и составляет 18 квадратных метров общей площади на одного человека, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
3. Размер общей площади квартиры определяется как сумма площадей всех помещений квартиры, включая площадь жилых комнат и мест общего пользования в квартире.
Места общего пользования квартиры – вспомогательные нежилые помещения, предназначенные для обслуживания только этой квартиры, в том числе кухня, внутриквартирный коридор, передняя, санитарно-гигиенические помещения, иные подсобные помещения.
4. Гражданам, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, и иным категориям граждан, предусмотренным федеральным законодательством, предоставляется дополнительная площадь в виде отдельной комнаты или в размере 18 квадратных метров общей площади, если иное не установлено федеральным законодательством.
5. При определении размера предоставляемого жилого помещения учитываются жилые помещения (доли в праве на жилые помещения), в отношении которых граждане и члены их семей обладают самостоятельным правом пользования, а также гражданско-правовые сделки, совершенные гражданами и членами их семей с принадлежащими им жилыми помещениями (долями в праве на жилые помещения) за период, установленный законодательством города Москвы.
Статья 9. Социальный наем жилого помещения
1. Граждане, имеющие на каждого члена семьи доход ниже уровня, утвержденного Московской городской Думой, и признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий в установленном порядке, имеют право на предоставление жилого помещения в фонде социального использования по договору социального найма.
Жилые помещения по договору социального найма предоставляются иным категориям граждан, нуждающимся в социальной защите, в случаях, предусмотренных федеральным законодательством.
2. Жилые помещения по договору социального найма могут предоставляться гражданам, не состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в случаях:
неотложного выселения граждан из жилища, ставшего непригодным для проживания в связи со стихийным бедствием, аварийным состоянием, угрозой обвала, иными чрезвычайными обстоятельствами;
ликвидации коммунального заселения квартиры в порядке и на условиях, установленных законодательством;
в иных случаях, установленных законодательством.
3. Основанием для заключения договора социального найма является решение исполнительного органа государственной власти.
4. Основанием для вселения граждан в жилое помещение является договор социального найма жилого помещения.
5. По договору социального найма жилого помещения город Москва либо управомоченное им лицо (наймодатель) предоставляет гражданину (нанимателю) жилое помещение в пределах нормы предоставления во владение и пользование для проживания в нем, а наниматель обязуется использовать жилое помещение для проживания, выполнять условия договора, своевременно вносить плату за наем жилого помещения.
Наниматель обязан самостоятельно вносить плату за жилищные, коммунальные и иные услуги, если договором не установлено иное.
6. Наниматель заключает в установленном порядке договоры на предоставление ему жилищных, коммунальных и иных услуг, если договором социального найма не установлено иное.
7. В договоре социального найма указываются члены семьи, проживающие в жилом помещении вместе с нанимателем.
Члены семьи, проживающие совместно с нанимателем, пользуются всеми правами и несут все обязанности по договору наравне с нанимателем. Совершеннолетние члены семьи нанимателя несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма.
8. Если граждане перестали быть членами семьи нанимателя, но продолжают проживать совместно с нанимателем, они имеют такие же права и несут такие же обязанности, как наниматель и члены его семьи.
Статья 10. Безвозмездная субсидия на строительство или приобретение жилища
1. Граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющие право на предоставление жилого помещения по договору социального найма, вправе получить безвозмездную субсидию на строительство или приобретение жилища (далее – субсидия).
2. Субсидия может быть использована гражданами в течение 6 месяцев:
на приобретение жилища на рынке недвижимости;
на финансирование строительства жилища.
Граждане вправе приобрести с помощью субсидии жилое помещение как на территории города Москвы, так и за ее пределами на территории Российской Федерации.
3. Субсидия может предоставляться гражданам, не состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 9 настоящего закона, иными законами города Москвы.
4. Субсидии предоставляются гражданам, которые не использовали право на льготное финансирование (кредитование) жилищного строительства.
5. Субсидия рассчитывается на каждую семью, состоящую на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Субсидия для одинокого гражданина рассчитывается исходя из размера 33 квадратных метра общей площади жилого помещения.
Субсидия для семьи, состоящей из двух человек, рассчитывается исходя из размера 42 квадратных метра общей площади жилого помещения.
Субсидия для семьи, состоящей из трех и более человек, рассчитывается исходя из размера 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
Расчет субсидии производится с учетом требований, установленных частью 5 статьи 8 настоящего закона.
6. Размер субсидии не может превышать нормативную стоимость жилого помещения в фонде социального использования и определяется в установленном порядке в зависимости от года постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, наличия у граждан права на первоочередное предоставление жилого помещения, других условий, установленных законодательством.
7. Нормативная стоимость жилого помещения определяется как произведение средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения в домах типовых серий в районах массовой застройки и размера общей площади жилого помещения, определяемого в порядке, установленном частью 5 настоящей статьи.
8. Гражданам, в отношении которых принято решение о предоставлении им жилого помещения по договору социального найма, по их желанию, может быть предоставлена субсидия в размере нормативной стоимости жилого помещения с использованием ее в течение 3 месяцев.
9. Граждане вправе приобрести с помощью субсидии, рассчитанной в соответствии с частью 5 настоящей статьи, жилое помещение менее установленного размера, при этом на каждого члена семьи не должно приходиться менее 16 квадратных метров общей площади.
Граждане вправе приобрести с помощью субсидии жилое помещение более установленного размера без ограничения площади.
10. Граждане, использовавшие субсидию, снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Статья 11. Наем (коммерческий наем) жилого помещения
1. Граждане, имеющие на каждого члена семьи доход выше уровня, утвержденного Московской городской Думой, и признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий в установленном порядке, имеют право на предоставление жилого помещения в фонде коммерческого использования по договору найма.
Жилые помещения по договору найма не предоставляются семьям малоимущих граждан, ветеранов, инвалидов и иных граждан, которые, в соответствии с федеральным законодательством, должны обеспечиваться жилыми помещениями в фонде социального использования.
2. В случае отказа граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, от получения жилых помещений по договору найма они могут предоставляться по договору найма иным лицам в порядке, установленном правовыми актами города Москвы.
3. Жилое помещение по договору найма предоставляется как с освобождением занимаемого жилого помещения, так и без его освобождения.
4. Основанием для заключения договора найма является решение исполнительного органа государственной власти.
5. Основанием для вселения в жилое помещение является договор найма жилого помещения.
6. По договору найма город Москва либо управомоченное им лицо (наймодатель) предоставляет гражданину (нанимателю) жилое помещение без ограничения нормой предоставления во временное владение и пользование для проживания в нем за договорную плату, а наниматель обязуется использовать жилое помещение для проживания, выполнять условия договора, своевременно вносить плату за наем жилого помещения.
7. Наниматель вносит плату за жилищные, коммунальные и иные услуги в полном размере.
8. Наниматель самостоятельно заключает в установленном порядке договоры на предоставление ему жилищных, коммунальных и иных услуг, если договором найма не установлено иное.
9. В договоре найма указываются граждане, проживающие в жилом помещении вместе с нанимателем. Граждане, проживающие совместно с нанимателем, имеют равные с ним права по пользованию жилым помещением.
Ответственность за действия граждан, нарушающие условия договора найма жилого помещения, несет наниматель жилого помещения, если договором граждан с нанимателем не установлена солидарная ответственность перед наймодателем.
10. При расторжении договора найма жилого помещения в случаях, предусмотренных законом или договором, граждане подлежат выселению из занимаемого по договору найма жилого помещения в судебном порядке.
В случае предоставления жилого помещения по договору найма с освобождением ранее занимаемого жилого помещения граждане подлежат выселению с предоставлением жилого помещения, равнозначного по размеру ранее занимаемому.
В случае предоставления жилого помещения по договору найма без освобождения занимаемого жилого помещения граждане подлежат выселению в ранее занимаемое жилое помещение. При отсутствии возможности вселения в ранее занимаемое жилое помещение граждане подлежат выселению с предоставлением жилого помещения по нормам общежития.
11. Договор найма жилого помещения заключается на срок, не превышающий пяти лет. Если в договоре срок не определен, договор считается заключенным на пять лет.
По истечении срока договора найма жилого помещения наниматель имеет преимущественное право на заключение договора найма жилого помещения на новый срок.
К договору найма жилого помещения, заключенному на срок до одного года (краткосрочный наем), не применяются правила, предусмотренные настоящей статьей.
Договор краткосрочного найма жилого помещения заключается в порядке и на условиях, установленных гражданским законодательством.
Статья 12. Аренда жилого помещения
1. Город Москва имеет право предоставить юридическому лицу жилое помещение в фонде коммерческого использования по договору аренды в порядке и на условиях, установленных законодательством и договором.
2. По договору аренды жилого помещения город Москва либо управомоченное им лицо (арендодатель) предоставляет юридическому лицу (арендатору) жилое помещение без ограничения нормой предоставления за договорную плату во временное владение и/или пользование, а арендатор обязуется использовать жилое помещение для проживания граждан, выполнять обязательства по договору, своевременно вносить арендную плату, а также плату за жилищные, коммунальные и иные услуги.
3. Арендатор предоставляет гражданину жилое помещение по договору поднайма с соблюдением правил, установленных законодательством.
Статья 13. Купля – продажа жилого помещения
1. Город Москва имеет право передать гражданину или юридическому лицу жилое помещение, находящееся в собственности города Москвы, из фонда коммерческого использования по договору купли-продажи, в том числе с рассрочкой платежа, в соответствии с федеральным законодательством, правовыми актами города Москвы и договором.
2. По договору купли-продажи с рассрочкой платежа, город Москва либо управомоченное им лицо передает на основании договора жилое помещение без ограничения нормой предоставления во владение и/или пользование до полной выплаты стоимости жилого помещения, а покупатель обязуется своевременно вносить платежи в счет выкупа, а также выполнять иные условия договора.
3. Гражданин или юридическое лицо, которому жилое помещение предоставлено по договору купли-продажи, в том числе с рассрочкой платежа, вносит плату за жилищные, коммунальные и иные услуги в полном размере, если иное не установлено законодательством или договором.
4. При условии внесения всей выкупной стоимости жилое помещение оформляется в собственность граждан или юридических лиц в соответствии с законодательством.
5. Платежи в счет выкупа жилого помещения направляются в бюджет города Москвы.
6. Возврат денежных средств лицам, расторгнувшим договор купли-продажи с рассрочкой платежа, осуществляется из бюджета города Москвы.
7. Платежи в счет выкупа вносятся независимо от факта пользования жилым помещением.
Статья 14. Безвозмездное пользование жилым помещением
1. Отдельным категориям лиц предоставляются жилые помещения в фонде специализированного использования по договору безвозмездного пользования.
2. По договору безвозмездного пользования город Москва либо управомоченное им лицо передает гражданину жилое помещение в пределах нормы предоставления в безвозмездное временное пользование для проживания в нем, а гражданин обязуется использовать жилое помещение для проживания, выполнять условия договора.
3. Пользователь обязан самостоятельно вносить плату за жилищные, коммунальные и иные услуги, если договором безвозмездного пользования не установлено иное.
Гражданин заключает в установленном порядке договоры на предоставление ему жилищных, коммунальных и иных услуг, если договором безвозмездного пользования не установлено иное.
4. Жилые помещения в фонде специализированного использования, предоставленные гражданам по договору безвозмездного пользования, не подлежат передаче в собственность граждан.
5. В договоре безвозмездного пользования указываются члены семьи пользователя, вселенные им в установленном порядке в жилое помещение на срок действия договора.
Ответственность за действия членов семьи, проживающих с пользователем и нарушающих условия договора безвозмездного пользования жилым помещением, несет пользователь жилого помещения.
6. Жилое помещение должно отвечать санитарным и техническим требованиям и быть благоустроенным применительно к условиям города Москвы.
7. Основанием для заключения договора безвозмездного пользования жилым помещением является решение исполнительного органа государственной власти.
8. Основанием для вселения в жилое помещение является договор безвозмездного пользования жилым помещением.
9. Перечень категорий лиц, имеющих право на получение жилого помещения в фонде специализированного использования по договору безвозмездного пользования, определяется федеральным законодательством и правовыми актами города Москвы.
Статья 15. Коммунальная квартира
1. Коммунальная квартира — квартира, состоящая из нескольких жилых помещений (комнат), принадлежащих двум и более пользователям и/или собственникам, не являющимся членами одной семьи, на основании отдельных договоров, сделок, иных действий, предусмотренных законодательством, совместно использующим вспомогательные помещения (места общего пользования квартиры) и инженерное оборудование в местах общего пользования.
2. Освободившееся изолированное жилое помещение в коммунальной квартире должно предоставляться проживающим в этой квартире гражданам, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.
При отсутствии в квартире вышеуказанных граждан освободившееся жилое помещение должно предоставляться гражданам, проживающим в данной квартире и занимающим жилые помещения по договору социального найма размером менее установленной нормы предоставления на каждого члена семьи, с учетом права на пользование дополнительной площадью в соответствии с законодательством.
3. При принятии решения об улучшении жилищных условий граждан путем предоставления по договору социального найма освободившегося изолированного жилого помещения в коммунальной квартире учитываются жилые помещения (доли в праве на жилые помещения), в отношении которых граждане и члены их семей обладают самостоятельным правом пользования, а также гражданско-правовые сделки, совершенные гражданами и членами их семей с принадлежащими им жилыми помещениями (долями в праве на жилые помещения) за период, установленный законодательством города Москвы.
4. При отсутствии в квартире граждан, перечисленных в части 2 настоящей статьи, освободившееся жилое помещение должно предоставляться иным гражданам, проживающим в этой квартире, по договору найма или передаваться по договору купли-продажи, в том числе с рассрочкой платежа.
5. При отсутствии в квартире граждан, перечисленных в частях 2, 4 настоящей статьи, иные граждане, проживающие в этой квартире, вправе обратиться в исполнительные органы государственной власти города Москвы с предложением о ликвидации коммунального заселения.
Исполнительные органы государственной власти города Москвы обязаны информировать граждан о возможности ликвидации коммунального заселения.
6. Граждане, желающие воспользоваться своим правом, установленным частями 2, 4, 5 настоящей статьи, должны в течение 30 дней со дня получения информации об освобождении жилого помещения подать заявление в исполнительные органы государственной власти города Москвы.
7. При отсутствии в квартире граждан, указанных в частях 2, 4, 5 настоящей статьи, освободившееся жилое помещение предоставляется другим гражданам в установленном законом порядке, за исключением граждан, проживание которых в коммунальных квартирах не допускается законодательством.
8. Не допускается коммунальное заселение квартир путем предоставления по отдельным договорам жилых помещений в свободных квартирах.
9. Не допускается обмен свободных жилых помещений в коммунальных квартирах, входящих в жилищный фонд города, на жилые помещения, занимаемые гражданами.
Статья 16. Общежития
1. Специально построенные или переоборудованные жилые дома и жилые помещения в жилищном фонде города могут использоваться для организации общежития в порядке, предусмотренном законодательством.
2. Порядок организации общежитий и предоставления жилых помещений в пользование определяется законодательством.
3. Город Москва оказывает содействие в реализации жилищных прав москвичей, для которых общежитие является местом жительства.
4. Органы государственной власти города Москвы осуществляют государственный контроль за использованием общежитий по целевому назначению.
5. При ликвидации общежития переселение граждан из фактически занимаемого изолированного жилого помещения в иное изолированное жилое помещение допускается с их письменного согласия.
Не требуется письменного согласия граждан для их переселения из жилого помещения, размер которого превышает социальную норму на каждого члена семьи, в иное жилое помещение, соответствующее социальной норме.
6. При ликвидации общежития и исключении его из специализированного жилищного фонда с гражданами, проживающими в общежитии, заключается договор, дающий право пользования фактически занимаемым изолированным жилым помещением, не превышающим социальную норму.
7. При наличии правового акта города Москвы об отселении граждан из общежития гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по договору социального найма и имеющим право на безвозмездную субсидию на строительство или приобретение жилища, субсидии предоставляются единовременно.
8. Плата за пользование фактически занимаемым жилым помещением, жилищные, коммунальные и иные услуги, предоставляемые гражданам, проживающим в общежитии, взимается в размере, установленном законодательством города Москвы для жителей города Москвы, с предоставлением компенсаций (субсидий) по этим платежам в установленном порядке.
9. Покрытие расходов на содержание общежитий, за вычетом поступающих платежей от проживающих и пребывающих в нем граждан, производится за счет собственника специализированного жилищного фонда либо управомоченного им лица.
ГЛАВА 3. ПЛАТА ЗА ЖИЛОЕ ПОМЕЩЕНИЕ
Статья 17. Структура платежей за жилое помещение
1. Платежи граждан за жилое помещение независимо от формы собственности включают плату за услуги по содержанию и ремонту общего имущества дома (жилищные услуги), а также коммунальные и иные услуги.
Наниматели жилых помещений вносят плату за наем жилых помещений.
2. Плата за услуги по содержанию и ремонту общего имущества дома, плата за услуги отопления, а также плата за наем жилых помещений вносится гражданами независимо от факта пользования жилыми помещениями.
Статья 18. Государственное регулирование платы за жилое помещение
1. Город Москва устанавливает ставки оплаты жилищных и коммунальных услуг, нормативы потребления коммунальных услуг, а также плату за наем жилых помещений в жилищном фонде города.
2. Тарифы на электрическую и тепловую энергию, газ подлежат государственному регулированию и устанавливаются в соответствии с федеральным законодательством.
3. Размер платы за наем жилых помещений устанавливается дифференцированно в зависимости от их качества и местоположения.
4. На период жилищно-коммунальной реформы собственники жилых помещений оплачивают на равных условиях с нанимателями жилых помещений в жилищном фонде социального использования жилищные и коммунальные услуги, если законом или договором не предусмотрено иное.
5. Ставки оплаты жилищных и коммунальных услуг, нормативы потребления коммунальных услуг, предоставляемых предприятиями, находящимися в собственности города Москвы, а также размер платы за социальный наем жилых помещений в жилищном фонде города утверждаются Правительством Москвы по согласованию с Московской городской Думой.
6. Платежи за наем жилых помещений в жилищном фонде города Москвы направляются в бюджет города Москвы.
7. При внесении платы за жилое помещение с нарушением сроков, предусмотренных законом, начисляется пеня за каждый день просрочки. Размер пени не может превышать размер единой учетной ставки Центрального Банка Российской Федерации (ставка рефинансирования), если иное не установлено федеральным законодательством.
8. При невыполнении пользователями жилых помещений своих обязательств по оплате за жилое помещение в течение шести месяцев, граждане подлежат выселению в судебном порядке из занимаемого жилого помещения с предоставлением жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, по нормам общежития.
Статья 19. Особенности платы за жилое помещение
1. Плата за наем жилых помещений, взимаемая независимо от факта пользования жилыми помещениями, производится нанимателями начиная с даты заключения договора найма, если иное не установлено договором.
Плата за услуги по содержанию и ремонту общего имущества дома, плата за услуги отопления, взимаемые независимо от факта пользования жилыми помещениями, производятся собственниками жилых помещений начиная с даты регистрации прав собственности; пользователями жилых помещений — начиная с даты заключения договоров, дающих право пользования жилыми помещениями.
Плата за иные услуги производится начиная с даты заключения договора на предоставление лицу соответствующих услуг, если иное не установлено договором.
2. Граждане, обладающие самостоятельным правом пользования одним или несколькими жилыми помещениями, совокупный размер которых превышает 40 квадратных метров общей площади для одиноко проживающих граждан, 56 квадратных метров (для семей, состоящих из двух человек) и 25 квадратных метров на каждого члена семьи (для семей, состоящих из трех и более человек), оплачивают услуги отопления и услуги по содержанию и ремонту общего имущества дома, соответствующие данному превышению, в полном размере, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.
3. Данный порядок оплаты не распространяется на граждан:
— семьи которых состоят из инвалидов I и/или II группы и/или пенсионеров и граждан, находящихся на их иждивении, а также одиноко проживающих несовершеннолетних детей-сирот;
— имеющих право на дополнительную площадь в пределах размера площади с учетом этого права;
— обратившихся в установленном порядке в жилищные органы с заявлением о замене занимаемых жилых помещений на жилые помещения меньшей площади в пределах социальной нормы в течение срока, установленного правовыми актами города Москвы;
— проживающих в жилых помещениях, признанных в установленном порядке непригодными для проживания.
4. В квартирах, планировка которых, в соответствии с законодательством, не позволяет заключить отдельный договор социального найма с каждой семьей, при недостижении соглашения о порядке оплаты, допускается определение доли оплаты за жилое помещение каждой семье.
Граждане, проживающие в одном жилом помещении, объединенные признаками родства или свойства, но имеющие свои источники дохода, отдельный бюджет и ведущие раздельное хозяйство, при наличии их волеизъявления, считаются разными семьями.
5. Нормы, указанные в частях 2, 3, 4 настоящей статьи, не распространяются на граждан, занимающих жилые помещения по договору найма.
6. Текущий ремонт жилых помещений, принадлежащих лицам на праве собственности или предоставленных лицам на праве пользования по иным основаниям, является их обязанностью и оплачивается за счет собственных средств.
7. На период жилищно-коммунальной реформы капитальный ремонт жилищного фонда, независимо от формы собственности, содержание которого дотируется из бюджета города Москвы, является обязанностью города Москвы.
Статья 20. Компенсации (субсидии) по оплате жилого помещения
1. Жителям города Москвы, нуждающимся в социальной защите, гарантируется предоставление компенсаций (субсидий) по оплате жилого помещения в порядке, установленном законодательством.
2. Компенсации (субсидии) по оплате жилого помещения предоставляются гражданам в соответствии с размером общей площади жилого помещения и нормативами потребления коммунальных услуг.
Компенсация (субсидия) по оплате жилого помещения для одинокого гражданина рассчитывается исходя из размера 33 квадратных метра общей площади жилого помещения.
Компенсация (субсидия) по оплате жилого помещения для семьи, состоящей из двух человек, рассчитывается исходя из размера 42 квадратных метра общей площади жилого помещения.
Компенсация (субсидия) по оплате жилого помещения для семьи, состоящей из трех и более человек, рассчитывается исходя из размера 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
3. При расчете величины компенсации (субсидии) недопустимо исключение отдельных видов жилищных и коммунальных услуг.
4. Компенсации (субсидии) предоставляются гражданам в безналичной форме в виде уменьшения их платежа за жилое помещение.
5. Компенсационный стандарт — социальный стандарт адресной помощи малоимущим гражданам, соответствующий максимально допустимой доле собственных расходов граждан на оплату жилого помещения в совокупном семейном доходе исходя из установленного размера общей площади жилого помещения и нормативов потребления коммунальных услуг.
Компенсационный стандарт утверждается в первоочередном порядке Московской городской Думой по представлению Мэра Москвы.
6. Право на получение компенсаций (субсидий) по оплате жилого помещения не распространяется на граждан, занимающих жилые помещения по договору найма.
7. Граждане, сдающие жилые помещения внаем (поднаем) утрачивают право на компенсацию (субсидию).
ГЛАВА 4. УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНЫМ ФОНДОМ
Статья 21. Управление жилищным фондом
1. Управление жилищным фондом города осуществляется собственником жилищного фонда непосредственно либо через уполномоченные им исполнительные органы государственной власти, а также управляющие организации, привлекаемые на конкурсной основе.
Управление частным жилищным фондом осуществляется собственниками, объединениями собственников жилых помещений либо управляющей организацией по поручению собственника, объединения собственников.
Дом может находиться в управлении только одного лица.
2. Органы государственной власти города Москвы:
обеспечивают формирование городских заказов на обслуживание, ремонт и развитие объектов коммунального хозяйства, привлекая для этой цели подрядные организации на конкурсной основе независимо от формы собственности; поэтапный переход от бюджетного дотирования жилищно-коммунального хозяйства к полной оплате услуг потребителями; переход на договорные отношения между субъектами правоотношений в жилищной сфере;
содействуют созданию конкурентной среды в сфере управления и ремонта жилищного фонда; созданию и деятельности объединений собственников в жилищной сфере; снижению издержек при эксплуатации жилищного фонда, выработке и поставке коммунальных услуг.
Статья 22. Товарищество собственников в жилищной сфере
1. Товарищество собственников в жилищной сфере (товарищество собственников жилья) образуется собственниками жилых помещений, объектов нежилого фонда, иного недвижимого имущества в кондоминиуме в соответствии с законодательством.
2. В общее имущество, находящееся в общей долевой собственности членов товарищества, входят: межквартирные лестничные клетки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, крыши, чердаки, подвалы, технические этажи, ограждающие несущие и ненесущие конструкции, механическое, электрическое, сантехническое и иное оборудование, находящееся за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, а также иные объекты, предназначенные для обслуживания и использования единого комплекса недвижимого имущества (кондоминиума).
Объекты, предназначенные для обслуживания и использования кондоминиума, определяются и передаются товариществу в соответствии с законодательством.
3. Товарищество собственников управляет общим имуществом членов товарищества, контролирует издержки, осуществляет выбор эксплуатационных и ремонтных организаций. Порядок управления и использования товариществом объектов нежилого фонда, находящихся в собственности товарищества, а также порядок содержания и ремонта общего имущества в кондоминиуме регулируются уставом, решениями общего собрания членов товарищества в соответствии с законодательством.
Статья 23. Обязанности собственника жилищного фонда по обеспечению сохранности жилищного фонда
1. Собственники жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры обязаны:
обеспечивать сохранность жилищного фонда, объектов инженерной инфраструктуры и элементов внешнего благоустройства;
своевременно производить капитальный ремонт жилищного фонда, объектов инженерной инфраструктуры и элементов внешнего благоустройства в соответствии с правилами и нормами.
обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования жилища, техническую эксплуатацию жилищного фонда в соответствии с правилами и нормами, надлежащее санитарное содержание жилых домов и придомовых территорий.
2. Переоборудование, переустройство, перепланировка, перевод в нежилой фонд, реконструкция жилища осуществляются в порядке и на условиях, установленных законодательством.
Статья 24. Страхование жилого помещения
1. Органы государственной власти города устанавливают гарантии по возмещению ущерба, причиненного застрахованному жилому помещению, и определяют льготные условия страхования жилого помещения, являющегося местом жительства гражданина.
2. При значительном повреждении, признании непригодным для проживания или уничтожении незастрахованного жилого помещения, находящегося в собственности граждан, если жилое помещение является единственным местом жительства граждан, им предоставляется другое жилое помещение по нормам общежития.
Статья 25. Содержание и ремонт жилищного фонда
1. Содержание и ремонт жилищного фонда осуществляются с обязательным соблюдением правил и норм технической эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
2. Подрядные организации независимо от форм собственности осуществляют содержание и ремонт жилищного фонда по договору с управляющей организацией.
3. Договоры на ремонт жилищного фонда города Москвы, предоставление коммунальных и иных услуг заключаются на конкурсной основе между собственником жилищного фонда либо управомоченным им лицом и соответствующими организациями, предлагающими услуги лучшего качества на более выгодных для собственника условиях.
4. Государственные эксплуатационные и ремонтно-строительные предприятия обязаны осуществлять по договорам с собственниками недвижимости в жилищной сфере или управомоченными ими организациями техническую эксплуатацию и ремонт частного жилищного фонда.
Статья 26. Обеспечение государственного контроля за содержанием и использованием жилищного фонда
Государственный контроль за строительством, содержанием и использованием жилищного фонда, а также регулирование качества коммунального обслуживания осуществляется территориальными исполнительными органами государственной власти, органами Государственной жилищной инспекции, органами Инспекции государственного архитектурно-строительного надзора города Москвы, иными специально управомоченными на то государственными органами, которые в рамках своей компетенции осуществляют:
контроль за соблюдением стандартов качества предоставляемых строительных, коммунальных и иных услуг;
контроль за наличием соответствующих договоров у подрядных организаций, осуществляющих предоставление услуг;
меры экономического и административного воздействия на управляющие, подрядные организации, собственников жилищного фонда при выявлении фактов нарушения нормативных требований и низкого качества работ;
оперативное реагирование на обращения и заявления потребителей коммунальных и иных услуг.
Статья 27. Вступление настоящего Закона в силу
Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его опубликования.
С вступлением в силу настоящего Закона правовые акты города Москвы, регулирующие отношения в жилищной сфере, применяются в части, не противоречащей настоящему Закону.